Типы рыночных структур

Несмотря на многообразие рыночных структур, в экономической теории, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка):

· совершенная конкуренция;

· монополистическая конкуренция;

· олигополия;

· монополия.

Каждая из названных структур отличается определенной степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены (таблица 7.1).

Таблица 7.2

Модели рынка (рыночные структуры) и их характеристика

  Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения

Представленная характеристика типов рыночных структур при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия (чистая монополия), фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.

Необходимо отметить, что конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на определенных рынках и в различных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: