Управление стоимостью предприятия (развитием бизнеса) требует от менеджера особого подхода. Он должен концентрироваться на долгосрочных денежных потоках, а не на сиюминутных изменениях величины прибыли в расчете на акцию. Подход должен быть беспристрастным, ориентированным только на прирост стоимости. Предприятие должно рассматриваться с точки зрения того, приносит ли оно доход, превышающий стоимость привлечения его капитала, или нет.
Показатель чистой прибыли не коррелирует с рыночной стоимость предприятия так устойчиво, как показатель денежного потока, поскольку первый не учитывает:
♦ размеры инвестиций в основные средства;
♦ величину собственных оборотных средств;
♦ потребности предприятия в финансировании;
♦ деловой и финансовый риски, характерные для данного предприятия
Смысл управления денежным потоком и стоимостью предприятия заключается в создании новой стоимости.
Создание новой стоимости предполагает сначала выявление конкретных факторов, определяющих ее изменение, затем разработку на их основе стра- тегий по увеличению стоимости и далее - последовательное целенаправленное воплощение этих стратегий.
|
|
Условно исследование предприятия можно разделить на четыре этапа
1. Оценка предприятия "как есть" на базе данных о текущем состоянии предприятия и производственных и финансовых планах руководства.
Для оценки используется метод дисконтированных денежных потоков.
2. Углубленный финансовый анализ предприятия, выявление факторов, "движущих стоимость" внутри предприятия, разработка и воплощение стратегии увеличения стоимости, основанных на воздействии на те или иные факторы
3. Использование возможностей организационного реструктурирования, на пример продажа производственных подразделений, покупка компаний, слия- ние, создание совместного предприятия, ликвидация подразделения и т.д.
4. Финансовое реструктурирование, означающее принятие решений отношении задолженности, увеличения собственного капитала, конвертации долга в собственный капитал.
Рассмотрим подробнее второй этап - создание дополнительной стоимостивнутри предприятия путем воздействия на факторы, движущие стоимость. Последние представляют собой переменные в методе дисконтированных денежных потоков, характеризующих деятельность предприятия. При количественном изменении той или иной переменной изменяются величина денежного потока и соответственно величина стоимости. К важнейшим факторам, движущим стоимость, относятся:
1. Временной фактор.
2. Объемы реализации.
3. Себестоимость реализованной продукции.
|
|
4. Соотношение постоянных и переменных затрат.
5. Маржа валовой прибыли.
6. Собственные оборотные средства.
7. Основные средства.
8. Соотношение собственных и заемных средств в структуре капитала предприятия.
9. Стоимость привлечения капитала.
Первые семь факторов непосредственно влияют на величину денежного потока, последние два - на ставку дисконта.
Воздействие на те или иные факторы (управление стоимостью) осуществляется в соответствии с конкретными стратегиями развития предприятия: операционные, инвестиционные и финансовые.
При этом применяются два подхода: лидерство по затратам и дифференциация.
Первый подход заключается прежде всего в строгом контроле затрат предприятия и максимальном повышении эффективности производства; второй - в концентрации усилий предприятия на производстве и реализации продукции, не имеющей конкурирующих аналогов.
Операционные стратегии рассматривают следующие стоимостные факторы:
♦ ассортимент производимой продукции или услуг;
♦ ценообразование;
♦ выбор рынков;
♦ рекламу;
♦ эффективность затрат;
♦ систему сбыта;
♦ качество обслуживания клиентов.
При первом подходе "лидерство по затратам", когда разрабатываются операционные стратегии, оптимальными являются следующие приемы:
♦ сокращение доли постоянных затрат путем экономии на административных и накладных расходах;
♦ оптимизация связей с поставщиками с целью дополнительной экономии на затратах;
♦ увеличение своей доли на рынке для достижения экономии на масштабах по каждому виду деятельности;
♦ обеспечение конкурентоспособных цен на реализуемую продукцию.
Второй подход "дифференциация" в рамках операционной стратегии
предполагает главным образом использование потенциала увеличения цены и тем самым маржи валовой прибыли в тех сегментах рынка, где есть ощутимое преимущество перед конкурентами.
Инвестиционные стратегии предусматривают анализ:
♦ уровня товарно-материальных запасов;
♦ сбора дебиторской задолженности;
• управления кредиторской задолженностью;
• расширения производственных мощностей;
• планирования капиталовложений;
• продажи активов.
При первом подходе, когда используются инвестиционные стратегии, рекомендуется:
• минимизировать остаток денежных средств;
• стимулировать дебиторов к сокращению средних сроков погашения
задолженности;
• минимизировать уровень товарно-материальных запасов, но без ущерба для бесперебойного выполнения заказов клиентов;
• экономить на использовании основных средств (например, арендуя машины и оборудование, а не покупая их);
• продавать избыточные неиспользуемые активы.
