Структура «акта социального действия» – цепь из 4х элементов: цель, средство, условия и социальные нормы

Психологический подход к структуре социального действия заложен в понимании внутренней структуры акта действия.

Из чего следует что, в представленной структуре акта социального действия отсутствуют такие элементы как предмет и результат деятельности. В силу этого, действия социального субъекта лишены объективности, детерминированности со стороны природы и общества.

Кроме этого, Парсон отмечает, что источником динамичности аспекта социального действия является напряжение между двумя порядками элементов: нормами и условиями. «Как процесс, действие есть деформация элементов условий в направлении конформности с нормами». Сами же нормативные элементы существуют, не иначе как «только в мысли субъекта». Отсюда следует, что идеальный тип действующего субъекта – человек приспособленец, ориентирующийся в своей деятельности не на изменения окружающей среды и своего социального поведения, а на то, чтобы строго блюсти предписанные законной властью социальные нормы.

Концепция «акта социального действия» Парсона игнорирует механизм деятельной детерминации, ориентируясь на адаптацию, приспособление индивида к существующим условиям, а не на выявление активно творческого начала в индивидуальной и групповой деятельности.

Деятельность – не только синтез элементов структуры и диалектическое единство материального и духовного, бытия и сознания. Это субстанция бытия человека, где, по сути, снимается противоположность бытия и сознания.

В отличие от акта деятельности по Парсону, синтезирующим в себе начало (цель), середина (средство), конец (результат) и обладающим в силу этого, импульсом к самодвижению, акт социального действия лишен своей субстанции, представляет собой что-то неустойчивое. Акт социального действия – не деятельность человека, а поведение личности.

Деятельность- звено, связующее родовую сущность человека с его индивидуальным эмпирическим бытием. Противоречия, которые встречаются в жизни индивида, возникают в результате дисгармонии цели и средства. Хуже всего, когда в качестве средства используется другой человек.

Деятельность индивида существенным образом осуществляется его взаимодействием с другими индивидами, конкретно-историческим характером общественных отношений, типом нравственности.

Признание деятельности в качестве субстанции сущности человека представляет возможным говорить об индивидуальной сущности человека. Каждому отдельному индивиду присущ неповторимый симбиоз элементов структуры деятельности: цель, средство, предмет, результат. Над этим симбиозом, надстраиваются нравственные взгляды, его социальные и духовные потребности, его образ жизни. Содержательный потенциал структуры деятельности выражает индивидуальную сущность человека, базис проявления индивидуальных свойств его личности.

Превращение труда из «деятельности в бытие», Маркс характеризует деятельность как становящееся бытие, как творческий акт преобразования действительности, стержнем которого выступает не сам по себе результат, а процесс и способ деланья, процесс превращения бытия – в себе в бытие для человека, процесс антропологизации окружающего мира. Человек должен заботиться, чтобы не навредить себе, т.к. Земля все больше превращается из сферы обитания и источников средств существования человека в продукт его преобразующей деятельности. (Надо обратить внимание на гармонизацию деятельности с природой). То есть деятельная сущность человека заключается в творчески преобразующей роли человека в мире. Если отнять у человека деятельность, он перестанет быть самим собой и превратиться в бессодержательный фрагмент бытия мира.

Творению добра могут способствовать только гармонично соединенные цели, средства и результат деятельности общественно-ориентированного субъекта деятельности.

Между актом деятельности и процессом деятельности не существует структурного различия. И там и там существуют одни и те же структурные элементы: субъект, цель, средство, предмет, сама деятельность и результат.

Процесс деятельности отличается от акта деятельности количественным разнообразием средств, предметов, способов деланья, условий деятельности. Так один и тот же вид деятельности – изготовление скульптуры, может быть исполнен из гранита, мрамора, бронзы, но все они, не выходят за пределы структуры деятельности, которая имеет начало, середину, конец, и может быть выполнена различными способами: вручную, станком, откалыванием камня. Результат может удовлетворять или не удовлетворять эстетическим потребностям людей, но он представляет собой конец акта деятельности.

Изготовление скульптуры может длиться 1,3, 5 лет, но независимо от длительности, не выходит за пределы акта деятельности: желаемая цель достигнута в результате деятельности. Но сам процесс изготовления не может быть актом деятельности. Для этого нужен результат.

Акт деятельности – творческий процесс с использованием средств и предметов для достижения избранной цели. (Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас). Полученный результат приносит временное удовлетворение творцу, а вот не завершенный процесс оставляет открытым вопрос о конечной цели движения, побуждая к сотворчеству новых продолжателей процесса, вовлекая новые средства, изменяясь в новых условиях, обогащая тем самым и конечную цель деятельности. В этом и состоит различие между актом деятельности и актом социального действия.

1. Все то, что не имеет структуры, кратковременно.

2.Акт социального действия – не затрагивает глубинных основ общественного бытия, ориентируясь на соблюдение социальных норм и нравственных устоев.

3.Акт социального действия – ориентирован на достижение промежуточных второстепенных целей.

Акт деятельности и деятельность как процесс однотипны по своей структуре, но во втором случае структурные элементы (цель, средство, результат), существуют лишь абстрактно, грани между ними размыты, начало, середина и конец растянуты во времени, не зафиксированы в пространстве. Аналогия - полет стрелы и полет бабочки. Стрела летит по строго обозначенной линии, а мотылек как хочет. Именно на различии процесса деятельности и акта деятельности осуществляется классификация видов деятельности.

По М.С. Кагану существуют следующие виды деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Но такое огромное число видов деятельности можно ли втиснуть в эти 4 вида? Нет – стоит только провести качественный анализ.

М.С. Каган выделяет подвиды преобразовательной деятельности: а) труд, б) преобразование общества, в) преобразование человека.

Начинаем качественный анализ. И тогда получается, что труд отличается от других видов деятельности жесткой зависимостью субъекта от средств и предмета деятельности, меньшей возможностью маневрировать средствами. Деятельность по преобразованию общества отличается большей гибкостью использования экономических, политических, технических, идеологических средств, более жесткой зависимостью от интересов классов, социальных групп, национально-этнических общностей.

Поведение – отношения между субъектами (коммуникативная деятельность по Кагану) отличается размытостью структуры. Это не действие, а взаимодействие «по поводу», не затрагивает основ деятельности. Вообще-то это не деятельность, а отношение между людьми в процессе деятельности, рассматриваемое через призму правовых и нравственных норм.

В исторически изменяющихся типах материальной и духовной культуры изменяются виды деятельности, совершенствуются средства деятельности, но остается неизменным функциональное предназначение элементов структуры деятельности. Так, передвигается человек на самолете, на осле – это средство передвижения. Добывает шахтер уголь молотком, комбайном, струей воды – уголь – результат труда, а лава – предмет труда.

Вид деятельности – вполне определенный факт бытия человека, обозначающий переход бытия человека в бытие личности (в этом глубокий философский смысл, выявленный Каганом), а структура акта деятельности – всеобщий методологический принцип, для исключительно философского анализа сущности человека.

Итак, исходная «клеточка» общественного бытия – акт деятельности, содержит бесконечное многообразие проявлений эмпирического бытия человека, являющегося предметом изучения конкретных общественных наук – психологии, социологии, педагогики и др.

Деятельность – универсальный, принадлежащий исключительно человеку принцип его бытия. По словам И. Фихте: Действовать! – вот для чего мы существуем. Действовать – чтобы существовать, а существовать, чтобы действовать. Из вышесказанного вытекает вывод:

Общественное бытие человека – это жизнь в обществе. Субстанцией общественного бытия является человеческая деятельность. Единство деятельности и общественных отношений образуют способ общественного бытия человека. Как не бывает деятельности вне общественных отношениях, также не бывает общественных отношений вне деятельности.

Социальные отношения развиваются на основе понимания человека как субъекта трудовой деятельности. Общество нуждается и требует от человека общественно-полезной деятельности, в результате чего и сам человек может выжить, извлекая пользу из этой деятельности для себя. Это и материальные средства, и моральное удовлетворение от любимого занятия, от необходимости осуществляемой деятельности людям и обществу в целом, что является неотъемлемыми потребностями человека, без удовлетворения которых он не сможет выжить и обрести смысл жизни.

Выбор целей и средств деятельности зависит от потребностей человека, которые могут быть разумными или нет. Степень разумности устанавливает общество, подразумевая под разумными потребностями жизненно необходимые, а под неразумными - являющиеся прихотью человека, излишества, которые человек хотел бы иметь, но вполне мог бы обойтись без желаемого в повседневной жизни. Если процесс деятельности не завершен, не достигнута цель или не получен результат, то человеку приходится прибегать к сотворчеству, таким образом, он снова взаимодействует с обществом. Социум формирует у человека осознанность своих инстинктов и естественных потребностей, приводя, таким образом, к осознанию необходимости воспитания, образования, самосовершенствования, формирования личности и мировоззрения у человека так, чтобы это было полезно обществу. Прогресс общества – результат социальной деятельности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: