Важнейшей предпосылкой для этого служит переход предприятий от плановой к рыночной системе мотивации поведения. В России это было достигнуто главным образом в ходе приватизации, охватившей к концу 1995 г. практически всю розничную торговлю, общественное питание и сферу услуг (малая приватизация), а также более половины крупных предприятий (большая приватизация). Меньшую роль в нашей стране (в отличие, скажем, от успешно реформируемого хозяйства Китая) сыграло так называемое разгосударствление: переход предприятия на чисто рыночные формы деятельности при сохранении государственной собственности. В России этот путь актуален для так называемых казенных предприятий, не подлежащих по тем или иным причинам приватизации.
В обоих случаях, главным критерием успеха деятельности предприятия и, естественно, его руководства вместо выполнения плана становится получение прибыли или – что типично для кризисных периодов – минимизация убытков и выживание фирмы на рынке. Теми же мотивами руководствуются и компании, сразу формируемые в качестве частных. В 1992-1994 гг. в России было зарегистрировано свыше 950 тыс. новых частных фирм. Это позволяет говорить о волне грюндерства, т.е. массового создания предприятий.
|
|
В своем новом качестве субъектов рыночной экономики российские предприятия вступили в конкурентные отношения друг с другом и с иностранными фирмами. Рассмотрим конкурентные позиции основных типов российских предприятий.
Виоленты.
Крупные предприятия, как уже отмечалось, были стержнем советской экономики и, следовательно, самым ценным, что получило от нее в наследство экономика российская. Подавляющее большинство их к настоящему времени (ноябрь 1995 г.) еще не освоило подобающей рыночной стратегии и, поэтому, может считаться виолентами лишь номинально, в силу своих больших размеров. Их адаптация к рынку идет медленно, а текущее положение очень сложно (огромная недогрузка мощностей, массовые убытки, излишки персонала в сравнении с упавшим производством и т.д.).