Майкл Хардт, Антонио Негри
Множество: война и демократия в эпоху империи / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Культурная революция, 2006. - 559 с. ISBN 5-902764-09-2
Michael Hardt, Antonio Negri
MULTITUDE
War and Democracy in the Age of Empire
Центр исследований постиндустриального общества Журнал «Свободная мысль-ХХ1»
Майкл Хардт, Антонио Негри
МНОЖЕСТВО
война и демократия в эпоху империи
The Penguin Press
New York, London
Перевод с английского под редакцией В.Л. Иноземцева
КУЛЬТУРНАЯ Москва • 2006
Майкл Хардт, Антонио Негри
Множество: война и демократия в эпоху империи / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Культурная революция, 2006. - 559 с. ISBN 5-902764-09-2
Предлагаемая книга - яркий образец современной зарубежной леворадикальной мысли. Ее авторы М. Хардт и А. Негри излагают свои неординарные идеи и гипотезы на практически забытом в нашей стране языке «высокого марксизма», используя логически строгую схему анализа обширного фактического материала. Предлагаемый ими «проект множества» нацелен на построение новой социально-политической структуры глобального общества, опирающейся на производственные отношения XXI века. Главная идея книги - обоснование возможности избавления мира от войн и насилия, созидания подлинной демократии для всех людей.
|
|
Для политологов, экономистов, социологов, специалистов в области международных отношений, а также широкой общественности.
ISBN 5-902764-09-2
© Майкл Хардт, Антонио Негри.
Текст, 2004 © Майкл Хардт, Антонио Негри.
Предисловие к русскому
изданию, 2005 © Центр исследований
постиндустриального
общества. Перевод на русский
язык, 2005 © В.Л. Иноземцев. Вступительная
статья, 2005 © Культурная революция, 2006
Содержание
В.Л. Иноземцев. Глашатаи нового мира................... VII
Предисловие к русскому изданию........................XLIII
Слова благодарности................................... XLIX
Предисловие. Жить сообща...............................1
Часть 1. Война
1.1. Симплициссимус.................................... 13
1.2. Подавление мятежей............................... 55
1.3. Сопротивление..................................... 87
Часть 2. Множество
2.1. Опасные классы.................................... 133
2.2. De corpore......................................... 195
2.3. Зачатки множества................................235
Часть 3. Демократия
3.1. Долгий путь демократии...........................281
3.2. Глобальный запрос на демократию.................326
3.3. Демократия множества............................395
Примечания............................................433
Указатель..............................................485
Глашатаи нового мира
Это десятая - и последняя - книга из серии, с 2001 по 2005 год издававшейся Центром исследований постиндустриального общества совместно с журналом «Свободная мысль-ХХ1». Эта серия была составлена мною из философских, социологических, экономических и политологических работ, столь же непохожих друг на друга, как и их авторы. По моему глубокому убеждению, к продуктам интеллектуальной деятельности не приложима одна и та же мерка, поэтому я и мои коллеги не усматривали необходимости выдерживать какой-то «общий уровень» всей коллекции, на чем порой настаивают специалисты-издатели; в этой серии, по нашему замыслу, читатели должны были увидеть многообразие и динамизм современной западной обществоведческой мысли.
|
|
До поры до времени мне казалось, что это нам удается. Но именно до поры до времени, а точнее - до того момента, пока в сентябре 2004 года мне в руки не попала новая книга Майкла Хардта и Антонио Негри, написанная ими в продолжение широко разрекламированной, но отнюдь не впечатлившей меня в свое время «Империи»1. Я машинально купил ее в гарвардском книжном магазине, как всегда покупаю - не открывая - книги тех авторов, чьи работы мне уже приходилось читать, а затем, перелистывая ее первые страницы в зале ожидания бостонского аэропорта, понял, что именно она должна стать «завершающим аккордом» в нашем издательском про-
1 См.: Hardt, Michael and Negri, Antonio. Empire, Cambridge (Ma), London: Harvard Univ. Press, 2000 (рус. изд.: Хардт, Майкл и Негри, Антонио. Империя, Москва: Прак-сис, 2004).
VII
В. Иноземцев
екте. Мне показалось, что именно в этой книге сошлись широта подходов к проблемам современного обществоведения, научная смелость авторов, глубина их социологического и исторического анализа - при очевидном следовании марксистской традиции исследования. Иными словами, в этой книге читатель может увидеть все то, что предполагалось показать ему во всей нашей библиотечке.
Авторы «Множества» - люди не только особенные, но и непохожие друг на друга, насколько это возможно. 45-летний американец Хардт, при нашей первой встрече на вопрос о том, чем он занимается, ответивший: «Всем понемногу», - почти полная противоположность 72-летнему итальянцу Негри, убежденному революционеру, который не один год скоротал в тюрьме, идеологу «Красных бригад» и автору более чем двух десятков философских трактатов. Однако это не помешало им еще в начале 1990-х написать первую совместную работу «Труды Дионисия», выпущенную издательством Миннесотского университета, в котором выходили и выходят книги самых интересных и оригинальных западных философов конца XX -начала XXI столетия2. Затем последовали «Империя» и «Множество». Майкла Хардта, профессора современной европейской литературы из Университета Дьюка в Северной Каролине, я рискнул бы назвать скорее искусным популяризатором идей Негри, чем равным ему соавтором; вместе с тем бесспорно, что именно Хардту принадлежит немалая заслуга в том, что их совместные работы обрели всемирную известность, покоряя сначала англоязычную аудиторию, а уже потом поступая на книжные полки в переводе на множество иностранных языков, в том числе на итальянский. В отличие от Хардта, Антонио Негри хорошо известен как в кругу интеллектуалов, так и среди сторонников протестных движений самого разного толка, причем отнюдь не только одними своими научными трудами.
7 апреля 1979 года А. Негри и еще 30 его соратников были арестованы в Милане по подозрению в попытке свержения государственного строя. Негри считался в то время руково-
2 См.: Hardt, Michael and Negri, Antonia Labor of Dionysus: A Critique of the State-form, Minneapolis (Mn.): Univ. of Minnesota Press, 1994.
VIII
Глашатаи нового мира
дителем ультралевой организации, имевшей политическое крыло в виде союза «За независимость рабочих» и военизированное - в виде так называемых «Красных бригад». На следующий день ему было предъявлено обвинение в похищении и убийстве в марте-мае 1978 года христианского демократа Аль-до Моро, пять раз занимавшего пост премьер-министра Италии. К концу года к этому обвинению добавились другие, в том числе в 17 убийствах и ряде террористических актов. Следствие по делу Негри и его сообщников стало одним из самых резонансных событий в Италии начала 80-х годов, но к середине 1982-го обвинение по большинству эпизодов стало разваливаться из-за недостаточности улик. Когда 24 февраля 1983 года в Риме открылся судебный процесс, список обвинений сократился более чем втрое. Негри к тому времени стал широко известен, в том числе и как автор пяти книг, написанных за время заключения; популярность позволила ему выставить свою кандидатуру на парламентских выборах, состоявшихся в самый разгар слушаний, 25-26 июня 1983 года. Его избрание в парламент одновременно от центральных округов Милана, Рима и Неаполя не стало неожиданностью. 8 июля процесс был прерван, и Антонио Негри покинул римскую тюрьму Ребиббия. Вскоре, однако, органы правосудия инициировали процедуру лишения Негри иммунитета; накануне голосования в Палате депутатов 20 сентября 1983 года (которая дала согласие на его уголовное преследование минимальным большинством в 300 голосов против 293) он вынужден был уехать во Францию, где провел долгих 14 лет, заседая в Совете Международного философского колледжа, а с 1984 года занимая кафедру профессора социологии и политологии в Университете Париж-8 в Сен-Дени.
|
|
Тем временем суд первой инстанции в Риме признал А. Негри виновным по некоторым пунктам обвинения, включая терроризм и попытку свержения конституционного строя, и приговорил его к 30 годам заключения. Апелляции сократили впоследствии этот срок до 13 лет. В 1997 году Негри - к тому времени уже всемирно известный философ - добровольно вернулся в Рим в ту же тюрьму Ребиббия, которую покинул за 14 лет до этого. В 2001 году он был переведен под домаш-
IX В. Иноземцев
ний арест, а в 2003-м освобожден, хотя в Италии ему по сей день запрещено принимать участие в выборах и заниматься преподавательской деятельностью в любых учебных заведениях.
|
|
Антонио Негри - автор множества книг, наиболее известны среди которых Politico, di classe: II motore e la forma (1980), II Comunismo e fo Guerra (1980), lAnomalia selvaggia: Saggi su potere e potenza in Baruch Spinoza (1981), Macchina tempo: rompicapi, liberazione, costituzione (1982), Italie: Rouge et noire (1985), Communists Like Us [совместно с Φ. Гваттари] (1986), Fabbriche del soggetto (1987), Des entreprises pas comme les autres (1989), Constituent Power (1991), Le bassin de travail immatwiel [совместно с А. Корсани, M. Лаццарато и И. Мулье-Бутаном] (1996), Empire [совместно с М. Хардтом] (2000) и Time for Revolution (2003). В 1990 году А. Негри с коллегами основали в Париже ежеквартальный общественно-политический журнал Le futur antwieur.
О чем же пишут в своей новой книге мэтр итальянского марксизма и его молодой заокеанский коллега? Прежде всего - о том кризисном, а вернее, нестабильном, переходном состоянии, в котором оказалась современная цивилизация. О радикальных переменах в экономике, общественной жизни и политической практике, которые произошли в последней четверти XX века и сделали современный мир столь мало похожим на тот, что пытался изменить радикал Негри в свои молодые годы. О состоянии всеобщей и всепроникающей войны, которая маскируется сегодня риторикой борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности, а на деле представляет собой изощренную систему способов подавления жизненной воли широких народных масс. И, разумеется, о том самом гипотетическом «множестве», которое, приходя на смену «массам», может вывести человечество из исторического тупика и открыть ему дорогу «в светлое будущее». В исторической части, касающейся европейской ли политической экспансии, мирового ли «революционного движения», или эволюции философских воззрений, книга М. Хардта и А. Негри в такой мере основана на реальных фактах, что порой кажется не столько теоретическим, сколько историческим исследованием. В то же
χ
Глашатаи нового мира
время она так оптимистична по духу, что авторов нетрудно заподозрить в приверженности утопиям. В общем, эта книга -одна из самых удачных (если не самая удачная) попыток теоретического осмысления мира, сформировавшегося столетие спустя после смерти основоположников марксизма.
Теоретический характер своей книги М. Хардт и А. Негри подчеркивают на всем ее протяжении (см., напр. ее. 8,180 и 395). И даже на последних страницах, вовсю, казалось бы, предавшись футурологическим мечтаниям, они находят в себе силы остановиться и напомнить: «Наша книга посвящена теории, а потому тут не место прогнозам о том, насколько близко подошло время для принятия революционного политического решения» (с. 431). Вполне теоретическими остаются и исходные посылки их исследования. Начав с анализа радикальных перемен, происшедших на протяжении последних десятилетий как в организации производственного процесса, так и в характере самого труда, они переходят затем к исследованию соответствующих изменений в структуре современных развитых обществ и в глобальном сообществе в целом. Следующий шаг- исследование природы, характера и направлений развития существующих ныне властных структур - как национальных, так и способных регулировать глобальные политические процессы. Затем авторы возвращаются к проблеме «войны всех против всех», с драматического описания которой и начинается их книга. Хотя логика самого исследования и не совпадает с ходом изложения его результатов, я рискнул бы настаивать на том, что она именно такова, как я ее представил в этом абзаце, и потому попытаюсь выстроить основные положения книги М. Хардта и А. Негри вдоль именно этой
линии.
Начну с характера и главных особенностей современного трудового процесса. В соответствии с основными выводами теории «постиндустриального общества», М. Хардт и А. Негри констатируют, что «в заключительные десятилетия XX века индустриальный труд утратил гегемонию, и на смену ему пришел "неовеществленный" труд, то есть - обеспечивающий либо создание нематериальных благ (знаний, информации, связей или отношений), либо эмоциональной реакции» (с. 139).
XI В. Иноземцев
Важнейшими особенностями нового вида труда они считают, во-первых, то, что ему «свойственно выходить за пределы ограниченной сферы сугубо хозяйственных процессов, [напрямую] вовлекаться в общественное производство и воспроизводство» (с. 90); во-вторых, то, что этот вид деятельности несет на себе печать аффективное™ (см. с. 139); и, в-третьих, то, что «нематериальный труд имеет тенденцию приобретать общественную форму сетей, основанных на коммуникации, сотрудничестве и эмоциональной привязанности» (с. 91). Главным следствием распространенности нематериального, или неове-ществленного труда в книге представлено появление так называемой неовеществленной собственности, которую можно воспроизводить бесконечно и которая поэтому способна находиться повсеместно в одно и то же время (см. с. 380).
Справедливости ради следует отметить, что до этого момента М. Хардт и А. Негри скорее повторяют известные положения теории «постиндустриального», или «информационного» общества, чем развивают их. Однако если для «постин-дустриалистов» характерно стремление связать эти положения с распространенными представлениями о социальном и экономическом развитии, то наши авторы спешат обнаружить в новой деятельности те и такие черты, которые свидетельствовали бы о принципиальной чуждости ее буржуазным устоям. Они полагают, что деятельность, характеризующаяся постоянным сотрудничеством между бесчисленными индивидуальными производителями, не создает продукта, который можно обратить в частную собственность; при этом, по их мнению, расширение сферы нематериального производства «способно непосредственно расширить сферу того, чем мы владеем сообща» (с. 147), а отсюда следует вывод о неизбежности расширения сферы общего (коммунитарного) и сокращения сферы частного (буржуазного). В доказательство приводятся как соображения относительно угрожающей частному владению легкости воспроизведения, от которой зависит ценность информационных продуктов (см. с. 223), так и указания на волюнтаристский характер присвоения в частную собственность результатов научных исследований, осуществляемого на фоне деклараций о продукте традиционных видов производства
XII
Глашатаи нового мира
знаний как общем наследии всего человечества (см. с. 229). Однако какими бы ни оказывались конкретные аргументы, именно изменение характера труда рассматривается М. Хардтом и А. Негри в качестве главной причины происходящей в современном мире модификации отношений собственности и обмена.
Думаю, что такая причинно-следственная связь возможна, но отнюдь не обязательна. Представленный в книге подход имеет важное преимущество перед традиционным марксизмом, и оно состоит в том, что становление нового вида труда служит предпосылкой обретения производством общественного характера, а не его следствием. В то же время известно, что в различные исторические периоды объектом собственности -пусть и не частнокапиталистической - становились как продукты коллективной деятельности, так и вообще блага, не являвшиеся продуктом труда (как, например, земля), и даже сами люди. Общение между индивидами во все времена было производственным ресурсом, но оно не было преградой для частного присвоения. Поэтому хотя мысль о расширении сферы общего под влиянием перемен в трудовой деятельности в целом представляется верной, делать из этого вывод о преодолении частной собственности не вполне, на мой взгляд, корректно.
Но М. Хардт и А. Негри идут гораздо дальше, двигаясь к своей центральной идее - к идее «биополитического». По их мнению, изменение характера современной деятельности обусловливает стирание границ между рабочим и свободным временем, между деятельностью на производстве и «работой для себя», между отчужденной деятельностью и творчеством (см. с. 90 и др.). Отсюда следует смелый вывод: в новых условиях «среди различных форм труда нет... приоритетных форм: ныне всякий труд задействован в общественном производстве» (с. 137). Он подтверждается также тем, что «производство знаний, языковых форм, сетей коммуникаций и отношений социального сотрудничества охватывает все общество, включая его беднейшие слои» (с. 166). «Для общественного производства, -пишут М. Хардт и А. Негри, - принципиально важны креативность и изобретательность, свойственные бедноте, безработным, лицам с частичной занятостью и мигрантам. Точно
XIIIВ. Иноземцев
так же, как общественное производство осуществляется сегодня внутри и за пределами фабричных стен, оно в равной мере присутствует в рамках отношений найма и вне таковых. Нет общественной черты, которая разделяла бы производительных и непроизводительных работников. Пора полностью отказаться от старого... марксистского противопоставления производительного и непроизводительного труда» (с. 173).
Это новое общественное производство - можно сказать, «производство всего усилиями всех» - М. Хардт и А. Негри называют биополитическим производством; «прилагательное биополитический, - подчеркивают они, - указывает на прогрессирующее размывание традиционных различий между экономической, политической, социальной и культурной сферами» (с. 140). Идея «биополитического» является одной из центральных в книге, но не стоит обманываться относительно глубины ее проработанности. Несмотря на ясно заявленный теоретический характер работы этих современных марксистов, за каждой их теоретической выкладкой скрываются недвусмысленные практически-революционные выводы. В данном случае таковых просматривается два. С одной стороны, концепция «биополитического производства» призвана убедить читателя в том, что уход с исторической арены традиционного индустриального пролетариата и крайняя раздробленность и разобщенность подавленных классов не мешают организации всеобщего сопротивления. Более того, все угнетенные - от высокооплачиваемого наемного программиста до нищего индийского крестьянина - едины в своем качестве производителей «общего», а потому могут стать базой революционного движения. С другой стороны, «эксплуатация в условиях гегемонии нематериального труда не есть... присвоение стоимости, измеренной в единицах индивидуального или коллективного рабочего времени, а, скорее, это захват ценностей, произведенных кооперативным трудом и, тем самым, обретающих общность в результате циркуляции в общественных сетях (курсив мой - В.И.)» (с. 146). Поэтому господствующий класс естественным образом глобализируется, и вечный непримиримый конфликт между угнетенными и угнетателями переносится из
XIV
Глашатаи нового мира
узких пределов национального государства на безграничные пространства всего земного шара.
Подытожим. Вывод М. Хардта и А. Негри о том, что происходящие изменения в характере современной трудовой деятельности создают основу для преодоления ряда закономерностей капиталистического производства и для созидания нового типа общности, вполне убедителен. Можно - пусть отчасти - согласиться и с тем, что продукты нематериального производства не могут (или не должны, что не одно и то же) обращаться в частную собственность; ведь «частное владение знаниями и информацией - лишь помеха к контактам и сотрудничеству, лежащим в основании социального и научного творчества, и ничего более» (с. 230). Однако утверждения, согласно которым совершенствование форм труда создает основу для такого «биополитического производства», которое устраняет все различия между отдельными видами человеческой активности, требуют более серьезной аргументации. В логику авторских построений не вполне укладывается и их желание зачислить представителей глобального доминирующего класса в паразитирующую прослойку - ведь и их «деятельность» (пусть даже деструктивную), если быть последовательными, следовало бы относить к биополитическому производству отношений, сетей и смыслов.
Но авторы идут своим путем. Охарактеризовав значение нематериального труда в глобальном «биополитическом производстве», они настаивают: этот труд тоже эксплуатируется, причем его эксплуатация становится лишь более изощренной. В этом пункте возникает понятная потребность придать соответствующую концептуальность новому социальному противостоянию: определить, что именно приходит на смену традиционным общественным классам, а также прояснить вопрос о том, кто является коллективным субъектом биополитического производства, обретающего глобальный масштаб.
Ответ на каждый из этих вопросов имеет принципиальное значение для судеб марксизма. Как известно, ни основоположники марксистской теории, ни (тем более) их последователи не смогли уйти от классового подхода и от традиционной дихотомии «индивид - общество». Если сегодня можно
XVВ. Иноземцев
Глашатаи нового мира
соглашаться с прогнозом К. Маркса и Ф. Энгельса о становлении в будущем бесклассового общества, то их убежденность в том, что путь к такому обществу лежит через победу пролетариата, оказалась явной ошибкой. Они сумели заглянуть за горизонт столетий, когда говорили о новом обществе как своего рода постэкономическом, но ошибались, связывая его начало с преодолением капиталистического, а не экономического строя. Их логика была безупречна, когда они обосновывали идею преодоления частной собственности в коммунистическом обществе, однако давала сбой при доказательствах, будто степень «обобществления» производства, достаточная для становления такого общества, уже была достигнута.
М. Хардт и А. Негри - и в этом состоит их несомненный вклад в марксистскую теорию - предприняли попытку отойти от подхода, свойственного марксистам индустриальной эпохи. Выход из «западни», в которую попали ортодоксальные марксисты, они видят в новой парадигме, рассматривающей формирующееся глобальное сообщество как множество (multitude), которое не сводимо ни к массе, ни к классу, ни к народу. Понятие множества занимает центральное место в их книге, и потому на нем следует остановиться подробнее.
Если народ представляет собой общность, сплоченную определенной идентичностью, и потому воспринимает себя как некое естественное единство (см. с. 4); если сущность массы состоит в ее неразличимости, и она способна «двигаться в унисон лишь потому, что составляет расплывчатый, единообразный конгломерат» (с. 5); если, наконец, понятие пролетариата «имеет ограничительный характер - не только для того, чтобы отличать рабочих от собственников, которым не нужно трудиться, чтобы заработать на жизнь, но и чтобы отделить рабочий класс от остальных трудящихся» (там же), то множество «является активным социальным субъектом, действующим на базе того, что связывает личности воедино. Множество - это внутренне разнообразный, сложный социальный субъект, строение и деятельность которого базируются не на идентичности или единстве (и тем более не на отсутствии различий), а на том, что в нем есть общего (курсив мой - В.И.)» (с. 130). Множество невозможно свести к какому-то одному об-
XVI
лику, поскольку оно составлено из представителей отдельных культур, рас, этносов, тендеров, сексуальных ориентации, разных форм труда, образов жизни, мировоззрений и устремлений; «множество - это плюральность, не поддающаяся упрощению; единичные социальные различия, присущие множеству, всегда должны находить свое выражение и не должны нивелироваться до состояния одинаковости, единства, общей идентичности или нейтральности» (с. 135). В общем, оно «характеризуется радикальными различиями составляющих его личностей, которых нельзя синтезировать в единую идентичность» (с. 429).
Эти особенности множества проявляются и на политическом уровне. Если признавать за множеством способность к экономической, политической и общественной самоорганизации, то «унитарный суверенитет постепенно становится излишним... Дело не только в том, что суверенитет более не относится исключительно к сфере политического. Множество просто изгоняет суверенитет из политики» (с. 410) - хотя бы потому, что само не является и не может быть источником суверенитета (подробнее см. с. 397).
Итак, что же такое множество? Можно ли определить его в более позитивном ключе, не прибегая к постоянным противопоставлениям, не вполне проясняющим суть вопроса? Что представляют собой элементы множества? Как они соотносятся между собой? Эти и подобные им вопросы немедленно возникают у любого читателя, и на них следовало бы поискать ответы, тем более что здесь имеет место еще одна проблема.
Возможно, внимательный читатель заметил в приведенных выше цитатах своего рода неуверенность авторов книги: описывая множество, они говорят то о «личностях», то о «представителях разных культур», то о «единичных социальных различиях», то еще о чем-либо подобном. В данном случае следует заметить: это не ошибки или непоследовательность авторов; ответственность за эту нестройность несем мы - переводчики и редакторы книги. В оригинале во всех этих отрывках3 М. Хардт и А. Негри говорят о том, что они называют сингу-
! Этим отрывкам соответствуют: странице 4 русского текста - страница XIV английского оригинала; страницам 135 и 429 - страницы 105 и 355 оригинала.
XVII
J В. Иноземцев
лярностью, или сингулярием (singularity), применяя понятие, которым пользуются в естествознании и которое образовано от латинского singularis - отдельный, особый. Сингулярий является своего рода квантом множества, но в то же время во всем множестве невозможно встретить двух одинаковых син-гуляриев - и именно это отличает авторскую дихотомию «сингулярий - множество» от традиционного противопоставления индивида и общества. К сожалению, несмотря на все предпринимавшиеся мною и моими коллегами усилия, воспроизведение терминологического стиля авторов не могло быть обеспечено без предельного усложнения текста; поэтому в большинстве случаев понятие «сингулярий» переводится в книге как «личность». Понимая, что эти два термина не могут считаться идентичными, я все же счел возможным пойти на это - основываясь в том числе и на своем собственном опыте использования термина «личность» вместо понятия «индивид» при описании человека, способного к творческой, и потому несводимой к любой иной, деятельности4. Рассуждая о сингулярий, М. Хардт и А. Негри имеют в виду «социального субъекта, чья оригинальность не может быть сведена к чертам сходства и отличает его от других (курсив мой - В.И.)» (с. 129), причем особо подчеркивают, что «компоненты "массы" или "толпы" не проявляют себя как личности (в оригинале более жестко: are not singularities - В.И.) - и это с очевидностью доказывается тем, как легко различия между ними утопают в однообразии целого (курсив мой - В.И.)» (с. 130). Таким образом, здесь и далее под личностью мы понимаем нечто большее, нежели индивида в традиционном смысле слова - а именно человека, который не может и не должен презрительно считаться компонентом безликой и серой массы.
Установив, что наиболее значимым взаимодействием в современном мире является взаимодействие между сингулярием, или личностью, и множеством, М. Хардт и А. Негри идут дальше, пытаясь выяснить, что именно способно сплотить множество; вопрос этот оказывается особенно актуальным, если
4 См., напр.: Иноземцев, Владислав. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире, Москва: Aademia, Наука, 1998, ее. 247-285.
XVIII
Глашатаи нового мира
учесть, что истории практически неизвестны широкие социальные движения, которые предполагали бы, по сути, отказ от коллективной идентичности их участников. В качестве ответа на этот вопрос они предлагают версию, которая, с моей точки зрения, больше представляет собой субститут, нежели полноценное решение проблемы. Так как «строение и деятельность множества базируются на том, что есть общего» между составляющими его членами, то это общее и называется авторами основой сплоченности множества. М. Хардт и А. Негри пишут: «Парадоксальным образом, общее возникает на обоих концах биополитического производства: это и его конечный продукт, и исходное условие. Общее является одновременно и естественным, и искусственным; это наша первая, вторая, третья и так далее натура. Нет такой личности, которая не конституировалась бы во множестве. Нет коммуникации, которая не имела бы всеобщего характера, поддерживающего и приводящего ее в действие. Нет и такого производства, которое не было бы одновременно сотрудничеством, основанным на общности. При таком биополитическом устройстве множества пересекаются с другими множествами, и из тысяч точек пересечения, из тысяч корней, соединяющих множественные производства, из тысяч отражений, рождающихся в каждой личности, неизбежно восстает жизнь множества. Множество представляет собой разрозненный набор личностей, порождающий общую жизнь; это своего рода социальная плоть, организующая саму себя в качестве нового общественного тела» (ее. 420-421). Множество, добавляют они, конституирует само себя, являясь «чем-то вроде языка, способного к самовыражению» (с. 409). Сколь убедительна эта позиция и что она дает для дальнейшего анализа?
На мой взгляд, в ней есть как минимум один позитивный момент, но в то же время и несколько - пусть не множество -недостатков. Положительной особенностью позиции, представленной в книге, является отказ от поиска объединительных элементов в общественном, и перенос акцента на общее. Как уже отмечалось выше, в марксистской теории традиционно было принято рассматривать в качестве альтернативы частному именно общественное - что приводило к хорошо изве-
XIX
В. Иноземцев
стным последствиям: централизации и подавлению личности. Мысль о том, что прогресс связан не с навязыванием множеству единых стандартов, а с поиском реально объединяющих отдельные личности начал, не снижающих степени их уникальности, достойна восхищения. Учитывая нынешнее состояние «множества», следует согласиться с авторами в том, что во имя текущей борьбы поиск «общего» оказывается вполне рациональным. Не исключено, что М. Хардт и А. Негри в чем-то следуют раннему К. Марксу, который в свое время предпочитал понятию «производственные отношения» термин «формы общения» (Verkehrsformf; именно в новой форме общения, как нам кажется, видят они выход из противоречий современного глобализирующегося общества.
Однако их аргументация все же выглядит в изрядной мере тавтологичной. По сути, М. Хардт и А. Негри исходят из того, что множество формируется только там, где возникает нечто общее - взаимодействия, коммуникации, новые формы нематериальной деятельности. Но совершенно неочевидно, что тем самым «множество организует само себя» в некое единое целое. Скорее, оно возникает из целостности общества, сложившейся помимо естественной эволюции того, что авторы понимают под собственно множеством. Нынешнее состояние множества есть продукт процесса, в котором само множество как таковое не принимало участия; и поэтому утверждать, что уже сегодня можно различить основания его сплоченного единства, кажется преждевременным. Современное множество едино в своем желании конституироваться как множество; но это еще не значит, что оно знает, как это можно сделать. В этом отношении апелляции к чему-то общему выглядит беспроигрышно, потому что только к нему и остается взывать; но сам призыв во многом бессодержателен. К тому же, общее во множестве не зря связывается М. Хардтом и А. Негри с ком-
5 Так, например, К. Маркс и Ф. Энгельс писали в «Немецкой идеологии»: «Ein frueheres Interesse, dessen eigentuemlische Verkehrsform schon durch die einem spaeteren angehoerige verdraengt ist, noch lange im Besitz einer traditionellen Macht, in der den Individuen gegenueber verselbstaendigten scheinbaren Gemeinschaft (Staat, Recht) bleibt, einer Macht, die in letzter Instanz nur durch eine Revolution zu brechen ist» (Marx-Engeb Werhe, Bd. 3, S. 72f) [см. также: Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих. Сочинения, 2-е изд., т. 3, с. 69].
XX
Глашатаи нового мира
муникациеи и взаимодействием сингулярных личностей - ведь сами сингулярии не могут быть похожими друг на друга; следовательно, общее возникает в данном случае в общении, что опять-таки тавтологично, потому что сам акт общения требует множественности его субъектов. Идея плодотворна, но в ее нынешней форме она вряд ли может служить прочной опорой для дальнейшего исследования.
Но авторы неумолимо идут вперед. Их следующее утверждение касается имманентной демократичности множества, что дает богатую пищу для размышлений.
Демократия изначально трактуется М. Хардтом и А. Негри образом, позволяющим легко «соединить» ее с требованиями множества; в той же степени как современное производство - это «производство всего усилиями всех», современная демократия - это «управление каждого каждым» (с. 131). Сегодня, пишут они, «приходится иметь дело с иной антропологической реальностью, с новыми агентами производства и субъектами эксплуатации, которые выступают в то же время и как личности. Активность таких личностей следует считать матрицей свободы и множественности для каждой из них. Тут демократия становится непосредственной целью, и ее нельзя, как раньше, оценивать в либеральных терминах - как предел равенства, или же в социалистических - как меру свободы. Отныне она должна стать радикальным выражением как свободы, так и равенства - без всяких ограничений (курсив мой - В.И.)» (с. 273). Особое внимание обращается в книге на необходимость восстановления этого понимания демократии -единственного, которое, по мнению авторов, соответствует исконному смыслу данной категории. Они дают очень интересный обзор трактовок демократии, доминировавших в различные исторические периоды на протяжении последних двухсот лет (см. ее. 298-300), и показывают, как далеко ушли мы сегодня от первоначального ее понимания. Приводя определение Дж. Ная, согласно которому «демократия - это правление должностных лиц, которые подотчетны и могут быть сме-Щены большинством народа, на территории, на которую распространяется их юрисдикция» (с. 298), М. Хардт и А. Не действительно заставляют читателя поверить в то, что
XXIВ. Иноземцев
большая часть современного глобального политического класса считает обывателей безнадежными простаками, если верит, будто такое понимание имеет нечто общее с исходным смыслом демократии. «Когда наши полномочия передаются группе правителей, то с этого момента все мы не занимаемся управлением, мы уже отделены от власти и представительства», -подчеркивают авторы (там же), и с ними в данном случае очень трудно не согласиться.
Какие же выводы делают М. Хардт и А. Негри из этих смелых утверждений? Они полагают, что требования демократии следует «очистить» от двух ограничений - от классового характера и от национальной структуры. Они напоминают, что на протяжении долгого времени одним из лозунгов социалистов было требование «демократии рабочих» или «самоуправления трудящихся», но это несбыточное пожелание либо тихо умерло по мере прогресса промышленной революции в середине XX столетия (на Западе), либо, «теряя последние элементы связи с множеством, деградировало и ужалось до фикции демагогического контроля и популистского консенсуса» (в СССР и странах «народной демократии») (см. ее. 306, 307). В то же время, утверждают М. Хардт и А. Негри, не менее опасно и ограничение демократии рамками одного национального государства, обычно обосновываемое отсутствием планетарного «демоса» и сложностью (а проще говоря - невозможностью) организации глобального представительства. Оба эти обоснования объявляются М. Хардтом и А. Негри несостоятельными - причем с точки зрения формальной логики их аргументация выглядит почти бесспорной.
Во-первых, они напоминают читателю дискуссии о демократии, охватившие европейских и американских интеллектуалов в XVIII столетии. Тогда широко распространились воззрения, согласно которым демократия была возможна в рамках греческих полисов, но неосуществима в пределах национального государства (см., напр., с. 289). Но сегодня мало кто вспоминает эти дебаты, а «сторонники демократии сталкиваются с таким же скептическим аргументом: демократия, вероятно, мыслима в пределах отдельных стран, но в масштабах глобализированного мира выглядит совершенным абсурдом» (с. 375).
Глашатаи нового мира
Должно ли это убеждать человека, верящего в прогресс и знакомого с ходом истории? Вряд ли, говорят авторы, и здесь мы соглашаемся с ними.
Во-вторых, проблема глобального представительства действительно выглядит практически неразрешимой. М. Хардт и А. Негри предлагают несколько схем «всемирной ассамблеи» -но только для того, чтобы показать, что все они нереализуемы (см. ее. 357-359), а наиболее развитая наднациональная политическая форма - Европейский Союз - отличается прежде всего отсутствием традиционно понимаемого представительства (см. с. 362). Но у авторов книги есть на это готовый ответ: «Главным осложнением в предложениях по созданию нового представительного органа для всего мира... является понятие представительства как такового» (с. 360). Нужно уйти от самой этой идеи, чтобы открыть путь к самоуправлению множества - не больше и не меньше, утверждают они. Самоуверенно? Возможно, хотя и не очевидно.
Итак: с одной стороны, необходимо отступить назад - в XVIII век, во времена Просвещения, чтобы в наше время, полное шаблонов и стереотипов, возродить атмосферу интеллектуального поиска; с другой стороны - нужно осуществить скачок в будущее, чтобы отказаться от идеи представительства, определяющей принципы демократии. В условиях упадка национальных государств и снижения роли и значения суверенитета «нет другой основы для производства норм, кроме множества» - утверждают М. Хардт и А. Негри (с. 258); «множество оказывается единственным социальным субъектом, которое способно реализовать идею демократии, понимаемой как управление каждого каждым» (с. 131), а «созидание демократии, [в свою очередь] - это единственный путь, позволяющий закрепить власть множества» (с. 272). Но что такое «власть множества», если не состояние свободы? Поэтому демократия и свобода отныне - да и впредь - неразделимы; невозможно и даже безрассудно требовать свободы сейчас, а демократии -попозже (см., например, с. 288). «Демократию, при которой мы все, участвуя в биополитическом производстве, совместно создаем и в то же время сохраняем социальные связи, мы и
XXII
XXIII В.Ин
называем "абсолютной"» (с. 423) - суммируют авторы свое видение проблемы.
