Любая деятельность может быть
либо технологией, либо искусством.
Искусство.
Проблема технологического обеспечения педагогического процесса одна из актуальных проблем в современной педагогике. Следует сказать, что предпочтение в педагогической науке отдается рассмотрению технологий обучения (дидактических технологий), это и объяснимо, так как дидактический процесс более регламентирован, упорядочен, ориентирован на конкретный результат, следовательно, это управляемый и технологический процесс. Что касается технологий воспитания то, в первую очередь, многих практиков и теоретиков смущает правомерность такого словосочетания как технология воспитания, так как воспитание предполагает творческое решение воспитательных задач. Несомненно, воспитания по природе свой процесс творческий, созидающий каждый раз и в каждом отдельном случае нечто новое, не имеющееся ранее в опыте педагога. Ежедневно, педагог вынужден решать новую задачу, сталкиваясь с новой ситуацией или с ее новой модификацией. Он творит, общаясь с растущей и развивающейся личностью ребенка. Но это не означает, что педагогу достаточно хорошо развитого педагогического мышления и только. Не учитывать сложившиеся закономерности и механизмы взаимодействия с человеком и миром значит обрекать это взаимодействие на непродуктивность. Учет их предполагает наличие определенных действий умений педагога для организации взаимодействия, иначе говоря, речь идет технологических умениях педагога.
|
|
Как считает Н.Е. Щуркова, перед педагогом практиком есть два пути. Первый – непосредственная работа с детьми, путь проб и ошибок, горьких неудач и счастливых открытий. Он дорог и связан с некоторым риском для детей, которым повезло или не повезло с педагогом. Второй – целенаправленное формирование ремесла, сознательное культивирование профессиональных умений, то есть путь овладения технологиями.
Интересное суждение о взаимосвязи педагогической технологии и педагогического мастерства высказывает В.А. Сластенин. По его мнению, совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство, с другой стороны, педагогическое мастерство есть высший уровень владения педагогической технологией. Очевидно то, что любая педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любой другой, не только опосредуется, но и определяется личностными особенностями педагога.
Такое понимание взаимосвязи педагогической технологии и педагогического мастерства снимает проблему их противоречия.
Следующий вопрос, возникающий при обсуждении проблемы технологического обеспечения процесса воспитания, это вопрос о том, что понимать под воспитательными технологиями? Существуют разнообразные точки зрения по поводу этого. Представим их следующим образом.