Сущность человека

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о нем. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в самоопределение любого предмета и без этого невозможно вести разговор о его функциях и значении.

В истории развития науки философии ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличить от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии, и по потребностям и т.д. При этом нельзя не заметить, что в этом случае сущность человека пытаются определить, исходя не из самого человека, а, апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида. Однако с методологической точки зрения такой прием оказывается не совсем правомерным. Ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренним законом его собственного существования. Хотя сущность человека и отличает его от животных, но не все отличительные признаки человека являются существенными, раскрывающими его сущность.

Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек – существо физическое, телесное, подчиненное всем законом биологии и физиологии. Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. Человек детерминирован своим прошлым. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Сознание, разум и свобода присущи человеку.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Определение сущности человека имеет большое методологическое значение, от понимания сущности человека во многом зависит направленность исследования, субординация различных сторон бытия человека. Далее следует разобраться в трех основных версиях сущности человека:

Версия 1. Сущность человека духовна.

Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических учений. В соответствии и в ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так в соответствии и христианством Бог наделял человека единством духа и души, способным подниматься над инстинктами и телесными требованиями, а так же над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью и способен заглушать свои потребности. В соответствии с эзотерическими учениями истинное «Я» человека – духовная монада – просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для совершенствования.

Версия 2. Сущность человека – разум.

Эта версия полагает, что разум – особая самостоятельная инстанция, и человек отличается от животных именно разумом – умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе, удовлетворения своих социальных потребностей.

Версия 3. Сущность человека – предметно-деятельная социокультурная.

Выдающуюся роль в утверждении этой версии сыграли работы К. Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспосабливается к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает вторую «очеловеченную» природу – мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как человек разумный и свободный, ибо творит «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты».

Важно не забывать того что, являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным.

Он не сможет трудиться вне общества. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп и удовлетворением своих потребностей. Поэтому сущность человека – это совокупность всех общественных отношений и удовлетворение потребностей представителя общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – личности.

Личность – мера цельности человека. Без внутренней цельности нет личности. Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

Человеческое общество – высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Человек – субъект общественно-исторической деятельности и культуры, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи, высшей ступенью развития живых организмов на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостность многосложной биосоциальной системы.

Степень свободы человека зависит от характера и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, (свободное развитие каждого является условием свободного развития всех).

Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности - в труде, воспитании семейной жизни, увлечении наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т.д. При этом труд и производство - не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.

Назначение каждого человека не в том, чтобы готовить себя к «потусторонней жизни», и не в том, чтобы стремиться к неограниченному удовлетворению своих биологических потребностей и инстинктов, а в том, чтобы всесторонне развивать свои физические и духовные силы, все свои способности. В борьбе за земные цели, за создание достойной человека жизни, в борьбе со многими формами зла формируется человек большой души, светлой мечты, преисполненный веры в значительность выбранных им ценностей, ради которых стоит жить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: