Но это не все. Ситуация была намного серьезней: советское крупное предприятие не только было ограничено в возможностях, совершенствовать свой товар, повышая его конкурентоспособность, но и не желало этого. Словом, оно не хотело ухаживать за потребителем. Если западное предприятие должно было постоянно считаться с опасностью утери клиента, то советское практически не имело таких тревог.
В условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора (т.е. базы конкуренции!) повышение цены, сокращение ассортимента и любое другое ухудшение характеристик товара мало сказывалось на изменении спроса на него. Покупатель так или иначе вынужден был брать товар, и был рад, что получил хоть такой.
Предприятию было нечего бояться. Не имея ни возможностей, ни мотивов бороться за потребителя, крупные советские предприятия отвернулись от него.
Централизация принятия важнейших решений и сосредоточение основной массы ресурсов огромной страны давало в руки социалистического государства в СССР инструмент невиданной в истории мощи. С его помощью удалось решить ряд крупных экономических задач и главную роль во всех преобразованиях 70 лет социалистической эры сыграли крупные предприятия – тип фирм, лучше всего поддающийся централизованному управлению. Но цена, заплаченная за это – расстройство естественного конкурентного механизма функционирования компаний в экономике – оказалась слишком высокой.
|
|
Сообщество компаний переходного периода
Трудный путь реформирования советской, а затем российской экономики в направлении воссоздания рыночных отношений привел к тому, что конкуренция из скрытой или подавленной перешла в явную форму и стала одним из решающих факторов развития каждого предприятия.