Здесь нужно ненадолго остановиться. По сути, выше были изложены концептуальные положения, содержащиеся в книге М. Хардта и А. Негри; теперь начинаются их политические следствия. Ведь несмотря на то, что «никогда не ощущалось большей потребности в демократии, нежели сейчас» (с. 2), предложения по демократизации мира никогда не сталкивались со столь мощным сопротивлением, как теперь (см. с. 365), а ощущение подавленности и несвободы давно не было столь всеохватывающим. Почему? Потому, отвечают авторы, что подъем множества - это страшная угроза для того господствующего глобального класса, который присваивает универсальный продукт этого множества. Именно этот класс воплощает в наше время всемирную реакцию, задача которой - не допустить не столько «освобождения» множества, сколько его консолидации и осознания им самого себя именно как множества -всевластного и всемогущего. А для достижения такой цели хороши любые средства, поскольку ставки в борьбе высоки как никогда прежде.
Борьба «множества» с диктатурой господствующего класса разворачивается сегодня не только «по всей линии фронта», но идет и «в тылу» у каждого из противников. В наши дни война превратилась из ужасной аномалии в нормальное состояние, из конфликта между отдельными государствами и народами в некое подобие гоббсовской «войны всех против всех». Она «обретает генерализированный характер, подавляя все проявления общественной жизни и навязывая свой собственный политический порядок, [тогда как] демократия выглядит безвозвратно утерянной, глубоко погребенной под режимами милитаризации и обеспечения безопасности» (с. 2). Примечательно, что М. Хардт и А. Негри начинают свою книгу именно с рассмотрения этого «состояния войны», а не с анализа трансформаций труда, производства или форм общественной жизни. Почему? Ведь если они называют свою работу теоретической и если все современные конфликты и войны объясняются через формирование множества и ожесточенное сопротивление господствующих классов, не правильнее было
XXIV
Глашатаи нового мира
бы начать с тех методологических аспектов, которые обрисованы выше? Разве К. Маркс начинал «Капитал» с описания ужасов относительного и абсолютного обнищания пролетариата? Напротив, он завершал его первый том соответствующими главами. Что же в таком случае обусловливает структуру книги, отнюдь не соответствующую высоким стандартам теоретичности, заданным предшественниками наших авторов? Ответ достаточно очевиден: причина тому в нас, читателях. Как Д. Кэмерон, снимая свой «Титаник», не мог воспроизвести исторически строгую картину катастрофы, в момент которой самые богатые пассажиры лайнера не боролись за места в шлюпках, как это представлено в фильме, а с достоинством принимали смерть, потому что знал: современный зритель не поверит в иноек, - так М. Хардт и А. Негри не хотят строить свою книгу по законам теоретического жанра, поскольку вполне отдают себе отчет в том, что нынешние сингулярии - представители боготворимого ими творческого множества - вряд ли соизволят «продираться» сквозь теоретические дебри, которые в XIX веке не казались тогдашним читателям - всего лишь каким-то жалким индивидам - «непроходимыми». Именно поэтому на первых же страницах книги мы встречаемся с катастрофическими сценами вселенской войны, а не с методичным анализом двойственной природы товара и созидающей его трудовой деятельности. И это заставляет задуматься: а такими ли уж творческими являются те сингулярии, которым авторы адресуют свои рассуждения о неотвратимо приближающемся новом мире? Но не будем о грустном...
В своем описании современной всеобщей войны М. Хардт и А. Негри исходят из понимания нынешней эпохи как «переходного периода, или, скорее, поры межвременья,., в ходе которой национальная парадигма государств эпохи модернити переходит в новую глобальную форму и которая характеризуется избытком новых властньи структур (курсив мой - В.И.)» (ее. 200, 201). Глобализирующаяся экономика с необходимостью требует установления глобальных правил; «экономичес-
Это признание, сделанное самим Д. Кэмеронои, и вытекающие из него следствия °писаны в книге: Закария, Фарид. Будущее свободы. Нелиберальная демократия в США и 3«их пределами, Москва: Ладомир, 2004, ее. 262-263.
XXV В.Ин
кие, политические и чиновничьи элиты мира должны работать вместе и находиться в постоянном контакте» (с. 207), и целью такого взаимодействия является прочное доминирование над теми, кого авторы предпочитают обобщенно именовать «опасными классами» (см. ее. 133-194). Этот термин очень точен; сегодня правительства в самых разных регионах мира не столько стремятся выступать посредниками между трудящимися массами и предпринимательской верхушкой, как это было, например, в первой половине и середине XX века, сколько «полностью стоят на стороне капитала, и какие-либо посреднические механизмы для переговоров по поводу его конфликтных отношений с рабочим классом отсутствуют» (с. 220). Поэтому современная власть - какой бы она ни была - практически всегда проявляется как антидемократическая; по той же причине «государства - как мощные, так и уступающие им в силе - не склонны к последовательным действиям по устранению нищеты и неравенства» (с. 367): ведь наличие разде-ленности и присутствие в мире отчаявшихся и оттого возмущенных масс поддерживает то ощущение опасностей, борьбе с которыми якобы посвящают себя государства. В результате «присущие эпохе модернити взаимоотношения между политикой и войной превратились в свою противоположность. Война не является отныне инструментом, находящимся в распоряжении политических сил, к которому они прибегают в ограниченном числе случаев - напротив, сама война определяет основу политической системы» (с. 411). «Повседневная жизнь и нормальное отправление властных функций, - заключают М. Хардт и А. Негри, - теперь пронизаны угрозой и ожесточением, присущими военному конфликту» (с. 25).
Однако это «межвременье» имеет немалые шансы затянуться, так как присущая ему простая логика выглядит весьма привлекательной для господствующего класса и открывает перед ним новые возможности. Во-первых, в новых условиях война с внешним противником сливается с борьбой с внутренними врагами, а потому существовавшие и прежде возможности ограничения свобод ввиду внешней угрозы становятся гораздо более широкими. Сегодня все акты борьбы, где бы они ни отмечались, «разворачиваются внутри глобальной си-
XXVI
Глашатаи нового мира
стемы, ею обусловлены и, в свою очередь, на нее воздействуют» (с. 14). Именно поэтому всякая война в современном мире обретает черты, ранее присущие лишь гражданским войнам или повстанческим движениям (см. ее. 1-3); ниже мы еще вернемся к следствиям, проистекающим из этого факта. Во-вторых, враг в этих войнах становится если и не невидимым, то весьма смутным; в качестве такового «выступают не определенные национальные государства, политические сообщества или даже отдельные люди, а скорее абстрактные понятия или, скажем так, некие ситуации» (с. 26). Соответственно и «границы военных действий становятся неопределенными - как в пространственном, так и во временнум смысле» (с. 27). В результате, снова подчеркивают авторы, «война обретает генерализированный характер, подавляя все проявления общественной жизни и навязывая собственный политический порядок» (с. 2). Трудно с этим поспорить.
М. Хардт и А. Негри, развертывая картину всепроникающей войны (они не могут удержаться от соблазна назвать ее IV-й мировой - см. ее. 56-57)7, с необходимостью приходят к выявлению двух примечательных особенностей современной жизни, которые нетрудно обнаружить и в современной российской действительности. Первой из них является резкое изменение риторики господствующего класса: «Одним из показателей нового, активного, конституирующего характера войны является переход в политике от "обороны"к "безопасности" (курсив мой - В.И.)» (с. 34-35). При этом «концепция безопасности ведет к устранению различий между внешней и внутренней сферами, между армией и полицией; если "оборона" предполагает наличие защитного барьера против внешних угроз, то "безопасность" оправдывает постоянную военную активность - как на собственной территории, так и за рубежом» (с. 36). Можно к этому добавить, что обеспечение безопасности становится делом упоминавшихся уже избыточных струк-
В последнее время упражнения в периодизации истории «мировых войн» XX и XXI веков стали весьма распространенным занятием {ст., напр.: Podhoretz, Norman. "How to Win the World War IV?" in: Commentary, 2002, February, no. 113, pp. 19-29, или Bacevich, Andrew. The New American Militarism. How Americans are Seduced by War Supremacy, Oxford, New York: Oxford Univ. Press, 2005, pp. 175-182, а также многие другие публикации на ту же тему).
XXVII тур власти - не военных и не правоохранителей, а разного рода представителей спецслужб, разведывательных структур, тайных агентов и т. п., - всех тех, для кого в русском языке нашлось емкое слово «силовики». Их призвание, действительно, состоит не более чем в демонстрации силы, так как реальное устранение существующих угроз совершенно не входит в их намерения. Второй важной особенностью оказывается то, что возможности этих сил подавления крайне ограничены -причем не их потенциалом или силой сопротивляющихся, но самой логикой современных силовых акций. По сути, в новых условиях власть, борющаяся за обеспечение «безопасности», больше легитимизирует себя через установление порядка (той же пресловутой «стабильности»), чем добивается лояльности граждан. Однако силовики не заинтересованы в достижении стабильности уже потому, что таковая ставит под сомнение их собственную необходимость. Поэтому нынешнее состояние можно сравнить с функционированием ядерного реактора -система действует до тех пор, пока воспроизводится угроза (т. е. графитовые стержни не опущены слишком глубоко), и потому ее адепты стремятся ускорить реакцию; однако последнее способно привести к неконтролируемым процессам, и в таком случае исчезнет уже не потребность в поддержании «порядка», а сам «порядок», который следует поддерживать. Насилие, к которому прибегают современные власти, «не обязательно законно или нравственно, но будет считаться оправданным [до тех пор, пока] приводит к воспроизводству имперского порядка. Однако как только принуждение перестанет обеспечивать порядок,., основа его легитимации исчезнет». Поэтому силовая верхушка обеспечивает себе лишь «самую сомнительную и нестабильную» из форм легитимности (с. 48). Заметим, что логика развития событий, например, на Северном Кавказе убедительно подтверждает точность подобного «диагноза».
Стремления нынешних властей - как отдельных стран, так и глобального господствующего класса - в целом вполне понятны. Используя предельно широкие определения терроризма и обозначая этим термином весьма разнородные процессы, в том числе выступления против формально законных прави-
XXVIII
Глашатаи нового мира
тельств, практику ведения войны с нарушением установленных правил и даже нарушение прав человека со стороны сопредельных государств (подробнее см. ее. 30-31), «сильные мира сего» пытаются криминализировать любые протестные движения, прививая обывателям то же самое ощущение их «противозаконности», с каким сами относятся к практически любой форме социального протеста. Тем самым, используя предельно общие формулировки, можно сказать, что власти порождают атмосферу, создающую «препятствие для всех сил, нацеленных на общественные изменения» (с. 28). Но на этом они не останавливаются. Еще более важной задачей оказывается формирование условий для бесконечной и непрекращающейся «борьбы за безопасность», причем в сферу этой борьбы попадают хозяйственная деятельность и экономические интересы государства. Ко всему же, что так или иначе находится вне компетенции силовиков, следует относиться не более чем как объекту контроля и регулирования {см., напр., с. 252). Яркой иллюстрацией этого положения в российском случае служит желание силовой олигархии сделать «прозрачными» общественные организации, но никак не «Роснефть». «В общественном плане, - пишут М. Хардт и А. Негри, - тенденция состоит в том, чтобы все сделать публичным, то есть открыть для правительственного наблюдения и контроля; в то же время в экономическом плане дело идет к приватизации и подчинению всего и вся праву частной собственности» (с. 253). Эта борьба за собственность - и за возможность присваивать многое из того, что всегда считалось общественным или что по праву должно принадлежать лишь множеству, -является, по мнению авторов, основной, хотя, безусловно, далеко не «окончательной» целью тех, кто олицетворяет собой и воплощает в себе современную глобальную власть.
Более отдаленной представляется задача создания такого всемирного порядка, который способен закрепить сложившееся положение дел. «Война с террором», «конфликт цивилизаций», «противостояние экстремизму и фундаментализму» - все это слова и лозунги, призванные оправдать насилие, к кото-Рому власти готовы прибегнуть в любой момент и в любой точке мира {см. с. 292). Одним из средств такого оправдания
XXIXслужит новая глобальная «правовая» система, базирующаяся на идее «защиты прав человека», преследованиях за «преступления против человечности» и международном судопроизводстве, что в конечном счете «направлено на разрушение прав и суверенитета народов и стран с помощью практики наднациональной юрисдикции» (с. 46). Следует заметить, что авторы отнюдь не возражают против практики защиты попираемых прав, против предоставления человеку возможности отстаивать их как находясь под национальной юрисдикцией, так и оказавшись за ее пределами (подробнее см. с. 333); они обращают внимание лишь на тот факт, что к правам человека начинают относиться как к правовой категории, хотя на самом деле соответствующая доктрина в нынешнем ее состоянии является не более чем «фигурой речи». Все акции по «защите прав человека», напоминают М. Хардт и А. Негри, предпринимаются сегодня отдельными государствами или их коалициями, причем в ходе таких акций попирается суверенитет других стран. Сами же государства-защитники прав человека не горят желанием ограничить свои суверенные полномочия, хотя на их территории права человека нарушаются порой не менее очевидным образом, чем на мировой «периферии». Поэтому «осуществимость прав человека по всему миру не будет достигнута до тех пор, пока для этого нет законной институциональной структуры» (с. 334), а эпизодические усилия стран Запада по их соблюдению обусловлены скорее их экономическими и геополитическими интересами, чем стремлением принести благо всему человечеству.
Этот новый мировой порядок М. Хардт и А. Негри считают глобальной Империей, которая господствует сегодня над миром и является орудием капиталистического класса. Ее особенность состоит в том, что она пытается управлять миром не посредством прямого и систематического насилия, как то делали, например, колониальные державы, захватывавшие значительные заморские территории, а посредством страха, вызываемого угрозой насилия - волюнтаристского и порой беспричинного. Сходство результата, каковым, при различии в методах, оказывается подавление воли к сопротивлению и расширение ареала господства, и позволяет авторам называть возникающий ми-
XXX
Глашатаи нового мира
повой порядок имперским, но не империалистическим (см. с. 3). Этот порядок подразумевает как неограниченную свободу действий всемирной властной элиты, так и ее минимальную ответственность за их результаты - и то, и другое обусловлено самой логикой доминирования в современном мире.
Специфическими особенностями этой системы являются преобладание силы и экономической мощи над правом и нравственностью. Соединенные Штаты, ставшие к концу XX столетия единовластным лидером формирующегося нового мирового порядка, пришли к этому статусу, как подчеркивают М. Хардт и А. Негри, отнюдь не потому, что имеют за плечами масштабный опыт демократии и республиканизма, а в первую очередь потому, что являются державой, самой мощной в военном отношении и извлекающей все возможные преимущества из своего несокрушимого экономического положения, а также контроля за глобальными финансовыми потоками. И в той мере, в какой становится общепризнанным, что «в чрезвычайной ситуации суверену надлежит встать выше закона и взять все бразды правления в свои руки,., исключительная мощь США и способность к доминированию в рамках сложившегося мирового порядка» (с. 21) делают их «незаменимой нацией», о чем так часто и охотно рассуждают и американские демократы, и американские республиканцы. При этом Соединенные Штаты пытаются укреплять свое господство и иным путем: через насаждение во всем мире своих законов (что некоторые исследователи называют процессом возникновения имперского права - см. с. 337), которые принимаются сначала предпринимателями, заключающими контракты и договоры по американским стандартам, затем международными экономическими и финансовыми организациями, а потом национальными юристами.
Если рассматривать складывающийся глобальный мир «с высоты птичьего полета», то можно вести речь о проникновении экономического духа в сферы, которые прежде оставались для него практически закрытыми. В эпоху модернити любая государственная власть не только давала ее обладателю определенные преимущества, но и возлагала на него очевидную ответственность. Теперь же главные инструменты дав-
XXXI В.Ин
ления на другие страны имеют экономическую природу, им-перскость не требует контроля над территориями и потому не предполагает серьезной вовлеченности в дела мировой периферии. Институты, управляющие современным миропорядком - от МВФ до Пентагона, - «организованы противоположным образом, нежели механизмы общественного или политического представительства, и, кроме того, не отвечают даже минимальным критериям буржуазного либерализма или публичной сферы... Подобная замена политики администрированием, - заключают авторы, -является общим феноменом, который противоположен демократической легитимности»
(ее. 355-356)8.
Однако это ощущение мощи и могущества - не более чем иллюзия. На деле, отмечают М. Хардт и А. Негри, западный мир отнюдь не так всемогущ, как может показаться. Избегание ответственности за судьбы периферии и желание лишь «снимать сливки» с неуправляемых процессов глобализации приводит к стремительному росту количества своеобразных «черных дыр» - территорий, где не существует законов и права, где развиваются социальные и экономические процессы, все больше угрожающие господству Запада над миром9. Оттуда же подчас проистекают и явно антисистемные движения, которые в последнее время наносят мощные удары по западной цивилизации. Успех этих движений обусловлен прежде всего их асимметричным характером, не позволяющим Западу подготовиться к их отражению. С глобальным «центром» борются сегодня движения, имеющие сетевую природу, что стало очевидно в последние годы; прежде наличие таких дви-
8 К аналогичным оценкам современной ситуации, вытекающим из анализа практически тех же самых явлений, я пришел, сопоставляя «глобализацию по-американски» с той «европеизацией» мира, которая имела место во второй половине XIX-го -начале ХХ-ro столетий (см., напр.: Иноземцев, Владислав. "Глобализация по-американски как альтернатива вестернизации" в: Косшгюлис, 2003-2004, Зима, № 4 (6), ее. 44-58 и Иноземцев, Владислав. "Вестернизация как глобализация и 'глобализация' как американизация" в: Вопросы дЗилософии, 2004, № 4, ее. 58-69). 51 Хороший обзор неконтролируемых полукриминальных процессов, развертывающихся в современном мире, предложен в работах М. Найма, главного редактора влиятельного журнала «Foreign Policy» (см., напр.: NaHm, Moisfls. "The Five Wars of Globalization" in: Foreign Policy, 2003, January/February, no. 134, и более подробно: Nairn, Moisife. Illicit. How Smugglers, Traffickers, and Copycats are Hijacking the Global Economy, New York, London: Doubleday, 2005).
XXXII
Глашатаи нового мира
жений скрывалось коммунизмом, который был первым «сетевым» противником Запада, хотя и воспринимался в обличье социалистических стран, то есть национальных государств. «Считалось, - пишут М. Хардт и А. Негри, - что у основного суверенного врага просто очень много агентов; [но] после завершения "холодной войны" национальные государства уже не застят горизонт, и сетевые враги полностью вышли на свет» (с. 78). Однако этот их «выход» можно назвать таковым только с большой натяжкой; несмотря на то, что сегодня более или менее понятно, откуда исходит угроза, непосредственный источник опасности в большинстве случаев остается скрытым даже от глаз профессиональных борцов за безопасность. Враги глобальной Империи практически неуловимы, да и масштаб противостоящих «армий» не вполне ясен (подробнее см. ее. 48-49). Для подавления такого сопротивления американцы и их союзники используют так называемую «серую» стратегию, в которой смешаны военные и гражданские компоненты, а военная сила самыми разнообразными способами сочетается «с социальным, экономическим, политическим, психологическим и идеологическим контролем» (с. 75).
Но и самые изощренные методы контроля не обещают полной и окончательной победы. В конфликтах, происходящих в этой «серой» зоне, силы Империи оказываются недостаточными, что подтверждает опыт не только Вьетнама 1960-1970-х годов, но и Ирака 2000-х (подробнее см. с. 74). «В мире, где... насилие не будет [считаться] легитимным, в принципе допустимо называть всякое насилие терроризмом» (с. 43), утверждают М. Хардт и А. Негри, и они несомненно правы. А коль скоро американские военнослужащие в Ираке или российские солдаты в Чечне воспринимаются местным населением как сеющие смерть террористы, вся разработанная в США или России идеология антитеррористической борьбы оборачивается против самих борцов с террором, а сетевые структуры, противостоящие им, начинают множиться с невиданной быстротой. Когда же та или иная «страна... пытается оттолкнуть от себя сеть, это напоминает попытку отмахнуться палкой °т набегающей волны (курсив мой - В.И.)» (с. 85). Результатом становятся разочарование и паника; законопослушное насе-
XXXIII В. Иноземцев
ление начинает понимать, что «война с террором» приводит к свертыванию свобод и упадку того общества, в котором ему привычно жить; но в то же время отказ от борьбы тоже не сулит ничего хорошего... «Если мы ничего не предпринимаем, то нас уничтожают наши враги; если мы начинаем воевать с ними, то все равно в конце концов губим сами себя» (с. 23) -вот печальный вывод авторов.
Это - одни из самых впечатляющих выводов в книге М. Хардта и А. Негри. Трудно не согласиться со многим из того, что они пишут относительно иллюзорности победы в войне с террором. Похоже, что современные политики, все больше втягиваясь в борьбу с этим несомненным злом, утрачивают чувство реальности, оказываются все сильнее скованными примитивными идеологическими предрассудками. Читатель найдет в книге немало убедительных доказательств, что у современного «обострения» антитеррористической борьбы есть свои вполне понятные причины, и большинство наличествующих тенденций свидетельствует о том, что эта борьба не будет выиграна.
Однако, читая о перипетиях всепроникающей глобальной войны и охотно соглашаясь с тем, что она не может быть выиграна, невольно ощущаешь какую-то неполноту рисуемой в книге картины. Если