Несмотря на многообразие рыночных структур, в экономической теории, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка):
· совершенная конкуренция;
· монополистическая конкуренция;
· олигополия;
· монополия.
Каждая из названных структур отличается определенной степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены (таблица 7.1).
Таблица 7.2
Модели рынка (рыночные структуры) и их характеристика
Количество и размеры фирм | Характер продукции | Условия входа и выхода | Доступность информации | |
Совершенная конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная продукция | Никаких затруднений | Равный доступ ко всем видам информации |
Монополистическая конкуренция | Множество мелких фирм | Разнородная продукция | Никаких затруднений | Некоторые затруднения |
Олигополия | Число фирм невелико | Разнородная или однородная продукция | Возможны отдельные препятствия | Некоторые ограничения |
Монополия | Одна фирма | Уникальная продукция | Практически непреодолимые барьеры на входе | Некоторые ограничения |
Представленная характеристика типов рыночных структур при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.
|
|
Необходимо отметить, что конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на определенных рынках и в различных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.