Человек как социально-природное существо

Эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор, как он выделился из животного мира, она перестала иметь, по крайней мере, решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Например, в Европе уровень смертности от туберкулеза с 4000 на миллион человек в 1840г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что отбор по сопротивляемости туберкулезу, по существу, прекратился. Это можно сказать и о других болезнях.

Сегодня наблюдается очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и вместе с тем большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное многообразие человеческих культур и образов жизни. Очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человека. Поэтому можно говорить о ведущей роли культуры Homo sapiens. Политические, экономические и социальные изменения, связанные с улучшением жизни людей, прямо влияют на состояние их здоровья. Как же меняется биологическая природа, физический облик человека с изменением социальной природы?

Необходимо отметить, что продолжительность жизни человека увеличилась. В древности, продолжительность жизни составляла – 20-22года, в XVIIIв.- 30лет, к началу XX - составляла 56 лет, а в настоящее время 75-78 лет. Если обратиться к интеллектуальному развитию человека, по мнению известного антрополога Френсиса Гальтона (1822-1911), интеллект человека снижается. По его мнению, представители низших классов обладают более низким коэффициентом интеллекта, при этом именно эти слои имеют большее количество детей. Современные антропологи и биологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида, прекратился с момента образования Homo sapiens. Прежде всего, об этом свидетельствует тот факт, что в течение этого периода мозг человека не изменялся, морфологическое изменение его завершилось.

С точки зрения марксизма, человек – это предельно общее понятие для обозначения субъекта человеческой деятельности, познания и общества. Понятие «Человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Таким образом, понятие «человек» выражает целостность человеческого существа, единство самых различных его функций и проявлений. Используя понятие «человек», марксистская философия стремится подчеркнуть, что существует особая и исторически развивающаяся общность, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек, на всех этапах исторического развития остается, тождествен самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Но каковы особенности человеческого бытия? Что обусловливает его уникальное положение в мире? Начинать искать ответы на эти вопросы, с точки зрения марксистской философии, следует, прежде всего, с уяснения взаимоотношения человека и природы. Человек – это часть природы, живое телесное существо. С этой точки зрения его можно охарактеризовать определенной совокупностью родовидовых признаков. Природное биологически обусловленное рождение, внутриутробное развитие, продолжительность жизни, способность усваивать определенные виды пищи, передача по наследству определенных задатков и возможностей, пол и другие качества человека. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации – разновидности. Наиболее крупные из них – расы. Расы – это набор определенного генотипа, приспособленный к конкурентным условиям среды его обитания, который выражается специфическими анатомическими и физиологическими признаками.

Каково же влияние природно-биологической организации на жизнь людей? Без сомнения, оно огромно как для человечества в целом, так и для индивида, в частности. Большую часть своего времени, всех своих сил человек должен был использовать для удовлетворения своих биологических потребностей в пище, воде, тепле и т.д. Усилия человека в этом направлении составляют основное содержание материального производства. Но не только материальное производство обеспечивает природно-биологическое существование. Из потребности жизнеобеспечения выросла и на ее удовлетворение была направлена вся социальная организация жизнедеятельности людей: род, племя, семья, государство, моральные и правовые нормы и т.д.

Один из самых главных институтов человечества – это семья. Человек - единственное существо, которое имеет межпоколенные связи. Главное назначение семьи всегда определялось задачами природного, биологического порядка; воспроизводство человеческого рода, рождение и воспитание потомства, организация жизнедеятельности всех членов семьи для удовлетворения биологических потребностей. Все прочие духовные стимулы для формирования семьи возникли сравнительно поздно, когда формы социальной организации позволили иным образом организовать удовлетворение первых биологических потребностей. Можно с полной уверенностью сказать, что и такие формы духовной жизни людей, как мораль, искусство, религии также выросли из потребностей организации материального производства для удовлетворения биологических потребностей человека. В основе морали лежат нормы по регулированию половых отношений, защите жизни человеческого сообщества от различного рода столкновений. Религия формируется на основе первобытной обрядности, играющей существенную роль во всех сферах жизнедеятельности рода и обеспечивающих его выживание.

Человеческое начало, следовательно, необходимо усматривать в том, что производство орудий труда становится потребностью, удовлетворение которой обуславливает удовлетворение жизненных потребностей человека. Это значит, что специфическим способом жизнедеятельности человека является не приспособление и собирательство, а материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир очеловеченной природы.

В процессе трудовой деятельности человек создает средства для удовлетворения своих жизненных потребностей. Причем под влиянием нового способа жизнедеятельности происходит изменение, очеловечение самих жизненных потребностей, унаследованных человеком при его выделении из жизненного мира. Кроме производственных отношений в систему общественных отношений входят отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация), брачно-семейные, быта, межличностные, между обществом и личностью. Поэтому жизнедеятельность человека представляет сложный процесс не только удовлетворения потребностей, но и их воспроизводство в системе общественных отношений. Их воспроизводство становится особой потребностью человека, превращается в относительно самостоятельную сферу жизнедеятельности.

Зависимость удовлетворения потребностей человека и всей его жизнедеятельности от социальных условий жизни находит свое отражение в интересе. Содержание интереса определяется, во-первых, характером и направленностью потребностей, и, во-вторых, тем, в какой степени социальные условия бытия обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение потребностей.

Под воздействием интереса человек относится к объективной действительности как субъект, ибо эта действительность, оказывая влияние на возможности удовлетворения его потребностей, вынуждает к определенному характеру и виду деятельности, поэтому отражение действительности в сознании людей осуществляется не зеркально, через призму их интересов, и как осознание своего отношения к ним.

Осознание людьми отношения к природным и социальным условиям жизни через призму интересов находит свое отражение в целях, которые становятся идеальными побудителями импульса активной деятельности человека.

На основе всего изложенного выше можно сформулировать такую систематическую характеристику человека. Человек – это живое, телесное существо, со своими потребностями, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: