Вопрос № 1. Конкуренция: понятие сущность

ТЕМА 6. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Лекция по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

специальность 280705.65 «Пожарная безопасность»

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2011

Рассмотрена на заседании

кафедры УиИМК
протокол № _____

от «____»_________ 2011 г.

Санкт-Петербург

  Должность Фамилия/ Подпись Дата
Разработал Преподаватель кафедры УиИМК Пятин Д.В.  
Проверил Зам.начальника кафедры п-к вн.службы Мартышевская А.В.  
       
    Стр. 1

I. Учебные цели

1. Изучить понятие и сущность конкуренции.

2. Изучить совершенную конкуренцию, модели несовершенной конкуренции.

3. Изучить антимонопольное регулирование.

II. Воспитательные цели

Развивать у обучаемых познавательный интерес к дисциплине.

III. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Конкуренция: понятие и сущность. 2.Совершенная конкуренция. 3.Модели несовершенной конкуренции. 4.Антимонопольное регулирование. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

IV. Литература

1. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. и др. Экономическая теория: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.- 528 с.

2. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А., Уткин Н.И., Алексеев Е.Б., Махлаев А.Н. Микроэкономика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2009.- 320 с.

3. Артамонов В.С., Иванов С.А. Экономическая теория часть 1. Микроэкономика. – СПб Лениздат, 2008

4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008

5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. А.И. Добрынина,- 4-е изд. Доп. – М.: ИНФРА-М, 2006

6. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Практикумы. – СПб.: Питер, 2007

V. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор и слайды.

Вопрос № 1. Конкуренция: понятие сущность.

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Под экономической конкуренцией понимается состязание экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения максимальной прибыли.

· Конкуренция - это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе их индивидуальных экономических интересов.

· Конкурентная борьба – соперничество субъектов рыночной экономики по поводу лучших условий производства и реализации товаров; является внутренним источником развития рыночной экономики, т.е. способствует достижению общего экономического равновесия.

· Предметом конкуренции является товар, посредством которого соперники стремятся привлечь платежеспособный спрос.

Прибыль предприятия определяется как разность между выручкой от реализации продукции и совокупными издержками производства.

Выручка от реализации продукции при этом зависит: а) от цены товара б) объема выпуска продукции.

В данном контексте основной задачей предприятия для достижения максимума прибыли является определение оптимальных объемов производства и цены товара.

Заметим, что на поведение предприятия на рынке оказывают влияние различные факторы или условия.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой.

Она характеризуется рядом черт:

· число и размер фирм;

· тип предлагаемого продукта;

· степень контроля над ценами;

· условия входа в отрасль и выхода из нее;

· доступность информации.

Данные условия определяют способность отдельно взятых предприятий оказывать влияние на рынок и контролировать цену продукции. Поэтому с уменьшением экономической (рыночной) власти предприятий, возрастает конкурентоспособность рынка.

Условия осуществления конкуренции:

· экономическая обособленность организации;

· зависимость фирмы от конъюнктуры рынка;

· функционирование на рынке относительно большого количества предприятий.

Таблица 7.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: