Природа человека

Это понятие характеризует не только биологические и антропологические признаки человека, она значительно содержательнее биологического бытия и нередко употребляется как синоним Сущности человека.

Человек высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в исторической философской мысли.

В связи с углублением экологического кризиса и истощением биологических ресурсов человеческой природы среди естествоиспытателей и их философских пользователей формируется концепция экоцентризма. Центральной идеей, которой является требование представить природу и биологическое бытие человека как высшую ценность.

Человек часть живой системы, представляющей собой единство физических, духовных, природных, социальных, наследственных и приобретенных при жизни качеств. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчинен биологическим (биохимическим, биофизическим, биофизиологическим) закономерностям на уровне сознательной психики и личности человека обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мировоззрения. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации. Однако природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка с взрослым.

Одной из разновидностей проявления биологического бытия человека является принадлежность больших групп людей к расам. Расовые различия являются по преимуществу внешними, морфологическими различиями и не оказывают влияние на развитие умственных, физических и нравственных способностей людей. Но такая точка зрения сформировалась только в ХХ веке. До этого долгое время существовал расизм (многие народы уничтожены). Расизм и геноцид – следствия преувеличения биологической природы человека (биологизаторство). Значительно менее опасной с позиции гуманизма является другая крайность – в оценке биологического бытия - социологизаторство. Она выражается в игнорировании или недооценке биологического начала в человеке, в недооценке чувства порога, за пределами которого истощается природный ресурс человека и ставится под сомнение сохранение человека как биологического вида (атомное оружие, биологического оружие, рост нервно-психических заболеваний - атеросклероз с 18 лет, загрязнение среды, использование генной инженерии для переделки собственной природы).

Явноеили неявное следование тому или иному пониманию человеческой природы приводит к построению концепций человека. В философской антропологии раннего Маркса были заложены идеи всецелостной природы. Настаивая вслед за Фейербахом на том, что человек есть природное существо, Маркс подчеркивает, что окружающий человека предметный мир - это мир созданных предшествующими поколениями общественных предметов, который, одновременно, является раскрытой книгой человеческих сущностей или, чувственно представляющийся переднимчеловеческой психологией. В 6 тезисе Фейербаха говорится: сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений. Иначе говоря, сущность человека располагается «вне» человека, в обществе «совокупности всех общественных отношений». Это истолкование природы человека как всецело общественной имеет ряд следствий. Первое следствие: изучая конкретные общественные отношения, мы изучаем тем самым «живых личностей». Второе следствие: общество развивается неизмеримо быстрее, чем природа, человек никакой мерой не ограничен и находится в непрерывном процессе становления. Третье следствие: радикально изменив общественные отношения, можно кардинально преобразовать природу человека, создать принципиально новых людей. Такой подход в сочетании с концепцией истории как системы общественно-экономических формаций, в которой «связь времен осуществляется почти исключительно через развитие производительных сил, позволил сделать ряд крупных открытий в области изучения человека и общества.

Из понимания природы человека исходит психоанализ. Согласно классической парадигме человек есть сознательное существо, абсолютно прозрачное для самого себя. В любое время человек может выяснить источник, механизмы, побудительные мотивы своих решений и действий. Классический психоанализ, созданный 3. Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять, так как человеческая психика содержит еще и бессознательное.

О бессознательном знали и раньше, но рассматривали его только как ослабленноесознание, как - то, что находится на периферии сознания и в любой момент, может быть подвергнуто сознательному рассмотрению. Фрейд же открыл бессознательное, котороене схватывается сознанием и в то жевремя определяет его. Согласно психоанализу, не внешнее раздражение, а влечения, исходящие изнутри, определяют по большей части, направленность человеческого развития и являются его двигателем. Бессознательное имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных институту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течение жизни.

Сознание - инстанция, сосредотачивающая в себе императивы долженствования и социокультурные запреты. В области бессознательного господствует жесткий детерминизм,нет свободы воли, нет ничего произвольного. Психика подчиняется двум принципам: реальности и наслаждения. Принципом реальности руководствуется сознание, принципом наслаждения - бессознательное.

Существует еще такое понятие, как экзистенциализм или философия существования, в ее нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой. В концентрированном виде такая концепция представлена в труде П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм». Нет никакой природы человека, как и нет Бога, который бы ее задумал. Когда в 18 веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, он оставил понятие сущности человека - это и есть человеческая природа, которая имеется у всех людей, в силу чего каждый человек лишь частный случай общего понятия «человек».

Экзистенциализм же, исходит от противоположного. Согласно этому учению, в миреесть по крайне мере одно нечто, у которого существование предшествует сущности и этим нечто является именно человек. Более конкретно это означает, что нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам создает свою сущность, следовательно, творит самого себя. Причем это осуществляется не раз и навсегда, а каждодневно. «Если же - говорит Ж.П. Сартр, - человек творит свое Бытие, значит он, и ответственен за него. Он отвечает за свой выбор. Человек, который это осознает, не может не испытывать чувства в полной и глубокой ответственности.

Мобилизация сил и ресурсов человечества для совершенствования биологического бытия человека – актуальная задача, и если говорить о человеке, как высшей ценности, мы должны признать в качестве ценности его биологическую природу, но природу, очеловеченную общественным бытием. Это значит, что естественная природа человека как высшая ценность, не тождественна природе вообще, но становится таковой в контексте социально-деятельной сущности человека. При всем при этом биологическое бытие человека – бытие среди растений, животных, составная часть биосферы, и должна быть гармония человека с природой.

Что же происходит сейчас? Человек привык к комфорту, и желание быть естественным (биологическая потребность) возникает редко и кратковременно. Будучи частью этой природы человек старается изменить ее под себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: