Классификация основных форм конкуренции

Классификационный признак Основные формы
По субъектам конкуренции - между продавцами; - между покупателями; - между продавцами и покупателями.
По методам конкуренции - ценовая конкуренция; - неценовая конкуренция.
По конкурентному поведению - добросовестная конкуренция; - недобросовестная конкуренция.
По масштабам конкуренции - отраслевая конкуренция; - межотраслевая конкуренция.
По степени развитости конкуренции - совершенная конкуренция; - монополистическая конкуренция; - олигополия; - монополия.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые существенно ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы, либо за счет ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация – это продажа отдельных видов товаров или услуги, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям.

Различия в цене определяются не столько различиями в качестве продукта или издержками его производства, сколько возможностью монополии произвольно устанавливать цены. Например, авиакомпания снижает стоимость авиабилетов при их покупке туда и обратно; кинотеатр делает скидки на билеты детям, пенсионерам или на утренние сеансы; институт снижает оплату обучения нуждающимся студентам и т.п.

Неценовая конкуренция основана на: повышении качества продукции; улучшении приспособляемости продукта к нуждам потребителя; производстве товаров - субститов; совершенствовании технического обслуживания; на использовании рекламных продуктов и т.д.

Типы конкурентного поведения.

По данному типу различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. В данном случае потребитель получает дифференцированную продукцию хорошего качества и по более низким ценам.

Недобросовестная конкуренция включает: реализацию товара ниже себестоимости; распространение ложной информации; коммерческий шпионаж; нарушение качества продукции и условий поставок; незаконное использование торговой марки и др.

В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: