
ШарльЛуи Монтескье (1689-1755) в трактате «О духе законов» (1748), в частности, заложил основы «теории факторов» в общественной жизни. Так, например, он считал, что ликвидация нищеты, бесправия, повышение образовательного и культурного уровня населения являются факторами снижения преступности. Он был убежден, что общественный мир законосообразен, общественные явления детерминированы.
В целях эффективного управления обществом он выдвинул теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые бы уравновешивали друг друга и препятствовали бы сосредоточению власти в одних руках, диктатуре и беззаконию.
| ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ |
| 1 ЭТАП Донаучный (период древности и Средневековья – до по 30-е гг. XIX в.) |
| 2 ЭТАП Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.) |
| 3 ЭТАП Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.) |
| 4 ЭТАП Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.) |
| 5 ЭТАП Современный – постклассический - время методологического плюрализма (1970 гг. – н/вр.) |
| ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ |
| 1 этап – Донаучный |
| 1. Теологическая стадия (период древности и Средневековья – до 1300 года) |
| Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми; |
| Политеизм - эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие; |
| Монотеизм - эпоха христианства |
| 2. Метафизическая стадия (с 1300 по1800 гг.) переходная стадия - разрушение старых верований – фундамента общественного порядка |
| 3. Позитивная стадия (с 1800 г.- по 30-е гг. XIX в.) стадия новой идеологии – позитивизм: время распространения наук, и промышленного производства |
| 2 этап - Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.) |
| О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер. Распространение получили направления: органицизм, марксизм, социогеография, социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологические школы. При всех различиях эти школы обладали общими методологическими чертами. Существенная из них - эволюционизм. |
| 3 этап - Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.) |
| Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Появление социологии в университетах - в Зап.Европе, затем в Сев. Америке, России и др. странах, научных журналов, профессиональных, национальных и международных сообществ (Международный институт социологии в Париже /1893/, Русская высшая школа общественных наук /1901/ в Париже, выход журналов «L'AnneeSociologique» и «TheAmericanJournalofSociology» и т.д. ). |
| 4 этап - Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.) |
| • Между двумя мировыми войнами П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Осмысление итогов 1 мировой войны и альтернатив развития общества в связи с победой Октябрьской революции в России, период формирования предмета социологии и утверждения плюралистического подхода в социологии. |
| • Послевоенная социология (конец 1940-х – конец 1960-х гг.). Этап развития «теорий среднего уровня» (Р.Мертон), социометрии (Я.Морено) и исследований радио как средства массовых коммуникаций (П.Лазарсфельд) |
| 5 этап - Современный – постклассический - время методологического плюрализма(1970 гг. – н/вр.) |
| Переход во 2-й пол. XX в. промышленно развитых стран в постиндустриальную стадию. Новые задачиперед социологией: • выявить механизм структурирования социальных групп, формы их взаимодействия и согласования разнородных интересов, поведение индивида в условиях нарастающей неоднородности; • определить причины и механизмы обеспечения стабильности, поддержания динамического равновесия, выявления и предупреждения социальных конфликтов. |
| ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ |
| 1 этап – Донаучный |
| Теологическая стадия (период древности и Средневековья – до 1300 года) |
| Фетишизм - обожествление окружающих людей предметов, считая их живыми; |
| Политеизм - эпоха Др. Греции, Др. Рима, обожествление природных явлений, многобожие; |
| Монотеизм - эпоха христианства |
| Метафизическая стадия (с 1300 по1800 гг.) переходная стадия - разрушение старых верований – фундамента общественного порядка |
| Позитивная стадия (с 1800 г.- по 30-е гг. XIX в.) стадия новой идеологии – позитивизм: время распространения наук, и промышленного производства |
| 2 этап - Зарождение и начальное развитие научной социологической мысли (1830-40-е гг.–конец XIX в.) |
| О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер. Распространение получили направления: органицизм, марксизм, социогеография, социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологические школы. При всех различиях эти школы обладали общими методологическими чертами. Существенная из них - эволюционизм. |
| 3 этап - Формирование предмета социологии: ранняя теоретико-методологическая классика (конец XIX в. – 20-е гг. XX в.) |
| Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Появление социологии в университетах - в Зап.Европе, затем в Сев. Америке, России и др. странах, научных журналов, профессиональных, национальных и международных сообществ (Международный институт социологии в Париже /1893/, Русская высшая школа общественных наук /1901/ в Париже, выход журналов «L'AnneeSociologique» и «TheAmericanJournalofSociology» и т.д. ). |
| 4 этап - Становление и развитие социологии - зрелая теоретико-методологическая классика (начало XX в. – 70 гг. XX в.) |
| • Между двумя мировыми войнами П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон и др. Осмысление итогов 1 мировой войны и альтернатив развития общества в связи с победой Октябрьской революции в России, период формирования предмета социологии и утверждения плюралистического подхода в социологии. |
| • Послевоенная социология (конец 1940-х – конец 1960-х гг.). Этап развития «теорий среднего уровня» (Р.Мертон), социометрии (Я.Морено) и исследований радио как средства массовых коммуникаций (П.Лазарсфельд) |
| 5 этап - Современный – постклассический - время методологического плюрализма(1970 гг. – н/вр.) |
| Переход во 2-й пол. XX в. промышленно развитых стран в постиндустриальную стадию.Новые задачиперед социологией: •выявить механизм структурирования социальных групп, формы их взаимодействия и согласования разнородных интересов, поведение индивида в условиях нарастающей неоднородности; • определить причины и механизмы обеспечения стабильности, поддержания динамического равновесия, выявления и предупреждения социальных конфликтов. |
| ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ |
| 1. ПОЗИТИВИЗМ (О.Конт) |
| 2. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (К.Маркс) |
| 3. БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (Г.Спенсер, Л.Гумплович) -органицизм, - социал-дарвинизм |
| 4. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - социогеография (Г.Бокль, Ф.Ратцель, И.Мечников, Ф.ЛеПле) |
| 5. АНТИПОЗИТИВИЗМ (В.Виндельбанд, Г.Риккерт, В.Дильтей) |
| - Антропологическое направление (М.Шеллер) |
| - Расово-антропологическое направление (Ж.А. де Гобино, Ж.Ляпуж, О.Аммон,Ш.Летурно) |
| 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ |
| - Психологический эволюционизм (Л.Ф.Уорд, Ф.Г.Гиддинс) |
| - Инстинктивизм (У.Мак-Дуголл) |
| - «Психология народов» (М.Лацирус, В.Вундт) |
| - Групповая психология (Г.Лебон, Г. де Тард) |
| - Теория подражания (Г. де Тард, Дж.Болдуин, Ч.Х.Кули) |
| - Социальный психоанализ (З.Фрейд) |
| - Неофрейдизм (Э.Фромм) |
| - Бихевиоризм (Э.Торндайк, Д.Уотсон) |
| 7. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ |
| - Социологизм (теория социального реализма) Э.Дюркгейма - Понимающая социология М.Вебера - Социологическая теория Ф.Тенниса - Формальная социология Г.Зиммеля - Социологическая теория В.Парето - Социологическая теория Г.Моска - Политическая социология Р.Михельса |
| 8. НЕОПОЗИТИВИЗМ (1920-50-е гг.) (П.Лазарсфельд, Г.Зеттербергер, Г.Блейлок, К.Поппер, Дж.Холтон) |







