Духовное бытие человека

Духовность, что это? Конечно, духовность от души. В пьесе Горького «На дне» Сатин говорит: «Человек – это звучит гордо, не жалеть, уважать надо человека». Все творчество Горького может служить образцом формирования духовного бытия человека. Вот еще слова Горького: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, – идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном движении к лучшему – истинное счастье… Стремление вперед – вот цель жизни. Пусть вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высокопрекрасные часы». Наличие идеала – дает движение, является смыслом жизни, к которому человек стремится сознательно, преднамеренно и бессознательно, инстинктивно.

Духовное бытие – это и сознательное, и бессознательное стремление к преодолению материального, интеллектуального уровня индивидуального и общественного бытия во всех формах бытия: в искусстве, литературе, религии, философии, производственной деятельности. Конечно, между сознательным и бессознательным стремлением существует различие по принадлежности: если сознательное стремление – феномен духовного, то бессознательное стремление – феномен душевного опыта.

Как же существует духовное бытие: объективно или субъективно, постоянно или прерывисто, рядом с материальным бытием или в нем? Выделить духовность из потока жизнедеятельности практически очень трудно. Во «Введении в философию» выделяют 2 вида духовного бытия: а) индивидуализированное и б) объективированное.

Специфика индивидуализированных форм духовного бытия заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Но это не означает обязательной «смерти» всех результатов деятельности сознания. Сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую надындивидуальную духовную форму, т. е. передаются другим людям в процессе общения.

Бессознательное в жизни индивидов есть выражение не духовного бытия, т.к. в нем в равной степени проявляется как стремление к возвышению подлинно человеческого бытия, так и стремление к выражению животных форм бытия.

В науке на сегодняшний день существуют трудности в определении духовности. Но если бессознательное признать духовным, следовательно, все живые формы можно наделить духовностью. Т.е. должны согласиться с Ф.Ницше – признать волю к власти универсальным двигателем прогресса. Так ли это?

Но можно ли согласиться и с тем, что духовность – это все формы сознания? Сознательная деятельность наркомана, алкоголика - это духовность?

Объективированное духовное существует вне отдельных индивидов, в различных формах духовной культуры, материализуется в языке, в звуках, в словах, в телодвижениях…

Наиболее ярким примером объективированного духовного является воплощение в жизнь идей справедливости, добра, красоты, истины. Материальные носители объективированного нравственного духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, мрамор и бронза статуй, фильмы, картины, ноты).

Специфика объективированного бытия духовного состоит в том, что его фрагменты и целые сочинения могут сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

Духовная жизнь общества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь в целом – это и есть объективированное духовное бытие.

Количественно и качественно духовное бытие, феномен духовности рассредоточен крайне неравномерно среди различных социальных и профессиональных групп общества.

Количественно наибольшей мерой духовности обладают священнослужители, религиозные фанатики. Но качественно эта духовность не выдерживает критики: она не всегда есть стремление к возвышенному, к красоте многостороннего развития личности. Духовность религиозного деятеля скована религиозными догмами, иерархией церковных чинов. Качеству духовности можно позавидовать духовенству и интеллигентам. Большинство из них не поддаются искушениям деньгами, доходным должностям, не впадут в духовную нищету алкоголизма, наркомании.

Духовные люди – честные, образованные, последовательные в реализации своих жизненных идеалов, способные жертвовать материальным состоянием во имя достижения гуманных целей.

В силу многократности феномена духовности и ее интерпретации в различных культурах, тема духовного бытия не поддается систематизации. Рост или уменьшение объема духовного бытия в жизни каждого народа или больших групп людей не находятся в прямо пропорциональной зависимости от условий общественного прогресса. Дикие племена молились Богу, боролись со злыми духами, но это не сказывалось на улучшении их жизни, или перед войной – а где духовность? В США самый высокий уровень прогресса – при этом низкий уровень образования, недооценка морали.…

В диалектико-материалистической концепции, соотношения материи и сознания общественное бытие представляется первичным, а общественное сознание, следовательно, и духовное бытие вторичным.

Марксизм обогатил общественное сознание путеводным идеалом, и этот идеал ценится намного выше материальных благ, или биологических ценностей, т.е. ценность духовного бытия выше ценности общественного бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: