По данным на начало 2008 года, в области действовали 85 учреждений здравоохранения, в т.ч. 68 лечебно-профилактических учреждений (далее –ЛПУ), из них 15 – областного подчинения, 53 – муниципального подчинения.
Общее число круглосуточных коек составляет 10910. В последние годы число коек в областных и муниципальных ЛПУ ежегодно сокращалось, за последние 3 года на 5,9%.
Обеспеченность населения койками в 2006 году составляла 105 на 10 тыс. населения, на начало 2008 года – 101,1.
Основными факторами, препятствующими развитию конкуренции на рынке медицинских услуг, являются:
- недостаточная и неравномерная технологическая оснащенность медицинских учреждений. Такая асимметрия технологической оснащенности ставит заведомо в неравные конкурентные условия различные медицинские учреждения;
- финансовое обеспечение медицинских услуг в составе государственного заказа находится ниже уровня федеральных медицинских стандартов. Однако необходимо иметь в виду, что переход на такие стандарты «неподъемен» для региональных и местных бюджетов, так как эти финансовые нормы кратно выше существующих. В регионе осуществляется внедрение медико-экономических стандартов;
|
|
- ограничения для отрасли здравоохранения, определенные Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В настоящее время создание автономного учреждения невозможно произвести на базе существующих медицинских учреждений;
- в системе федеральных индикаторов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти используются параметры, не способствующие развитию конкуренции. В качестве примера можно привести оценку деятельности по койко-местам и времени пребывания на них;
- низкие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (дефицит программы государственных гарантий) приводят к низкой заинтересованности учреждений частной системы здравоохранения в участии в реализации территориальной программы государственных гарантий. Этому же способствует финансирование лечебных учреждений в рамках программы обязательного медицинского страхования не по всем статьям сметы (тарифы ОМС включают 5 статей);
- недостаточно развит сектор малого бизнеса в здравоохранении.
Сфера торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором экономики области. Во многом это обусловлено растущим спросом на лекарственные средства и инвестиционной привлекательностью данного вида деятельности.
Доминирующее положение на рынке оптовой торговли лекарственными средствами занимает ГУП Ивановской области «Фармация», в сфере производства и реализации протезно-ортопедических изделий - ФГУП «Ивановское производственное протезно-ортопедическое объединение».
|
|
Концентрация населения и платежеспособного спроса в крупных городах и прилегающих к ним населенных пунктах приводит к неравномерному размещению аптечных учреждений на территории региона. Это в свою очередь влечет за собой неравномерный уровень конкуренции на различных по численности населения рынках.
В области имеются муниципальные образования, где действует только один хозяйствующий субъект, осуществляющий фармацевтическую деятельность. Это обусловлено низкой численностью и невысоким уровнем платежеспособности населения.
Процессы развития конкуренции на рынке фармацевтической и медицинской продукции в существенной степени сдерживаются следующими факторами:
- сложность и длительность процесса регистрации юридического лица и получения разрешительной документации, регламентирующей его деятельность;
- для государственных и муниципальных аптечных учреждений, в том числе участвующих в программе дополнительного лекарственного обеспечения, низкая оплата услуг по программе дополнительного лекарственного обеспечения, недостаток оборотных средств, низкая рентабельность в связи с высокими издержками на выполнение социальных функций (производство лекарственных препаратов, отпуск по льготным ценам и пр.).