При втором подходе рекомендуется:
• связать управление дебиторской задолженностью с ценовыми факторами;
• добиваться у поставщиков наиболее выгодных условий погашения кредиторской задолженности;
• инвестировать средства в специальные активы, необходимые для дифференциации.
Финансовые стратегии в обоих подходах ориентированы на:
• создание оптимальной структуры капитала;
• выбор наиболее дешевых способов финансирования заемного и собственного капиталов;
• максимальное сокращение факторов делового риска.
Последовательное осуществление того или иного варианта стратегий
приводит к максимальному увеличению денежного потока и, как следствие, к повышению стоимости предприятия.
7.2. Внешние факторы развития бизнеса
Внешнее развитие предприятия основано на купле (продаже) активов, подразделений, слияниях и поглощениях, а также видах деятельности по сохранению корпоративного контроля. Стратегическая цель - повышение стоимости акционерного капитала за счет изменения структуры активов; аккумуляция средств на главных направлениях развития бизнеса и сохранение корпоративного контроля.
|
|
Возможность реструктурирования возникает тоща, когда между стоимостью, которой обладает компания в настоящее время (текущей стоимостью), и потенциальной стоимостью, которая достижима при изменении ряда обстоятельств, существует стоимостной разрыв.
Стоимостной разрыв - разница между текущей стоимостью предприятия при существующих условиях и текущей стоимостью предприятия после реструктуризации, представляющая собой чистую текущую стоимость эффекта реструктуризации,
NPVc = [D (PN)n + (ЕЕ)n - (I)n ± (Т)n] • г,
где D(PN)n - дополнительная прибыль от реструктурирования;
n - период времени после реструктуризации;
(ЕЕ)п - экономия производственных издержек и дополнительная прибыль за счет диверсификации производства;
(I)п - дополнительные инвестиции на реструктурирование;
(Т)п - прирост (экономия) налоговых платежей;
г - коэффициент текущей стоимости.
В качестве базового при расчете стоимости предприятия в целях реструктурирования применяется метод дисконтированных денежных потоков, так как он является единственным, позволяющим учитывать будущие изменения в денежных потоках предприятия.
При оценке предполагаемого плана реструктурирования необходимо составить прогноз чистых денежных потоков после уплаты налогов, связанных с текущей деятельностью компании, без учета финансовых издержек реорганизации. В данном случае реструктуризацию можно рассматривать как вариант капиталовложений с первоначальными затратами и ожидаемой в будущем прибылью.
В Российской Федерации реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования (в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.).
Какие причины вызывают необходимость поиска источников внешних факторов развития предприятия?
Первая и очевидная причина - потенциал, заложенный в действующем бизнесе, который был определен ранее как стоимостной разрыв. Многие предприятия, активно используя стратегии внутреннего роста для максимальной реализации намеченных планов, а также сохранения компании как действующей, стремятся привлечь факторы внешнего роста. Данное направление процесса реструктуризации получило название "стратегическое".
|
|
Виды деятельности по стратегическому направлению реструктурирования (рис. 10.1) включают: расширение (слияние, присоединение); сокращение (выделение) и преобразование акционерного капитала.
При первом - стратегическом направлении - целью расширения является увеличение стоимости акционерного капитала за счет:
♦ приобретения действующих предприятий (легче приобрести действующее предприятие, чем создать новое);
♦ получения управленческих, технологических, производственных выгод в случае объединения различных компаний (эффект дополнения, когда система восполняет недостающие элементы);
♦ возможного эффекта диверсификации и снижения совокупного риска За счет объединения компаний различного профиля деятельности;
♦ конкурентного потенциала в результате упрочения позиций объединенной компании на рынке;
♦ синергетического (системного) эффекта, который возникает в том случае, если свойства системы в целом превосходят сумму свойств отдельных ее элементов.
Слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с пре-
кращением деятельности последних. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции и (или) иные ценные бумаги нового общества. Вопрос о реорганизации общества в форме слияния выносится на решение общего собрания акционеров обществ, участвующих в слиянии, выбирается Совет директоров вновь возникающего общества.
Присоединением общества признается прекращение деятельности одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Общества, осуществляющие объединение, заключают договор, в котором определяют порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества. Вопрос о реорганизации в форме присоединения и об утверждении выносится на решение общего собрания акционеров. Все права и обязанности присоединяемого общества переходят к присоединяющему.
В мировой практике накоплен значительный опыт по реализации и оценке сделок по слиянию или присоединению. Данные сделки проводятся под контролем антимонопольного комитета и должны удовлетворять следующим условиям:
♦ в обмене с обеих сторон участвуют обыкновенные акции;
♦ запрещены условные платежи;
♦ компания, участвующая в сделке, должна иметь опыт работы как самостоятельная единица не менее двух лет;
♦ поглощаемая компания не должна избавляться от значительной доли активов присоединенной компании в течение двух лет;
♦ для принятия решения требуется согласие, как правило, не менее 2/3 акционеров.
Вместо слияния (присоединения) компания может прибегнуть к покупке акций интересующей фирмы и получить контроль над ней; акции можно покупать постепенно, не вызывая повышения цен на них и не имея согласия акционеров.
Холдинговой компанией (холдингом) признается предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций другого предприятия, причем дочернее предприятие независимо от размера пакета его акций, принадлежащего холдинговой компании, не может владеть акциями холдинговой компании в какой бы то ни было форме.
Таким образом, преимущество холдинга состоит в том, что он позволяет получить контроль над другой компанией при меньшем объеме инвестиций, чем при слиянии. Кроме того, акции можно скупать постепенно, не требуя согласия акционеров и не провоцируя информационный эффект объединения. Нагромождая холдинговые компании, можно использовать эффект
Финансового рычага применительно к контролируемым активам и прибыли о определенного предела - сложность управления разветвленной компанией и распыление средств.
С юридической точки зрения материнская компания владеет акциями дочерней к омпании, ей не принадлежат активы дочерней компании, и она, как правило, не несет ответственности по обязательствам дочерней компании, хотя может предоставлять гарантии по ним.
Зависимыми обществами считаются такие, деятельность которых контролируется основным, доля капитала основного общества составляет от 20 до 50%. Это обстоятельство позволяет оказывать существенное влияние на решения, принимаемые в компании-эмитенте.
Целью сокращения является выбор стратегического направления развития компании с мобилизацией всех возможных внутренних резервов и привлечением внешних источников роста.
Разделениемобщества признается прекращение деятельности общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Совет директоров реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, порядке, на условиях этой реорганизации и в порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ. При разделении общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом.
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего. Совет директоров реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме выделения, порядке и об условиях осуществления выделения, о создании нового общества, возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса. При выделении из состава одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме выделения общества в соответствии с разделительным балансом.
При преобразованииобщества в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом.
Второе направление поиска источников внешнего развития предприятия - реорганизация предприятий в случае их неплатежеспособности (банкротства) или предприятий, которые столкнулись с серьезными проблемами.
Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней предприятием-должником при его добро, вольной ликвидации. В соответствии с российским законодательством к дол- жнику могут применяться процедуры:
♦ реорганизационные (внешнее управление имуществом должника, санация);
♦ ликвидационные (принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда, добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов);
♦ мировое соглашение.
Главная задача данного направления реструктуризации - сохранить предприятие как действующее.
Третье направление реструктуризации - предотвращение угрозы захвата или сохранение собственности и контроля. Привлекательными для захвата являются только компании, имеющие потенциал стоимостного разрыва.
Компания, которую хотят поглотить, имеет в своем распоряжении разнообразные способы защиты от посягательств на ее независимость.
Система защиты интересов управляющих и акционеров, возводящая барьеры на пути захватов предприятий, должна обеспечить их занятость.
Многие компании заключают со своим управленческим персоналом контракты на управление. В них предусматривается высокое вознаграждение за работу руководителей. Эти контракты известны также под названием "золотой парашют". Их высокая стоимость увеличивает цену компании и может служить сдерживающим фактором при захвате.
Условие квалифицированного большинства при голосовании вопроса о слиянии (75-80%) означает, что любые изменения в уставе утверждаются большим числом голосов. Вместо обычного большинства, необходимого для принятия решения по другим вопросам, в ситуации слияния для утверждения сделки может требоваться более высокая доля голосов.
Программа выкупа акций - это предложение об обратном выкупе компанией своих акций, т.е. премий по цене, превышающей рыночную, - "зеленая броня". Эта премия может быть выплачена за счет акционерного капитала компании.
Преобразование компании в частную может осуществляться за счет выкупа акций. Преобразование компании в частную посредством скупки акций означает изменение структуры собственности. Для этого используется большое количество инструментов. Наиболее распространенный - наличный расчет с бывшими акционерами и слияние компании открытого типа с частной корпорацией. Приватизация может происходить посредством вы- куна акции за счет кредита, т.е. в сделке принимает участие третья сторона иногда и четвертая. При любом выкупе акций за счет кредита компания сталкивается с риском двух видов. Первый - коммерческий риск (может случиться так, что компания не будет развиваться по установленному ранее плану и денежные потоки, необходимые для обслуживания долга, окажутся меньшими, чем прогнозировалось). Второй вид риска связан с изменением процентных ставок (обычно кредит предоставляется на условиях плавающей ставки, и объем платежей по нему изменяется вместе с колебание ставки, следовательно, рост процентных ставок может значительно ухудшить положение компании или даже привести ее к краху).
Как правило, в качестве инициаторов выкупа выступают управляющие компаниями с целью сохранения собственности и контроля, а также возможного приобретения компании или подразделения.