Проблема стимулов

Но это не все. Ситуация была на­много серьезней: советское крупное пред­приятие не только было ограничено в воз­можностях, совершенствовать свой товар, повышая его конкурентоспособность, но и не желало этого. Словом, оно не хотело ухаживать за потребителем. Если за­падное предприятие должно было постоянно считаться с опасностью утери клиента, то советское практически не имело таких тревог.

В условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора (т.е. базы конкуренции!) повышение цены, сокращение ассор­тимента и любое другое ухудшение характеристик товара ма­ло сказывалось на изменении спроса на него. Покупатель так или иначе вынужден был брать товар, и был рад, что получил хоть такой.

Предприятию было нечего бояться. Не имея ни воз­можностей, ни мотивов бороться за потребителя, крупные со­ветские предприятия отвернулись от него.

Централизация принятия важнейших решений и сосре­доточение основной массы ресурсов огромной страны давало в руки социалистического государства в СССР инструмент не­виданной в истории мощи. С его помощью удалось решить ряд крупных экономических задач и главную роль во всех пре­образованиях 70 лет социалистической эры сыграли крупные предприятия – тип фирм, лучше всего поддающийся централизованному управлению. Но цена, заплаченная за это – рас­стройство естественного конкурентного механизма функцио­нирования компаний в экономике – оказалась слишком высо­кой.

Сообщество компаний переходного периода

Трудный путь реформирования советской, а затем рос­сийской экономики в направлении воссоздания рыночных от­ношений привел к тому, что конкуренция из скрытой или по­давленной перешла в явную форму и стала одним из решаю­щих факторов развития каждого предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: