Конец Римской империи и упадок итальянского Возрождения дают два примера, среди множества прочих, свидетельствующих о триумфах наемничества. Когда вооруженные силы не состоят больше из населения страны, а армия уже не есть народ с оружием, то империи гибнут. Сегодня все армии вновь постепенно превращаются в наемные. Как и в завершающий период эпохи Возрождения, современными наемниками руководят кондотьеры. Среди них есть те, кто стоит во главе националънъи отрядов специалистов в различных областях военной технологии; другие возглавляют батальоны стражников - всемирных швейцарских гвардейцев; наконец, третьи руководят армиями стран-сателлитов, поддерживая глобальный порядок. Руками наемников совершены некоторые из наиболее ужасньи злодеяний, таких как в лагерях беженцев Сабра и
1.2. Подавление мятежей
Щатила в Бейруте в 1982 году. Или, скорее, как написал Жан Жене после посещения этих лагерей, то были наемники из наемниковт.
Однако в настоящее время война ведется уже не так, как в начальный период модернити. Позицию кондотьера нередко занимает инженер или, точнее, некто, связанный с рядом промышленных отраслей, развивающих новые системы вооружений, связи и средств контроля. Сегодняшним наемникам приходится быть биополитическими солдатами, которым необходимо владеть набором технических, правовых, культурных и политических навыков. Наемник даже может стать главой государства в оккупированной стране, приговоренной судьбой к маргинальному положению в глобальной иерархии: эдакие гауляйтеры, то есть районные руководители в нацистской партии, или Карзай и Чалаби, бизнесмены, вброшенные во власть, или, наконец, просто Курц, господствующий, как Бог, над подчиненными народами. Например, небольшая группа высококвалифицированньп наемников под зловещим наименованием «Исполнение приговора», куда входят в основном бывшие военнослужащие Национальных сил обороны ЮАР, почти целое десятилетие решали вопросы государственной власти и контролировали основнъм отрасли промышленности, включая торговлю алмазами, в Уганде, Сьерра-Леоне и других странах Центральной и Западной Африки61.
|
|
Связи, которые складываются между имперскими аристократами и наемниками, порой весьма тесны, а иногда довольно слабы. Наибольшие опасения вызывает то, что кондотьеры способны въктупитъ против имперской аристократии. Саддам Хусейн поступил так после того, как послужил своего рода швейцарским гвардейцем в противовес угрозам исламского Ирана; Усама бен Ладен сделал то же, когда освободил Афганистан от советского присутствия. Приход к власти наемника, как указывал Макиавелли, означает конец республики. Власть наемников и коррупция становят- синонимами. Следует ли нам ожидать восстания наемников против нынешней глобальной империи или же им свойственны лишь мсимиляция и выполнение вторьт ролей в правящих структурах? Макиавелли учил нас, что лишь мощное оружие обеспечивает хоро-шие законыт. То есть можно заключить, что плохое оружие (а на я Макиавелли наемники - оружие негодное) приводит к дур-
|
|
71 Часть 1.Война
1.2. Подавление мятежей
ным законам. Иными словами, разложение военных приводит к загниванию всего политического строя.
Такая дорога к разложению - только один из возможнъи путей в будущее. Другой - это возрождение amor patriae, любви к своей стране, такой любви, которая не имеет ничего общего с национализмом или популизмом. Эрнст Канторович в замечательном эссе по истории понимания смерти за родину «Pro Patria Mori» показывает, что соответствующий европейский концепт эпохи модернити на деле не ведет своего происхождения, как можно было бы ожидать, от древнегреческого или римского прославления героев, участвующих в битве. Скорее, его истоки прослеживаются в средних веках и эпохе Возрождения, когда любовь к стране в реальности не связывалась с какими-то ее институтами или, тем более, с национальной идентичностью. Убрав поверхностный слой с понятия любви к своей стране, Канторович обнаруживает не национализм, а республиканскую caritas, или чувство симпатии к собратьям. Оно преобразуется в amor humanitatis, любовь к человечеству, выходящую за пределы любой нации. Национализм и - даже в большей мере - прославление воинственного национализма являются, таким образом, искажением традиции патриотических чувств. Такое искажение нашло логическое завершение в фашистских режимах XX векат.
Сегодня нам следует постараться придать таким чувствам подлинность и реальность, найти способ их противопоставления всем наемникам и наемническому, неправому присвоению идеи любви к стране. Есть множество образцов такой возобновленной любви к стране, которая открывает путь любви к человечеству, - сражения санкюлотов при Вальми, например, или битвы вьетнамских крестьян в антиколониальных войнах, - но памяти здесь не достаточно. Политические времена и способ производства теперь иные. Нам нужно создать фигуру нового Давида, множества как победителя в асимметричном бою, работников нематериальной сферы, которые становятся бойцами нового рода, космополитичными bricoleurs* сопротивления и сотрудничества. Это те, кто способен вложить все свои богатые знания и опыт в общую борьбу с имперской властью. Таков настоящий патриотизм. Он свойстве-
" Bricoleur (фр.) - мастер на все руки, который собирает предметы произвольно, кто-то вроде рукодельника. - Прим. ред.
нен тем, у кого нет нации. Более чем когда-либо этот вид патриотизма принимает форму заговора, в котором участвуют многие, продвигаясь к необходимым решениям общим стремлением масс. Какие наемники смогут противостоять этому? Сегодня вопль, которым Макиавелли закончил «Князя», вновь столь же актуален и уместен, как и почти пять столетий тому назад. Это восклицание, направленное против несправедливости и разложения: «Варварское господство отвратительно каждому!»'0. Нам нужно изыскать средство, чтобы обновить призыв Макиавелли к освобождению на языке, которым сегодня говорит глобальное множество, и тем самым возродить подлинную традицию патриотизма.
Асимметрия и доминирование по всему спектру
Технологическое преимущество американских военных ставит не только социальные и политические вопросы, но и практические военные проблемы. Порой преимущество в технологии оказывается вовсе не выгодным. Военные стратеги постоянно сталкиваются с тем фактом, что вооружения на основе передовой технологии могут выполнять только некоторые весьма специфические задачи, тогда как во многих случаях необходимы более старые, обычные оружие и стратегии. Это особенно верно при асимметричных конфликтах, в которых у одной из противоборствующих сторон несравнимо больше средств, чем у другой или других. В условиях симметричного конфликта (такого как противостояние между Соединенными Штатами и Советским Союзом во времена «холодной войны») значение технологических преимуществ может оказаться решающим (так, ядерная гонка играла очень важную роль), но при асимметричных конфликтах наиболее продвинутые технологии зачастую недоиспользуются. Во многих случаях у противника просто отсутствуют такого рода ресурсы, которым можно угрожать с применением самых сложных вооружений; в иных ситуациях смертоносная мощь неуместна, и тРебуются иные формы контроля.
|
|
Тот факт, что в ходе асимметричного конфликта доминирующая военная держава часто оказывается в невыгодном Положении, стал ключом к партизанской стратегии как мини-
Часть 1.Война
мум с тех времен, когда отряды испанских крестьян терзали наполеоновскую армию. Речь идет о выворачивании наизнанку отношений военной мощи и трансформации слабости в силу. Поражение Соединенных Штатов во Вьетнаме и СССР в Афганистане, которое было нанесено несравнимо менее развитыми силами в плане военной мощи и технологии, может служить символом потенциального превосходства слабости в асимметричном конфликте. Партизанские силы не могут выжить без поддержки населения и превосходящего знания социального и физического ландшафта. Партизанские атаки нередко сильны своей непредсказуемостью: любой житель страны может оказаться партизаном, и нападения с неизвестными средствами следует ожидать отовсюду. Таким образом, партизаны заставляют доминирующую военную державу пребывать в состоянии постоянной паранойи. В асимметричном конфликте эта держава вынуждена применять контрповстанческие стратегии, направленные не только на нанесение противнику поражения военными средствами, но и на обеспечение контроля над ним с помощью социальных, политических и физиологических инструментов.
|
|
Сегодня Соединенные Штаты, непревзойденная военная сверхдержава, находятся в асимметричных отношениях со всеми потенциальными врагами. Это ставит США в уязвимое положение относительно партизанских или нетрадиционных атак со всех сторон. Поэтому ныне контрповстанческие стратегии, получившие развитие в конце XX века д\я борьбы с менее сильными противниками в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке, а также контроля над ними, требуют обобщения и повсеместного применения Соединенными Штатами. Ситуация дополнительно осложняется тем, что в большинстве случаев конфликты, в которых сейчас участвуют США, являются нешаблонными или имеют низкую интенсивность, то есть относятся к серой зоне между войной и миром. Задачи, стоящие перед военными, колеблются между ведением военных действий и установлением мира, поддержанием мира, принуждением к нему и строительством наций - причем порой трудно усмотреть границу между ними. Тенденция к последовательному сокращению контраста между войной и
1.2. Подавление мятежей
миром, который мы выше рассматривали с философской точки зрения, вновь возникает теперь в качестве составной части военной стратегии. В этой серой зоне меры противодействия мятежу должны быть действенными, обеспечивая борьбу с неопределенным и нередко неизвестным противником, а также контроль над ним. Однако в этой зоне, кроме всего прочего, главенствующая военная держава особенно уязвима для нападения в ходе асимметричного конфликта. Например, оккупация американцами Ирака показывает всю неоднозначность такой серой зоны.
Военные аналитики США весьма обеспокоены уязвимостью сильной стороны в асимметричном конфликте71. Они признают, что военной мощи как таковой здесь недостаточно. Признание ограничений и уязвимости в положении военного и технологического доминирования побуждает стратегов предлагать неограниченную форму господства с учетом всех измерений, всего спектра мощи. По их словам, требуется «доминирование по всему спектру», то есть сочетание военной силы с социальным, экономическим, политическим, психологическим и идеологическим контролем. Таким образом, военные теоретики, в сущности, обнаружили суть биовласти. Доминирование по всему спектру непосредственно вытекает из прежнего хода развития стратегий борьбы с мятежами. При столкновении с нетрадиционными конфликтами и конфликтами низкой интенсивности, которые попадают в серую зону между войной и миром, военные аналитики советуют применять «серую» стратегию, в которой смешаны военные и гражданские компоненты. Если Вьетнам остается символом провала Соединенных Штатов в асимметричном конфликте, то военные аналитики считают Никарагуа и Сальвадор наиболее яркими примерами успеха американцев и поддерживаемых ими сил, когда был задействован весь спектр мер противодействия мятежам в ходе конфликтов низкой интенсивности.
Впрочем, следует признать, что подобную ничем не ограниченную стратегию тоже преследуют противоречия. Биовласть встречает сопротивление. Согласно новой стратегии борьбы с мятежами, суверенная власть - сталкиваясь, с одной стороны, с невозможностью установить прочные отношения с
75 Часть l.Bouna
местным населением и, с другой стороны, располагая средствами для полного доминирования, - просто создает те послущ-ные социальные субъекты, которые ей требуются. В качестве гипотезы многие авторы указывали на подобное силовое производство субъекта, полное отчуждение гражданина и работника и тотальную колонизацию жизненного мира как на определяющую особенность «позднего капитализма». Франкфуртская школа, ситуационисты и различные критики технологии и коммуникации ставили в центр своего внимания тот факт, что власть в капиталистических странах становится тоталитарной, производя послушные субъекты72. В какой-то мере преследовавшие таких авторов кошмары созвучны мечтаниям стратегов абсолютного доминирования. Точно так же, как капиталист жаждет получить рабочую силу, состоящую из работников-обезьян, военные администраторы рисуют в своем воображении желанную картину армии, состоящей из умелых и надежных солдат-роботов, и прекрасно контролируемого, покладистого населения. Но эти кошмары и мечты нереальны. Доминирование, даже самое многоаспектное, никогда не будет абсолютным и всегда вызывает сопротивление.
В данном случае военная стратегия сталкивается с философской проблемой. У суверенной власти всегда имеются две стороны: доминирующая сила неизменно полагается на согласие или подчинение тех, над кем она господствует. Мощь суверенитета никогда не обходится без ограничений, и такие ограничения потенциально всегда могут быть преобразованы в сопротивление, точку уязвимости, угрозу. Тут опять возникает террорист-самоубийца - на этот раз как символ неизбежной ограниченности и уязвимости суверенной власти; отказываясь вести подчиненную жизнь, он само свое существование превращает в ужасное оружие. Таков онтологический предел биовласти в его наиболее трагичном и отталкивающем воплощении. Подобное уничтожение выявляет только пассивный, негативный лимит суверенной власти. Позитивный, активный ее предел наиболее явно обнаруживает себя в связи с трудом и общественным производством. Даже будучи порабощен капиталом, труд все же непременно сохраняет свою автономию, причем сегодня это все убедительнее подтверждается в
1.2. Подавление мятежей
отношении новых, нематериальных, кооперированных и совместных форм труда. Такая взаимосвязь не ограничена лишь экономической сферой. Как мы еще покажем, она переходит и в биополитическую сферу жизни общества в целом, включая военные конфликты. В любом случае следует признать, что в асимметричных конфликтах победа, подразумевающая тотальное господство, недостижима. Все, чего можно достичь, _ ЭТо временное и ограниченное поддержание контроля и порядка, за которым необходимо постоянно следить и который нужно охранять. Борьба с восстаниями - это работа на полную ставку.
Здесь полезно отступить и рассмотреть ту же проблему в ином аспекте, а именно - с точки зрения формы. Ведь противодействие мятежам есть, в сущности, вопрос организационной формы. Например, неприятный урок, который руководители США и союзные им национальные государства вынуждены были усвоить после 11 сентября, состоит в том, что враг, с которым они имеют дело, - это не какая-то суверенная страна, а скорее сеть. Другими словами, враг обрел новую форму. На деле в нынешнее время асимметричных конфликтов стало общим условием, что враги и угрозы имперскому порядку возникают обычно в виде распределенных сетей, а не централизованных и независимых субъектов73. Существенная черта распределенной сети заключается в отсутствии у нее центра. Неточно было бы считать, что власть в ней исходит от какого-то центрального источника. Сеть даже не полицентрична. Скорее, власть распределяется там по-разному, неровно и неограниченно. Другой важной характеристикой распределенной сетевой формы является то, что сеть постоянно подрывает стабильные границы между тем, что находится внутри, и тем, что остается вне сети. Это не значит, что она всегда присутствует повсеместно; речь идет лишь о том, что ее наличие и отсутствие обычно неочевидны. Можно сказать, что у сети есть Тенденция к преобразованию всякой границы в порог. В таком смысле сети, в сущности, неуловимы, эфемерны, неизмен-Но ускользающи. Поэтому в один момент они могут показаться Универсальными, а в следующий - растворяются в воздухе.
Подобные изменения формы серьезно сказываются на
77 Часть 1.Война
1.2. Подавление мятежей
военной стратегии. Так, для стратегов традиционного ведения войны государственными средствами сеть может быть раздражающе негодной в качестве объекта для удара: в ней нет центра и границ, так куда же нам бить? И, что пугает еще сильнее, сеть способна появиться где угодно, в любое время и в любом виде. Военные вынуждены быть в постоянной готовности для отражения неожиданных угроз и неизвестных врагов. Неудивительно, что столкновение с сетевым врагом может погрузить прежнюю форму власти в состояние полной паранойи.
Однако сетевой враг - не вполне новый. Так, во время «холодной войны» коммунизм был для Соединенных Штатов и стран Западной Европы врагом в двух смыслах. С одной стороны, он выступал как суверенный государственный противник, которого олицетворяли сначала Советский Союз, а затем Китай, Куба, Северный Вьетнам и другие страны, но, с другой стороны, он был также и сетевым врагом. Коммунистическими в принципе могли оказаться не только повстанческие армии и революционные партии, но также политические объединения, профсоюзы и любое число прочих организаций. Потенциально коммунистическая сеть наличествовала повсеместно, но она была недолговечной и быстро исчезала. (Кстати, это был один из элементов, подпитывавших паранойю маккартизма в Соединенных Штатах.) В годы «холодной войны» сетевой враг отчасти ускользал из виду - в той мере, в какой его постоянно перекодировали в представления о социалистических государствах. То есть считалось, что у основного суверенного врага просто очень много агентов. После завершения «холодной войны» национальные государства уже не застят горизонт, и сетевые враги полностью вышли на свет. Сегодня все войны обретают сетевые формы.
Чтобы понять, как стратегии борьбы с мятежами могут превозмогать сетевое сопротивление, нужно обернуться вспять. Там мы увидим, как развивались меры противодействия мятежам на протяжении XX века, в особенности в ходе кампаний борьбы с восстаниями. Они велись против городских и сельских партизанских движений, сражавшихся за национальное освобождение в Африке, Азии и Латинской Аме-
ике74. Стратегии борьбы с мятежами получили развитие потому, что партизанские организации строились в соответствии
иной формой, нежели традиционные военные организации, и следовательно, требовали других методов нападения и кон-тооля. Традиционная, самостоятельная военная структура имеет пирамидальную форму с вертикальной структурой командования и коммуникации: небольшая группа или отдельный лидер наверху, более многочисленная группа полевых командиров посередине и солдатская масса у основания. Таким образом, традиционная армия составляет боевой организм - с генералами в качестве головы, лейтенантами вместо туловища, рядовыми солдатами и моряками в роли конечностей. Традиционная армия обычно действует, базируясь на суверенной территории своей страны, вдоль относительно явных и определенных линий фронта, в силу чего глава военного тела может оставаться в безопасности на удалении от передовой. Иными словами, в описанном смысле традиционная военная структура опознаваема вдоль и поперек. Партизанские же отряды выглядят, по крайней мере с точки зрения господствующей державы, совершенно размыто. Обычно у партизан нет собственной территории и безопасных зон; они мобильны и, как правило, действуют исключительно на вражеской территории. Хотя, в общем, партизаны действуют на пространстве без явных границ, в джунглях и городах, даже этой неопределенности недостаточно, чтобы в полной мере их защитить. Их защите содействует также сама по себе организационная форма, поскольку партизанские организации имеют склонность к формированию полицентричного командования и горизонтальных коммуникаций, когда мелкие группы или подразделения могут самостоятельно связываться со многими другими группами. Партизанская армия - не единый организм, а нечто больше напоминающее волчью стаю или многочисленные стаи волков, за которыми приходится охотиться противоповстанческим силам.
С точки зрения такого противодействия, сетевая форма представляет собой продолжение и завершение тенденции, которая была описана в виде перехода от традиционных к партизанским организациям. Вехи в этой схеме выглядят как
Часть 1.Война
1.2. Подавление мятежей
движение по направлению к все более сложным типам сетей. Традиционную военную структуру можно описать как сеть с одним узлом в центре или в форме звезды, в которой все линии связи и командования расходятся подобно радиусам. Партизанская структура предполагает полицентричную сеть с множеством относительно самостоятельных кластеров, у каждого из них свой центр, подобно тому, как это имеет место во Вселенной, где каждая звезда определяет движение планет на своей периферии и связана с другими звездами. Еще одной моделью этого рода является распределенная, или полноматричная, сеть, у которой нет центра, а все ее узлы могут непосредственно сообщаться со всеми другими. Если традиционная армия напоминает единое вооруженное тело, отношения между частями которого носят органичный и централизованный характер, а партизанская армия похожа на стаю волков и имеет относительно автономные ячейки, которые способны действовать самостоятельно или в координации, то распределенную сеть можно себе вообразить в виде муравейника или пчелиного роя - как аморфное множество, способное ударить в одной точке со всех сторон и рассеяться по окрестностям, став практически невидимым71. Отловить пчелиный рой весьма сложно.
Ясно, что против пчел прежние контрповстанческие стратегии неработоспособны. В качестве примера представим себе метод «обезглавливания», концептуально опирающийся на естественную идею, согласно которой если лишить мятеж руководства, то он зачахнет и прекратится. В практическом плане «обезглавливание» подразумевает ссылку, тюремное заключение или физическое уничтожение вожаков повстанцев. Такой метод широко использовался против армий национального освобождения и партизанских движений, но он оказывается все менее эффективным, когда повстанческие организации принимают полицентричную или распределенную форму. К ужасу стратегов борьбы с мятежами, всякий раз, когда они отрубают голову, на ее месте появляется другая, как у отвратительной Гидры. У партизанской организации много голов, а у роя их нет вовсе.
Вторая стратегия противодействия мятежам опирается на
дель «уничтожения среды обитания». Согласно этой стра-егии, признается, что враг организован не так, как традиционная армия, а потому его нельзя просто обезглавить. Допускается даже, что его и его организационную форму невозможно выявить с полной достоверностью. Но такое знание и не является необходимым для применения данного метода: суверенная держава избегает того, чтобы ей вредили недоступным ее знанию образом, и концентрируется на том, что может быть ей известно. Для достижения успеха прямое нападение на врага не требуется. Для этого нужно разрушить среду его обитания, как материальную, так и социальную. Вылейте воду -и рыба умрет. В частности, эта стратегия разрушения среды обитания привела к ковровым бомбардировкам во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже, разгулу убийств, пыток и запугиваний крестьян в Центральной и Южной Америке и массовому подавлению групп активистов в Европе и Северной Америке. В метафорическом смысле напалм можно было бы расценить как образцовое оружие стратегии «уничтожения среды обитания». Такая стратегия осознано и неизбежно груба и неразборчива. Многочисленные жертвы среди не участвующих в войне людей уже нельзя отнести к косвенным потерям, потому что, по сути дела, они составляют непосредственную цель, даже если их уничтожение - лишь средство нанести удар по основному противнику. Ограниченные успехи применения подобных мер становятся все меньшими по мере того, как группы повстанцев создают более сложные, распределенные сетевые структуры. Поскольку враг рассредоточен, не поддается локализации и его нельзя идентифицировать, то среда его обитания все более расширяется и становится беспредельной. Столкнувшись с такой тенденцией, приверженцы традиционной военной силы испытывают побуждение отказаться от дальнейшей борьбы и, подобно безумному антигерою Йозефа Конрада, кричать в озлоблении: «Истребить всех тварей!»
Теперь нам понятно, что контрповстанческие стратегии УЖе не могут полагаться исключительно на негативные приемы, такие как убийство лидеров восставших и массовые аре-сты, а должны также породить «позитивные» методы. Иными Иовами, меры против мятежей должны не уничтожать их
81 Часть 1. Война
питательную среду, а создавать взамен свою среду и держать ее под контролем. Доминирование по всему спектру, о котором мы говорили выше - это одно из видений подобной позитивной стратегии по контролю сетевых противников. С сетью ведут борьбу не только вооруженную, но также экономическую, политическую, социальную, психологическую и идеологическую. Здесь следует задаться вопросом, какая форма власти готова применять такую общую, рассеянную и специфическую стратегию по борьбе с мятежами. Действительно, традиционные, централизованные, иерархические военные структуры, по всей видимости, не способны к ее применению и не могут адекватным образом противостоять сетевым военным машинам. Для борьбы с сетью нужна другая сеть. Однако превращение в сеть предполагает радикальное изменение структуры традиционных военных инструментов, как и форм суверенной власти, которую они представляют.
Сфокусировавшись на форме, нам легче уяснить значение (как и изъяны) РВД и стратегий участия в асимметричных конфликтах. Вне сомнения, в особенности на технологическом уровне, РВД гласит, что традиционные военные машины прибегают к сетям с нарастающим успехом - к сетям информационным, коммуникационным и так далее. Распределение и блокирование информации и дезинформации вполне может оказаться важной сферой ведения борьбы. Однако требуется гораздо более радикальная трансформация: военным следует не просто использовать сети. Вся их организация должна обрести форму распределенной сети. Традиционные военные машины уже давно пытались имитировать практику боевых действий партизан - к примеру, используя мелкие десантно-ди-версионные отряды, - но такие попытки до сих пор имели узкий масштаб и ограничивались тактическим уровнем. В том же направлении указывают некоторые перемены, отмечаемые в нынешней трактовке РВД, которые сосредоточены, скажем, на достижении большей гибкости и мобильности боевых частей. Но требуются еще более существенные подвижки, захватывающие командную структуру и, в конечном счете, форму общественной власти, на которую опирается военный аппарат. Как может командная структура перейти от модели цент-
1.2. Подавление мятежей
ави
авй к модели распределенной сети? Какую переме-v это влечет за собой в формах общественной и политичес-ой власти? Это была бы не только революция в военном деле, яо и изменение формы самой власти. Как мы себе это представляем, данный процесс есть часть перехода от империализма с присущей ему централизованной формой власти, основанной на национальных государствах, к сетевой Империи. Она включала бы в себя не только господствующие державы в форме государств, но и наднациональные администрации, объединения, представляющие интересы деловых кругов, а также многочисленные прочие неправительственные организации.
Теперь, наконец, мы можем вернуться к вопросам, которые были поставлены в самом начале, касательно «исключительной» роли американской мощи в нынешнем глобальном порядке. Анализ стратегий противодействия мятежам говорит нам, что войска США (а также американская мощь в более широком плане) должны превратиться в сеть, отринуть свой национальный характер и стать имперской военной машиной. В таком смысле отказ от одностороннего контроля и обретение сетевой структуры не есть акт доброй воли со стороны сверхдержавы. Скорее, подобный шаг продиктован запросами стратегии борьбы с мятежниками. Такая военная необходимость заставляет вспомнить о спорах между приверженцами односторонности и многосторонности, о стычках между США и ООН, но по существу вопрос стоит гораздо шире. Сегодня только сетевая форма власти способна создавать и поддерживать порядок76.
Судя по некоторым признакам, американская военная машина, по крайней мере, на уровне идеологии, в последние десятилетия занимала амбивалентную позицию, где-то между империализмом и Империей. Можно сказать, что как минимум с начала 1990-х годов внешняя политика и военные обязательства США колебались между империалистической и имперской логикой. С одной стороны, все военные обязательства и любую внешнеполитическую ориентацию в целом приходится объяснять и оправдывать с точки зрения национальных интересов США, будь то особые интересы, такие как Доступ к дешевой нефти, или более общие, такие как поддер-
83 Часть 1.Война
жание стабильности рынков или обеспечение военно-стратегических позиций. В этом отношении Соединенные Штаты действуют как национальная держава, уподобляясь современным европейским империалистическим государствам. С другой стороны, всякая американская военная акция, как и внешнеполитическая ориентация страны в целом, одновременно несут в себе имперскую логику, которая отталкивается не от ограниченных национальных интересов, а от интересов всего человечества. Логика прав человека - это самый важный пример подобной имперской логики, которая не имеет в виду специфический интерес какой-либо нации или народа. Напротив, она, по определению, в равной мере распространяется на все человечество. Другими словами, мы не должны считать гуманитарную и рассчитанную на весь мир риторику дипломатии и военных действий США всего лишь фасадом, предназначенным для того, чтобы замаскировать глубинную логику национальных интересов. Вместо этого следует признать их обе в равной мере реальными: это две соперничающие логики, действующие в отношении одного и того же военно-политического аппарата. В некоторых конфликтах, например, в Косово, может доминировать имперская гуманитарная логика, а в других, таких как в Афганистане, главной оказывается национальная имперская логика. В то же время еще в каких-то конфликтах, скажем, в Ираке, две это логики перемешаны до состояния неразличимости. Во всяком случае, обе они, в разных дозах и видах, прослеживаются во всех этих конфликтах77.
Здесь нам нет необходимости ввязываться в надоевшую всем полемику по поводу глобализации и национальных государств, основанную на предположении, будто они несовместимы друг с другом. Мы, напротив, полагаем, что национальные идеологи, функционеры и администраторы все в большей мере обнаруживают, что ради достижения своих стратегических целей им нельзя действовать и думать только в национальных рамках, без учета остального мира. Управление делами Империи не требует упразднения национальных администраторов. Напротив, сегодня имперское управление по большей части осуществляется структурами и кадрами господствующих на-
1.2. Подавление мятежей
пиональных государств. Точно так же, как национальные министры экономики и руководители центральных банков могут действовать и зачастую фактически действуют, руководствуясь имперскими, а не узкими национальными интересами, как мы еще убедимся ниже, когда совершим путешествие в Давос, так и национальные военные деятели и министры обороны ведут имперские войны78.
Таким образом, необходимость сетевой формы власти лишает смысла споры вокруг односторонности и многосторонности. Ведь невозможно проконтролировать сеть из какой бы то ни было отдельной, единичной командной точки. Иначе говоря, Соединенные Штаты не могут «пройти весь пусть самостоятельно», а Вашингтон не способен осуществлять монарший контроль над глобальным порядком без содействия других ведущих держав. Это не означает, что решения, принимаемые в Вашингтоне, в каком-то смысле вторичны или несущественны. Точнее было бы сказать, что они всегда должны выстраиваться в увязке со всей сетью глобальной власти. Если воспринимать США в качестве монаршей силы на мировой сцене, то, используя старую терминологию, монарху следует постоянно вести переговоры и работать с различными глобальными аристократиями (такими как политические, экономические и финансовые элиты). В конечном счете, вся эта структура власти должна постоянно иметь дело с конструктивным глобальным множеством, которое составляет подлинную основу сети. Необходимость сетевой формы глобальной власти (а следовательно, также и военной науки) - это не идеологическое заявление, а признание неотвратимого материального обстоятельства. Отдельно взятая держава может попытаться - и Соединенные Штаты поступали так не раз -игнорировать необходимость перейти к сетевой форме и задействовать множественные отношения власти, но то, что американцы выкидывают в дверь, всегда пробирается назад че-Рез окно. Когда страна, занимающая центральное положение в мире, пытается оттолкнуть от себя сеть, это напоминает попытку отмахнуться палкой от набегающей волны. Рассмотрим лишь один пример: кто заплатит за войны, которые ведутся одной державой? Опять-таки Соединенные Штаты выглядят
85 Часть 1.Война
как монарх, не способный профинансировать свои войны самостоятельно и вынужденный обращаться за финансами к аристократам. Но те отвечают: «Никаких налогов без пред. ставительства». То есть они отказываются финансировать войны, если их голоса и интересы не будут представлены в процессе принятия решений. Короче говоря, монарх может узурпировать власть и начать вести войны в одностороннем порядке (что способно привести к крупным трагедиям), но вскоре придется платить по счетам. Таким образом, подобная односторонняя авантюра - не более чем переходная фаза. Без содействия аристократии монарх, в конечном счете, бессилен79. Чтобы бороться с сетевыми врагами и контролировать их, то есть для того, чтобы сами традиционные суверенные структуры стали сетями, имперский ход мыслей в отношении политической, военной и дипломатической активности со стороны Соединенных Штатов и других ведущих держав должен возобладать над империалистическим ходом мыслей. Военной же стратегии следует перейти от опоры на централизованные структуры к распределенным сетям. В идеологическом смысле национальный интерес и национальная безопасность стали слишком узкой основой для объяснения или действия во времена сетевой борьбы, но еще важнее то, что традиционная структура военной мощи уже не способна победить или сдержать своих противников. Сетевая форма налагается на все грани власти непосредственно из-за необходимости обеспечить действенность управления. То есть мы приближаемся к состоянию войны, в котором сетевые силы имперского порядка сталкиваются с сетевыми врагами на всех направлениях.
1.3. Сопротивление
[Панчо] Вилье пришлось придумывать метод ведения боевых действий с самого начала... Ему ничего не было известно о европейских стандартах стратегии или дисциплины... Когда его армия идет на войну, то ему не отдают честь, то есть четкие выражения уважения по отношению к офицерству отсутствуют... Это похоже на потрепанную республиканскую армию, которую Наполеон вел в Италию.
Джон Рид
Огонь по штабам.
Мао Цзэдун
Рассмотрев контрповстанческие стратегии, мы заметили, как менялись на протяжении XX столетия формы восстания, бунта и революции. Произошел переход от традиционных, централизованных военных структур к партизанским организациям и, наконец, к более сложным формам распределенных сетей. Из такого повествования можно вынести впечатление, будто стратегии борьбы с мятежами диктуют изменение форм беспорядков. На самом деле, как указывают сами рассматриваемые термины, происходит как раз наоборот. Теперь нам нужно зайти с другой стороны и выявить ту логику, которой подчиняется происхождение форм восстания и бунта. Эта логика и соответствующая траектория трансформаций помогут нам определить, каковы сегодня и какими будут в дальнейшем наиболее влиятельные и предпочтительные организационные формы неповиновения и революции. Наконец, мы сможем понять, что нужно делать для решения самой важной задачи сопротивления сегодня, а именно - для противостояния войне.
Сопротивление как исходная точка
В нашей экспозиции войны и конфликтов с применением силы мы начали с рассмотрения контрповстанческих мер, хотя, конечно, в реальности сперва происходит мятеж, а отпор ему
87 Часть 1. Война
всегда идет следом. Мы приступили к делу со стороны противодействия мятежам практически по той же причине, по какой Маркс в предисловии к первому тому «Капитала» объясняет, почему разговор о богатстве предваряет у него обсуждение труда, который, собственно, служит источником богатства. Согласно марксову объяснению, метод экспозиции, или изложения, его аргументации (Darstellung) отличается от метода исследования (Forschung). Его книга начинается с обсуждения капитала и, в особенности, с мира товаров: такое вступление логично, поскольку именно подобным образом мы получаем первое фактическое представление о капиталистическом обществе. С этой точки Маркс открывает рассмотрение динамики капиталистического производства и труда, даже несмотря на то, что капитал и товары представляют собой результаты труда - как в материальном отношении, поскольку это продукты труда, так и в политическом - ведь капиталу приходится постоянно реагировать на угрозы и осложнения, исходящие от труда. Если изложение у Маркса начинается с капитала, то его исследование должно начинаться с труда и непременно учитывать, что в действительности в основе всего лежит труд. То же самое верно и в отношении сопротивления. Даже если привычное употребление данного термина намекает на противоположное - что сопротивление представляет собой ответ или реакцию, - когда речь идет о власти, сопротивление первично. Данный принцип снабжает нас иным видением развития современных конфликтов и проявлений нынешней перманентной глобальной войны. Признание первенства за сопротивлением позволяет увидеть весь процесс снизу. Оно также делает зримыми для нас возможные сегодня альтернативы.
В великой традиции классической немецкой философии, на которую опирался Маркс, сложилось хорошо развитое понимание философского метода, опирающегося на взаимосвязь между изложением, или презентацией, и манерой исследования. Младогегельянцы, то есть философы, которые в начале XIX века адаптировали и трансформировали учение Гегеля для германских «левых», в частности Людвиг Фейербах, Давид Фридрих Штраус, Арнольд Руге, Мозес Гесс и Генрих Гей-
1.3. Сопротивление
не брали за точку отсчета Darstellung Гегеля, его описание развертывания Духа в мире. Однако их исследование переворачивает эту идеалистическую перспективу мира и ставит ее с гловы на ноги, развивая термины для обозначения реальных, материальных субъектов. На базе этого Forschung и благодаря его опоре на материальные субъекты они могли изложить Neue Darstellung, новое видение действительности. Такая новая экспозиция не только снимает мистический налет с идеалистической точки зрения, которую они отбросили, но и активно создает иную реальность. Субъекты, обнаруживаемые в ходе исследования - это творцы новой реальности, реальные протагонисты истории. Фактически в этом и состоит метод самого Маркса. Его изучение природы труда и производительности тех, кого эксплуатирует капитал, ориентировано не только на новое восприятие мира с точки зрения эксплуатируемых, но также на новую реальность, созидаемую в ходе их исторической деятельности. Теперь таким же точно образом мы должны начать осознавать нынешнее глобальное состояние войны и его изменение с помощью изучения родословной социальных и политических движений сопротивления. В конечном счете это приведет нас к новому видению мира, а также выявлению субъектов, способных воздвигнуть новый мир.
Как мы уже убедились, военными вопросами никак нельзя заниматься изолированно, причем во времена биовласти и биополитики они все теснее переплетаются с социальными, культурными, экономическими и политическими проблемами. Чтобы дать здесь первый набросок субъектов сопротивления, нам, следовательно, нужно предвосхитить некоторые из результатов анализа второй части этой книги, которые касаются как социального, так и технического состава множества, то есть того, как люди интегрированы в системы экономического производства и воспроизводства, какие работы они выполняют и что именно они производят. Мы покажем, что в настоящее время сцена труда и производства видоизменяется Вследствие гегемонии нематериального труда, то есть такого тРуда, посредством которого создаются нематериальные про-Д, а именно информация, знания, идеи, образы, отноше-
89 Часть 1. Война
ния и эмоциональные реакции. Это не означает, что больще нет промышленного рабочего класса, чьи мозолистые руки работают с механизмами, или сельскохозяйственных работников, возделывающих землю, и даже того, что в глобальном масштабе количество таких работников сократилось. Мы хотим лишь сказать, что качества и особенности нематериального производства ведут к трансформации других форм труда и, по сути, общества в целом. Некоторые из подобных особенностей решительно нельзя приветствовать. Когда, к примеру, эксплуатируются наши идеи и чувства (или эмоции) и когда они тем самым по-новому становятся подвластны воле хозяина, мы нередко испытываем возобновленные и усиленные формы вмешательства и отчуждения. Более того, в силу контрактных условий и принципов вознаграждения за нематериальный труд, которые имеют тенденцию к распространению на весь трудовой рынок, положение труда в целом становится менее прочным. В различных формах нематериального труда есть, например, тенденция к размыванию различий между рабочим и нерабочим временем, вследствие чего рабочий день беспредельно увеличивается и заполняет всю жизнь. Еще одна его черта сводится к тому, что нематериальный труд осуществляется без прочных долговременных контрактов и тем самым оказывается в рискованной ситуации обретения повышенной гибкости (дая выполнения одновременно нескольких задач) и мобильности (для постоянного перемещения между различными местами работы). Отдельные особенности нематериального труда, которые ведут к трансформации иных трудовых форм, содержат в себе грандиозный потенциал для позитивных социальных изменений. (Однако положительные характеристики, как это ни парадоксально, составляют оборотную сторону негативных изменений.)
Во-первых, нематериальному труду свойственно выходить за пределы ограниченной сферы сугубо хозяйственных процессов, вовлекаться в общественное производство и воспроизводство как таковые. Скажем, производство идей, знаний и образов не просто создает средства, через которые общество формируется и сохраняется. Такого рода нематериальный труд прямо порождает и социальные отношения. Нематериальный
1.3. Сопротивление
ТРУД является биополитикой в той мере, в какой он направлен на создание форм общественной жизни; но в таком случае он обычно уже не ограничивается экономикой, а сразу становится общественной, культурной и политической силой. В конечном счете, если рассуждать на языке философии, то производство, о котором мы здесь говорим, есть производство субъективного, иначе говоря, создание и воспроизводство новых общественных субъектов. Что мы собой представляем, как мы смотрим на мир и как мы друг с другом взаимодействуем - все это оп- ' ределяется в ходе такого общественного, биополитического
производства.
Во-вторых, нематериальный труд имеет тенденцию приобретать общественную форму сетей, основанных на коммуникации, сотрудничестве и эмоциональной привязанности. Нематериальный труд возможен лишь сообща и во все большей степени ведет к изобретению новых, независимых сетей кооперации, в которых осуществляется нематериальное производство. Способность к вовлечению и трансформации всех сторон жизни общества и сетевая форма сотрудничества - вот две исключительно мощные черты, которые нематериальный труд сообщает другим видам труда. Эти черты могут послужить предварительными характеристиками социального состава того множества, которое сегодня придает импульс движениям сопротивления против перманентного, общемирового состояния войны.
Нам также требуется дать первый набросок политической ориентации этого множества, вкратце предвосхищая результаты анализа, который будет проведен в третьей части. Мы утверждаем, что главные силы, направлявшие историю битв сопротивления и освободительных движений современности, наряду с наиболее эффективными движениями сопротивления наших дней, в принципе приводятся в действие не только борьбой с бедностью и нищетой. Свою роль играет также глубинное стремление к демократии - к настоящей демократии, то есть власти для всех, осуществляемой всеми, кото-Рая опиралась бы на равные и свободные взаимоотношения, акая демократия - мечта, зародившаяся в ходе великих ре-в°Л!°Ций эпохи модернити, но так до сих пор и не реализо-
91 Часть 1. Война
ванная. В настоящее время новые качества складывающегося множества и его биополитическая продуктивность дают небывало мощные средства, позволяющие приблизить исполнение этой мечты. Стремлением к демократии проникнут весь цикл протестов и демонстраций, вызванных проблемами глобализации, начиная с драматических событий на встрече ВТО в Сиэтле в 1999 году и заканчивая заседаниями в рамках Всемирного социального форума в Порту-Алегри (Бразилия). То же стремление составляет ядро различных движений и демонстраций, направленных против войны 2003 года в Ираке и перманентного состояния войны в принципе. В нынешних условиях демократический запрос непосредственно совпадает со стремлением к миру. Поскольку война стала теперь основополагающим элементом политики, а состояние исключительности - постоянным, то для множества мир становится высшей ценностью и необходимым условием всякого освобождения. Однако в данном контексте непосредственно отождествлять интересы множества исключительно с достижением мира было бы упрощением. На протяжении периода модернити, да и сегодня, движениям сопротивления приходилось противостоять войне и насаждаемому ею насилию, иногда прибегая к жестокости, а порой обходясь без нее. Вероятно, точнее было бы сказать, что крупные освободительные войны в конечном счете направлены (или должны направляться) на «борьбу с войной», то есть представлять собой активное усилие по разрушению насильственного режима, который продлевает состояние войны, поддерживает системы неравенства и подавления. Таково условие, обязательное для демократии множества.
Распознание основных черт множества дает нам возможность правильно сориентировать наше представление о мире. После экспозиции нынешнего состояния войны исследование природы и состояния множества позволяет достичь новой точки зрения, встав на которую, можно увидеть подъем подлинно творческих сил, достаточных для создания нового мира. Производство субъекта множества, его биополитический потенциал, его борьба против нищеты, его постоянное стремление к демократии - все сливается здесь с происхождением
13. Сопротивление
движений сопротивления, унаследованных от начала современной эры и продолжающихся по сию пору.
Поэтому в следующих разделах мы проследим генеалогию освободительных битв, от формирования народных армий во времена великих революций до партизанской борьбы и наконец, до современных форм сетевого противостояния. Фактически, если рассматривать их происхождение как процесс, то меняющиеся формы сопротивления выявляют три руководящих принципа, которые на самом деле укоренены в истории и определяют ее ход. Первый принцип, направляющий ход развития, имеет отношение к исторической случайности, то есть к той форме сопротивления, которая наиболее действенна в борьбе с конкретной формой власти. Второй принцип устанавливает взаимосвязь между меняющимися формами сопротивления и преобразованиями в хозяйственном и общественном производстве: другими словами, как выясняется, в каждую эпоху модель сопротивления, доказывающая свою наивысшую действенность, имеет ту же форму, что и главенствующие модели хозяйственного и общественного производства. Третий принцип, который станет нам ясен, просто касается демократии и свободы: всякая новая форма сопротивления направлена на противодействие авторитарным аспектам прежних форм, что порождает цепь все более демократичных движений. Наконец, проследив происхождение освободительных войн и движений сопротивления, мы обнаружим самую адекватную форму организации сопротивления и освободительных сражений в ныне сложившейся экономической и политической ситуации.
Прежде чем продолжить анализ, отметим, что некоторые из основных, традиционных моделей массовой политической активности, классовой борьбы и революционной организации сегодня устарели и утратили смысл. В чем-то они были подорваны тактическими и стратегическими ошибками, а в чем-то их нейтрализовали контрповстанческие инициативы. Но более существенной причиной их ухода в прошлое стала трансформация самого множества. Нынешняя общемировая перегруппировка общественных классов, преобладание нематериального труда и форм принятия решений, основанных на
93 Часть 1. Война
сетевых структурах, радикально меняют условия развертывания революционного процесса. Так, традиционное для эпохи модернити понимание восстания характеризовалось переходом от бунта масс к формированию политических авангардов от гражданской войны - к созданию революционного правительства, от образования подрывных организаций - к завоеванию государственной власти, от инициирования избирательного процесса - к установлению пролетарской диктатуры. Оно в основном оформилось в многочисленных исторических эпизодах, начиная от Парижской коммуны и заканчивая Октябрьской революцией. Описанную последовательность революционной деятельности сегодня невозможно себе даже вообразить. Опыт восстания вновь и вновь познается плотью множества. Как представляется, повстанческая активность уже более не подразделяется на отдельные стадии, а все они развиваются одновременно. Как мы еще покажем в этой книге, сопротивление, массовый исход, лишение противника власти и строительство множеством нового общества представляют собой единый процесс.
От народных армий к партизанским действиям
Эпоха модернити была полна гражданскими войнами. После крупной крестьянской войны в Германии в начале XVI века крестьянские восстания вспыхивали по всей Европе, главным образом как реакция на переход к капитализму. В то же время колониализм породил продолжительную волну конфликтов и восстаний вне Европы. Сложилось гигантское наследие современных крестьянских бунтов, гражданских войн в подлинном смысле слова, иногда чрезвычайно жестоких, которые прокатились по разным странам - от Испании до России и от Мексики до Индии8". Приемы их подавления, получившие развитие в ходе капиталистической модернизации, будучи самыми зверскими, в равной мере применялись против бунтовщиков, бандитов и ведьм. Но сопротивление и восстания не были чем-то чуждым современности. Модернизация послужила моделью развитию и по другую сторону, в силу чего крестьянские отряды сложились в армии. Народные ар-
13. Сопротивление
иИ организовывались против армий королей и колонизаторов: Кромвель стоял во главе армии йоменов во время Английской революции, а санкюлоты построили современную армию, отталкиваясь от теории классовой войны; бойцы-партизаны на Юге Соединенных Штатов сформировали армию, чтобы нанести поражение Корнваллису и войскам англичан. Ни одно крупное революционное выступление современности против колониальных держав, будь то в Северной и Южной Америке или в Азии и Африке, не обошлось без объединения вооруженных отрядов, партизан, повстанцев и бунтарей в народную армию. Такова основополагающая перемена, которая происходит во время современной гражданской войны: организация в единую армию разбросанных и нерегулярных повстанческих сил.
Разнообразные теории гражданской войны, которые в эпоху модернити развивали авторы левого направления, все без исключения подробно останавливались на превращении повстанцев в регулярную армию, то есть на преобразовании партизанских действий в организованное противостояние власти. Фридрих Энгельс, например, анализируя восстания 1848 года в Германии, описывал непременный переход от вооруженного пролетарского бунта к формированию коммунистической армии. Если следовать его логике, то важно выявить прочную связь между актами мятежа, неповиновения в конкретных условиях и саботажа, с одной стороны, и созданием армии, то есть единой вооруженной структуры, с другой81. Лев Троцкий и остальное руководство Красной армии, вступив в гражданскую войну против белогвардейцев в России, встали перед той же проблемой: как организовать единое центральное командование мобильными крестьянскими партизанскими силами? Как с помощью современных вооружений и организационных структур обеспечить условия для подчинения крестьян существующему военному руководству? Исаак Бабель вспоминал, как отряды казаков, созданные Семеном Буденным, нашли одно из возможных решений, оснастив пулеметами свои сельскохозяйственные повозки (тачанки); тем самым были созданы одни из наиболее эффективных боевых частей Советской власти82. Таким образом, посыл к централи-
95 Часть 1. Война
зации военной организации возник в ряду других попыток сплотить разные общественные классы и отдельные уровни экономического развития в одном общем политическом проекте. Главная черта революционной концепции современной гражданской войны, исходящей слева от социалистов и коммунистов, включает в себя переход от партизанских отрядов к централизованной армейской структуре.
Следовательно, формирование народной а_рмии в ходе современной гражданской войны во многих случаях соответствует переходу от крестьянской жизни к опыту промышленных рабочих. Городской пролетариат тут же включился в централизованные военные формирования, тогда как восстания в деревнях обычно оставались изолированными и не вели к установлению внешних связей. Современная народная армия стала воинством промышленных работников, а партизанские силы в основном создавались в форме крестьянских отрядов. Поэтому в аграрных странах путь модернизации представлялся многим революционерам единственно возможной стратегией. Что требовалось в подобных обстоятельствах для создания народной армии, так это рассчитанный на долгий срок проект объединения и коммуникации. Например, Великий поход Мао Цзэдуна в середине 1930-х годов привел в действие два разнонаправленных движения: центростремительное сводило вместе разбросанные отряды восставших, чтобы сформировать из них нечто вроде народной армии, а центробежное, в ходе скитаний по различным районам Китая с юга на север, оставляло по всему пути следования революционные группы, занимавшиеся пропагандой революции83. Соотношение между восстанием и революцией, между бунтом и гражданской войной, между вооруженными бандами и революционной народной армией, таким образом, складывается наряду с представлениями о захвате власти и строительстве нового общества. Вспомним также о процессе образования народной армии из всякого сброда в ходе революции в Мексике более чем двумя десятилетиями ранее: крестьяне отрядов Эмилиано Сапаты на юге передвигались пешком и верхом; батраки же под водительством Панчо Вильи на севере иногда использовали лошадей, а порой реквизировали поез-
1.3. Сопротивление
да чтобы пересечь пустынные равнины. Это была своего рода деревня на рельсовом ходу - с пушками, солдатами и их домочадцами. Грандиозный масштаб подобного массового исхода, или революционного каравана, прекрасно передали Диего Ривера, Хосе Ороско и Давид Сикейрос в своих величественных фресках. Опять-таки, основное значение имело постоянное движение, которое и позволило разнокалиберным и изолированным партизанским силам слиться в народную армию. Конечно, в процессе военной модернизации крестьяне не становятся пролетариями. Но когда они объединяются в современную армию, им удается покончить с изолированностью, которая прежде была характерна для крестьянского партизанского восстания.
Описанный таким образом переход еще больше занимал умы авторов реакционных теорий гражданской войны времен модернити. Карл фон Клаузевиц, к примеру, в начале XIX столетия вдохновлялся партизанскими действиями испанских крестьян против армии Наполеона, однако в противоположность тому, что мы обнаруживаем в коммунистических теориях, настаивал, что такие вооруженные отряды никогда не должны превращаться в армию. Клаузевиц исключал всякое революционное образование, которое могло бы привести к партизанской освободительной войне. В его представлении, партизаны из крестьян должны были оставаться привязанными к земле, несмотря на гражданскую войну или даже вследствие нее. Карл Шмитт, полтора столетия спустя после Клаузевица, тоже утверждает, что партизан - фигура «земная», привязанная к почве, существующим отношениям производства, фольклору и традициям. Эти черты стали общими для всех националистических течений в Европе, боровшихся за свою легитимацию после 1848 года. Эта теллурическая концепция гражданской войны надежно блокирует модернизирующую тенденцию соединения в народную армию восстаний, в итоге пребывающих в раздельности, изоляции. Поэтому они несовместимы с республиканским и революционным проектами. Шмитта больше всего пугает, что земной партизан, последний страж земли, может превратиться в «моторизованного» бойца84.
97 Часть 1. Война
Привязанность к почве, наряду с расколами и внутренними противоречиями иного рода, нередко препятствовала успеху восстаний и революционных проектов. Так, запутавшись движение Гарибальди в Италии XIX века, в котором реально присутствовали основательные элементы социальной революции, терпело провал всякий раз, как только пыталось объединиться в народную армию. Это происходило главным образом из-за указанных вредных влияний. Антифашистское сопротивление в Польше, Украине, России, Италии, Франции Югославии и других странах основывалось на логике соединения и унификации, но и там нередко тоже присутствовало нестабильное сочетание компонентов: классовая борьба, национализм, традиционная защита своей земли и набор реакционных воззрений. Такого же рода сочетания и расколы обнаруживали себя и во многих войнах национального освобождения, прокатившихся по Африке и Азии в последующие десятилетия85. Не случайно, что меры по борьбе с мятежами часто сосредоточены на подобных внутренних нестыковках. Это позволяет развести в стороны разные действующие лица и усугубить их идеологические разногласия, что делается с целью помешать политической реорганизации. Часто, хотя и не всегда, попытки изолировать друг от друга разные компоненты сопротивления следуют линиям классового деления81'. В противоположность этому, путь модернизации, ведущий к формированию объединенной армии народа, является единственной стратегией, пригодной в гражданской войне эпохи модернити.
Однако появление объединенной народной армии, даже подтвердившей свою наивысшую действенность в данный период в качестве формы сопротивления и свержения властных структур, не всегда приводило к искомым политическим результатам. Помимо прочего, вооруженное сопротивление должно было служить и проектом учреждения новой нации: победившей армии следовало, помимо прочего, подвести дело к появлению нового национального правительства и административного аппарата. Между тем по своей политической форме народная армия, конечно, жестко иерархична и централизована. Ей приходилось либо брать власть в свои руки (как это чаще всего и происходило), либо передавать полномочия
13. Сопротивление
по управлению новым государством гражданскому правительству, чем по завершении колониальных времен зачастую приходилось заниматься, не имея опыта соответствующих исторических прецедентов. Централизованное устройство народной армии смотрится как стратегия, приносящая победу, вплоть до того момента, когда победа уже достигнута, после чего с болезненной ясностью обнажаются слабости унифицированной и иерархической структуры. Демократия вряд ли может быть гарантирована народной армией87.
Таким образом, трансформация рассредоточенных партизанских организаций в объединенную народную армию имеет два несхожих между собой проявления. С одной стороны, она совпадает с основными направлениями модернизации. Не случайно, что теориям перехода от капитализма к социализму, или, в сущности, от докапиталистических режимов к интенсивной фазе модернизации (эти две траектории часто столь тесно совпадают, что их трудно различить) принадлежит исключительно важная роль в размышлениях о военной науке эпохи модернити. Партизанские и освободительные войны, предстающие в различных обличьях - это, со структурной точки зрения, моторы модернизации. Они сказываются на логике взаимоотношений собственности и производства, определяя главные формы самостоятельной индустриализации, приводя к перемешиванию населения и повышая его образовательный уровень. Фактически ложным является утверждение многих реакционеров, будто в некоторых странах модернизация пошла бы быстрее, если бы там не произошли освободительные гражданские войны. Напротив, революционные гражданские войны служили движущей силой модернизации. С другой стороны, и централизация, и иерархичность, связанные с формированием народной армии, приводят к радикальной утрате независимости различных партизанских организаций на местах и восставшего населения в целом. Терпимость в отношении недемократической природы современной народной армии допустима в фазе сражения, когда она считается необходимой для победы, но не тогда, когда от нее зависит характер политической структуры, которая устанавливается после войны.
99 Часть 1. Война
13. Сопротивление
Классовые и освободительные войны эпохи модернити вызвали небывалый размах производства субъективности. Представим себе, что происходило в мексиканской сельской глубинке или в Юго-Восточной Азии и Африке, когда побуждение к восстанию и созданию народной армии в основополагающей, конституирующей войне исходило из мира страданий и порабощения. Вообразим, насколько глубокую энергию пробуждал подобный запрос - ведь речь шла о призыве не просто к оружию, а к конструированию индивидуальных и общественных организмов. В конечном счете, на самом деле такие основополагающие войны порождают огромное стремление к демократии, которое впоследствии они часто не в состоянии удовлетворить. Одним из примеров подобного производства субъективного в ходе движений сопротивления и освобождения XX столетия являются чрезвычайные анархистские эксперименты во время гражданской войны в Испании, когда политическое восстание организовывалось посредством изменения формата военных и социальных связей. Все, кто вел хронику данного периода, даже в Советском Союзе, признавали большое значение Буэнавентуры Дурутти, крупного анархистского лидера в Каталонии, и осуществленной им социальной трансформации мятежа88.
В 1960-е годы по всему миру наблюдалось возрождение партизанских объединений. Оно совпало с нарастающим отторжением централизованного устройства народной армии. Это отторжение было в значительной мере вызвано стремлением к большей свободе и демократии. Конечно, вопросы возникали и по поводу действенности военной структуры объединенной а