Сбытовая сфера

Во-вторых, советскому крупному предприятию было сложно находить сег­менты перспективного массового спроса, поскольку оно было полностью лишено сбытовой сети и, следовательно, изолировано от прямого кон­такта с потребителем. Проблема сбыта решалась сдачей про­дукции либо в общенациональную торговую сеть (потреби­тельские товары), либо органам Госснаба или твердо закреп­ленному предприятию-потребителю (инвестиционные то­вары).

Как утрачивалась прямая связь предприятий с рынком, в частности, легко проследить по истории советской рекламы. Если в начале 20-х гг. в рыночную эпоху НЭПа тресты вели активную рекламную деятельность (известна, например, серия рекламных плакатов «Резинотреста», созданная в 1923г. одним из лидеров русского художественного авангарда А.Родченко), то к концу НЭПа реклама потеряла функциональное значение. В 30-е годы она становится элементом украшения улиц и магазинов, а в последующие десятилетия практически исчезает.

К этому времени крупные предприятия перестают ин­тересоваться проблемой реализации своей продукции, а зна­чит, помимо прочего и ее конкурентоспособностью.

Сфера управления

В-третьих, советские виоленты не имели системы эффективного управления. Оторванность предприятий от стратегиче­ских инвестиционных и маркетинговых ре­шений делала ненужными и соответствующие службы в их администрации. Последняя постепенно деградировала до ур­овня органа управления текущим производством.

Не даром в стандартную структуру директората произ­водственных объединений – исторически последнего типа крупных советских предприятий – входили главный инженер, главный механик, главный энергетик и т.п. Но в ней не нахо­дилось места для подразделений, ответственных за развитие фирмы или конкурентоспособность продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: