Воспитательные технологии: проблемы и решения

Любая деятельность может быть

либо технологией, либо искусством.

Искусство.

Проблема технологического обеспечения педагогического процесса одна из актуальных проблем в современной педагогике. Следует сказать, что предпочтение в педагогической науке отдается рассмотрению технологий обучения (дидактических технологий), это и объяснимо, так как дидактический процесс более регламентирован, упорядочен, ориентирован на конкретный результат, следовательно, это управляемый и технологический процесс. Что касается технологий воспитания то, в первую очередь, многих практиков и теоретиков смущает правомерность такого словосочетания как технология воспитания, так как воспитание предполагает творческое решение воспитательных задач. Несомненно, воспитания по природе свой процесс творческий, созидающий каждый раз и в каждом отдельном случае нечто новое, не имеющееся ранее в опыте педагога. Ежедневно, педагог вынужден решать новую задачу, сталкиваясь с новой ситуацией или с ее новой модификацией. Он творит, общаясь с растущей и развивающейся личностью ребенка. Но это не означает, что педагогу достаточно хорошо развитого педагогического мышления и только. Не учитывать сложившиеся закономерности и механизмы взаимодействия с человеком и миром значит обрекать это взаимодействие на непродуктивность. Учет их предполагает наличие определенных действий умений педагога для организации взаимодействия, иначе говоря, речь идет технологических умениях педагога.

Как считает Н.Е. Щуркова, перед педагогом практиком есть два пути. Первый – непосредственная работа с детьми, путь проб и ошибок, горьких неудач и счастливых открытий. Он дорог и связан с некоторым риском для детей, которым повезло или не повезло с педагогом. Второй – целенаправленное формирование ремесла, сознательное культивирование профессиональных умений, то есть путь овладения технологиями.

Интересное суждение о взаимосвязи педагогической технологии и педагогического мастерства высказывает В.А. Сластенин. По его мнению, совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство, с другой стороны, педагогическое мастерство есть высший уровень владения педагогической технологией. Очевидно то, что любая педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любой другой, не только опосредуется, но и определяется личностными особенностями педагога.

Такое понимание взаимосвязи педагогической технологии и педагогического мастерства снимает проблему их противоречия.

Следующий вопрос, возникающий при обсуждении проблемы технологического обеспечения процесса воспитания, это вопрос о том, что понимать под воспитательными технологиями? Существуют разнообразные точки зрения по поводу этого. Представим их следующим образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: