Реакцию крупных предприятий на становление рынка условно можно подразделить на три типа:
1. Использование монополистических преимуществ. Этот тип поведения на начальных этапах проведения реформ испробовали почти все крупные предприятия. В дальнейшем осуществлять его оказались способными лишь немногие предприятия, не имеющие ни национальных, ни иностранных конкурентов, и выпускающие важную для экономики продукцию.
2. Пассивная утрата рыночных позиций под ударами конкурентов (главным образом иностранных) и ухудшившейся конъюнктуры. Такое поведение свойственно многим предприятиям машиностроения, легкой промышленности и военной промышленности. Проблемы, действующих в этих областях предприятий объективно столь велики, что они не видят реального выхода из
сложившейся ситуации. Отсюда вытекает деморализация руководства и, как следствие, его пассивность.
3. Реорганизация деятельности в направлении выработки эффективной виолентной стратегии. В настоящее время по этому пути идет меньшинство наиболее сильных предприятий машиностроения, химии, а также часть из находящихся в более благоприятных условиях предприятий цветной металлургии и топливно-энергетического комплекса.
Рис. 21. Типы российских виолентов и их рыночная стратегия.
Проанализируем подробнее каждую из перечисленных линий поведения.