Монотонность – это состояние нервной системы, вызванное однообразием восприятия, действий

Профессиональная деятельность, и особенно деятельность всех операторов протекает в закрытых, изолированных помещениях (кабина машиниста, лётчика, пост управления электростанцией), что резко снижает обычный поток внешних раздражителей (свет, разговоры людей, температурные колебания). Малый объём кабин операторов водительских профессий и фиксированная поза в течение длительного времени приводят к ограничению подвижности, что также является фактором монотонности. Кроме того, помещения и кабины операторов обычно заполнены гудением и равномерным шумом от работающих приборов. Неблагоприятное воздействие монотонной обстановки усиливается однообразным раздражением вестибулярного аппарата покачиванием (лётчики, водители, машинисты), что способствует развитию сонного состояния.

Психология и физиологи труда выделяют два вида монотонности:

· Монотонность, которая развивается в результате многократного повторения одних и тех же движений. В этом случае в одни и те же нервные центры поступает большое количество одинаковых сигналов (работа на конвейере).

· Монотонность, которая вызвана ограниченным числом и однообразием поступающих извне сигналов, когда человеку-оператору приходится действовать в условиях одной и той же мало изменяющейся обстановки. В данном случае наступает состояние сенсорного голода (управление локомотивом, машиной в условиях однообразной местности).

Впервые с воздействием монотонной обстановки на состояние высшей нервной деятельности в экспериментальных исследованиях встретился И.П. Павлов. Павлов трактовал монотонию как реакцию нервных центров на постоянное «долбление», т.е. постоянное поступление слабых и одинаковых сигналов. Эта реакция выражается в развитии процессов торможения в коре головного мозга. Монотонная обстановка, по словам Павлова, не требует никакой деятельности и является возбудителем тормозного процесса.

В самой структуре операторской деятельности заложено требование поддерживать интенсивность внимания и готовность к действию на высоком уровне, а в конкретных условиях работы имеются факторы, влияющие на снижение этой функции. Монотонность обстановки ведёт к потери эффективности управления, а иногда и к авариям.

Монотонность влияет на все сферы жизнедеятельности человека:

· В физиологическом плане – монотонность вызывает состояние утомления;

· В психологическом плане – монотонность способствует рассеиванию внимания, затруднению процесса мышления;

· В поведенческом плане – монотонность снижает точность и скорость выполнения управляющих действий.

Монотонность имеет волновой характер: при перемене деятельности, возникновении новых условий или задач состояние монотонности быстро проходит. Хотя монотонность вызывает состояние утомления, это не равнозначные понятия: состояние утомление исчезает после отдыха, а состояние монотонности после смены характера деятельности.

Для операторов водительских профессий главной проблемой является монотонность второго рода – так называемый «дорожный гипноз». Известно, что человек в состоянии бодрствования постоянно нуждается в притоке внешней информации, и её отсутствие уже само по себе вызывает у человека некоторый психологический дискомфорт. Монотонность способствует развитию сонливости. Например, машинист поезда в длительных поездках испытывает зрительную и слуховую монотонность, испытывает постоянную вибрацию, которая создаёт укачивание, кроме того, в кабине машиниста ровная температура – всё это приводит к развитию процессов торможения в коре головного мозга и к сонливости.

Сонливость приводит к потере БДИТЕЛЬНОСТИ, т.е. к потере готовности действовать в экстремальных ситуациях. Советские психологи, в своё время очень много изучавшие проблему безопасности труда на железнодорожном транспорте, пришли к выводу, что примерно 60 % аварий на железной дороге связано с потерей бдительности. Учёные провели экспериментальные исследования готовности машинистов к экстренному действию в условиях монотонности. В течение 3-х часового опыта испытуемым давалось 30 раздражителей, на которые они должны были прореагировать. Исследования показали, что готовность к действию в ходе опыта не достигает 100 %, а колеблется в интервале 45-65%. Кроме того, были обнаружены моменты резкого падения бдительности относительно среднего уровня. Это были 60 и 160 минуты эксперимента (бдительность снизилась до 5-10 %). Такие критические точки обнаружились примерно у 80 % испытуемых, т.е. они характерны для работы всех операторов в условиях монотонности.

Состояние сонливости часто приводит ко сну во время вождения, причём такой сон носит характер временных провалов, человек «клюёт носом». Сон длится очень короткий промежуток времени и не осознаётся водителем (30-50 секунд). Но, как бы кратковременны не были провалы, они таят в себе огромную опасность – вполне вероятно, что именно во время такого провала может возникнуть аварийная ситуация. Кроме того, при развитии сонного торможения во время работы возникают сновидения, которые в некоторых случаях воспринимаются человеком как реальность. В соответствии с сюжетом сновидений он начинает предпринимать те или иные действия.

Из практики вождения транспорта хорошо известен и так называемый гипнотический сон с открытыми глазами. При таком состоянии происходит расщепление связей между чувственным восприятием внешних сигналов и их логическим осмысливанием, между принятием решений и действием. Гипнотическое состояние, когда человек всё понимает и видит, но не может активно действовать, часто становится причиной серьёзных дорожных происшествий.

Человеку-оператору в условиях монотонности приходится за счёт волевых усилий, внутренней мобилизации поддерживать необходимый уровень бодрствования, а это ведёт, в свою очередь, к большим тратам энергии и к утомлению. По статистике 78% дорожных происшествий приходится на последнюю треть монотонных участков дороги.

Борьба с монотонностью особенно актуальна для машинистов поездов, именно поэтому для них разрабатываются всё новые технические средства, которые противодействуют дремоте и сонливости.

Например, в своё время предложено было сажать машинистов на велосипедное седло: при засыпании он бы падал с неудобного сиденья (конечно, этот способ не получил распространения).

Сегодня на некоторых участках железной дороги широкое распространение получил «сигнал бдительности». Этот прибор каждые 1,5 минуты падаёт звук высокого тона. При подаче такого сигнала машинист должен отжать рычаг, расположенный на потолке кабины. Если через несколько секунд рычаг не будет отжат – поезд остановится автоматически. Такой прибор не очень эффективен, т.к. машинист и в дремотном состоянии способен нажимать нужные кнопки (двигательный автоматизм), кроме того, необходимость каждые 1,5 минуты вставать и отжимать рычаг является серьёзной помехой для трудовой деятельности.

Ещё один способ борьбы с сонливостью во время работы – на руке машиниста устанавливали кожно-гальвонический датчик, который фиксировал рефлексы. При засыпании этот датчик давал сигнал и машинист просыпался. Прибор также не был признан эффективным, потому что он имел большие размеры и мешал машинистам работать.

Для борьбы с развитием утомления в условиях монотонности в ряде отраслей производства используют музыку. Когда человек слушает музыку, он ритмом своих мышц на идеомоторном уровне (неосознанном, непроизвольном) подстраивается к её ритму. Это в свою очередь может сказаться на ритме работы сердца и дыхания. Однако внедрять музыку в широких масштабах невозможно. Так, во многих отраслях производства мешает шум, а в водительских профессиях музыка сама по себе является отвлекающим фактором.

Проблема борьбы с монотонностью остаётся сегодня открытой, но одно очевидно: сигнал бодрствования должен включаться только в тот момент, когда начинаются изменения физиологического состояния человека-оператора, т.е. только тогда, когда он нужен на самом деле. Примером такого прибора может служить шлем, разработанный для военных лётчиков. В этом шлеме находится встроенный энцефаллограф, который постоянно снимает импульсы головного мозга. Как только он фиксирует медленные волны, которые характерны для засыпания, включается автопилот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: