Деятельностная теория онтогенеза А.Н.Леонтьева. Внешняя и внутренняя плоскости д-ти

Теория психического развития А.Н.Леонтьева состоит из 2 непосредственно между собой не связанных частей. Первая относится к филогенезу, вторая — к онтогенезу.В филогенезе психики он выделяет 6 этапов:

первый этап хар-ся биологическими процессами ассимиляции и диссимиляции и знаменует собой возникновение жизни. При этом речь идет о простейших, допсихических формах жизни, к к-ым животные и ч-к не относятся;

второй этап хар-ся возникновением чувствительности, значит и психики; к нему относятся животные и люди;

третий этап хар-ся возникновением перцептивности, а значит наличием психики;

четвертый этап хар-ся возникновением интеллекта;

пятый этап связан с возникновением сознания; к нему уже относятся только люди;

шестой этап связан с возникновением мышления и речи.

Филогенетическая теория А.Н.Леонтьева выстроена на основе принципа отражения. Она показывает, в какой последовательности возникали в филогенезе разные формы представления окр.действительности. В основе онтогенетической теории психического развития лежит общепсихологическая теория д-ти. Понятия д-ти А.Н.Леонтьев развертывает его структуру в 2 параллельных, взаимодействующих плоскостях: внешней и внутренней. Внешняя предполагает иерархию: д-ть, действие, операция, движение. Внутренняя задается иерархией: мотив, цель, средство, условие. Соответственно, д-ть определяется мотивом, действие - целью, операция - средством, движение - условиями. Обе плоскости функционируют как одно целое, используя далее понятие интериоризации (переноса действия извне вовнутрь) и экстериоризации (перенос изнутри вовне), А.Н.Леонтьев рассматривает психику как интериоризованную д-ть, к-ая экстериоризуется, как только возникают какие-то препятствия ее внутреннего протекания. Поэтому любые формы психического отражения яв-ся, по А.Н.Леонтьеву, видами (или подвидами) д-ти (н-р, общение - это коммуникативная д-ть, восприятие - перцептивная д-ть и т.д.). Принцип д-ти и был положен в основу теории онтогенеза психики. В психологии развития А.Н.Леонтьев прежде всего изучал проблемы, связанные с источниками и движущими силами психического развития ребенка. Он сформулировал положение о том, что психическое развитие ч-ка качественным образом отличается от развития психики животных. Развитие психики животных состоит, во-первых, в «вызревании» и развертывании системы безусловных рефлексов (унаследованная основа поведения), во-вторых, в их «обрастании» условными рефлексами (образующими его индивид. опыт), к-ые через ряд поколений сами могут превратиться в безусловные. Ч-к рождается с определенной врожденной, или безусловно-рефлекторной, организацией видового поведения. Но решающую роль в психическом развитии играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей, важнейшую часть к-го составляют их общественно выработанные психические способности, опредмеченные в материальной и духовной культуре. А.Н.Леонтьев считал, что детство имеет конкретно-исторический х-р, оно развивается в ходе общественной истории. Культура как общий источник психического развития ребенка выступает в этой своей ф-ции только тогда, когда ребенок выполняет д-ть, направленную на присвоение общественных способностей, опредмеченных в виде элементарных орудий, предметов обихода, языка, произведений искусства и т.д. Воспроизводящая д-ть определяет психическое развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Однако форм-е воспроизводящей д-ти и соответствующих способностей происходит у ребенка только при постоянном его общении со взрослыми и др.детьми. В трудах А.Н.Леонтьева последовательно проводится мысль, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной д-ти в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, т.е. изучение интериоризации. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка - это присвоение им достижений исторического развития людей, к-ые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним д-ти, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена. Но ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту д-ть не может, она всегда должна строиться окр.людьми во взаимодействии и общении с ребенком, т.е. во внешней совместной д-ти, в к-ой развернуто представлены действия. Понимая развитие как процесс самодвижения, имеющего спонтанный х-р и внутренние законы, А.Н.Леонтьев полагал, что главным специфическим внутренним противоречием психического развития ребенка выступает противоречие между необходимостью и потребностью осуществления какой-либо д-ти и отсутствием тех мотивов, целей, действий и операций, посредством к-ых она может быть ребенком многосторонне и цельно реализована. Каждому возрастному этапу соответствует определенный (ведущий) тип д-ти. Ведущая д-ть хар-ся тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды д-ти, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей д-ти зависит от конкретно-исторических условий, в к-ых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся след.виды д-ти: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми; орудийно-предметная д-ть ребенка раннего возраста; сюжетно-ролевая игра дошкольника; учебная д-ть в младшем школьном возрасте; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная д-ть в ранней юности. Смена ведущих типов д-ти подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, к-ые форми-ся внутри ведущей д-ти, предшествующей данной стадии развития, и к-ые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с др.людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: