ТЕМА 6. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Лекция по дисциплине
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
специальность 280705.65 «Пожарная безопасность»
СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2011
Рассмотрена на заседании
кафедры УиИМК
протокол № _____
от «____»_________ 2011 г.
Санкт-Петербург
Должность | Фамилия/ Подпись | Дата | |
Разработал | Преподаватель кафедры УиИМК | Пятин Д.В. | |
Проверил | Зам.начальника кафедры п-к вн.службы | Мартышевская А.В. | |
Стр. 1 |
I. Учебные цели
1. Изучить понятие и сущность конкуренции.
2. Изучить совершенную конкуренцию, модели несовершенной конкуренции.
3. Изучить антимонопольное регулирование.
II. Воспитательные цели
Развивать у обучаемых познавательный интерес к дисциплине.
III. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Конкуренция: понятие и сущность. 2.Совершенная конкуренция. 3.Модели несовершенной конкуренции. 4.Антимонопольное регулирование. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
IV. Литература
|
|
1. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. и др. Экономическая теория: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010.- 528 с.
2. Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А., Уткин Н.И., Алексеев Е.Б., Махлаев А.Н. Микроэкономика: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2009.- 320 с.
3. Артамонов В.С., Иванов С.А. Экономическая теория часть 1. Микроэкономика. – СПб Лениздат, 2008
4. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008
5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. А.И. Добрынина,- 4-е изд. Доп. – М.: ИНФРА-М, 2006
6. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика. Практикумы. – СПб.: Питер, 2007
V. Учебно-материальное обеспечение
1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор и слайды.
Вопрос № 1. Конкуренция: понятие сущность.
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимается состязание экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения максимальной прибыли.
· Конкуренция - это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе их индивидуальных экономических интересов.
· Конкурентная борьба – соперничество субъектов рыночной экономики по поводу лучших условий производства и реализации товаров; является внутренним источником развития рыночной экономики, т.е. способствует достижению общего экономического равновесия.
|
|
· Предметом конкуренции является товар, посредством которого соперники стремятся привлечь платежеспособный спрос.
Прибыль предприятия определяется как разность между выручкой от реализации продукции и совокупными издержками производства.
Выручка от реализации продукции при этом зависит: а) от цены товара б) объема выпуска продукции.
В данном контексте основной задачей предприятия для достижения максимума прибыли является определение оптимальных объемов производства и цены товара.
Заметим, что на поведение предприятия на рынке оказывают влияние различные факторы или условия.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой.
Она характеризуется рядом черт:
· число и размер фирм;
· тип предлагаемого продукта;
· степень контроля над ценами;
· условия входа в отрасль и выхода из нее;
· доступность информации.
Данные условия определяют способность отдельно взятых предприятий оказывать влияние на рынок и контролировать цену продукции. Поэтому с уменьшением экономической (рыночной) власти предприятий, возрастает конкурентоспособность рынка.
Условия осуществления конкуренции:
· экономическая обособленность организации;
· зависимость фирмы от конъюнктуры рынка;
· функционирование на рынке относительно большого количества предприятий.
Таблица 7.1