К ориентировочной минимальной диагностической программе изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников

Показатели и уровни Ф.И. учащихся Любовь к Отечеству Политическая культура Правовая культура Интернационализм Бережливость к общественному достоянию и уважение чужой собственности Экономность и бережливость в отношении к личной собственности Успешность в учении и самообразовании Деловитость и организованность Общительность Готовность прийти на помощь Тактичность, культура поведения Здоровый образ жизни Целеустремленность в самоопределении Чувство собственного достоинства Итого
1.                              
2.                              
3.                              
4.                              
5.                              
                             
На 3 уровне                              
На 2 уровне                              
На 0 уровне                              
                               

В реальной воспитательной практике также ведутся поиски наиболее значимых критериев воспитанности школьников.

Для нас представляет интерес экспериментальная работа, организованная в школе им. М.В. Ломоносова (г. Жуковский, Московской области, науч. руков. Л.М. Фридман). В ходе ее отрабатывается технология изучения воспитанности школьника. Уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейшие качества личности, каждое из которых оценивается по уровню сформированности соответствующего качества: высокий, средний или низкий.

Общая оценка воспитанности школьника выводится на основе оценок отдельных показателей воспитанности. Показателями воспитанности школьника являются.

Поведение в семье: проявляет интерес к делам семьи, ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее неврозы и радости, выражает ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении, полностью себя обслуживает.

Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к удачам и неудачам в учении, проявляет чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение, к школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.

Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим.

Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности и играх, стремление поделится своими радостями и огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.

Поведение на улице и в общественных местах: соблюдения правил дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.

Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость, соблюдение правил личной гигиены, самокритичность в оценке своего поведения и поступков, правдивость, честность, принципиальность.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы.

Процедура оценивания состоит из следующих этапов:

1.Анкетирование родителей.

2.Каждый ученик пишет самохарактеристику по особой форме (в подростковых и старших классах развернутая самохарактеристика по всем показателям воспитанности).

3.Взаимохарактеристика учеников.

4.Педагогические консилиумы, на котором обсуждаются все полученные материалы, они сопоставляются с результатам психолого-диагностических обследований, выносится общая оценка воспитанности каждого ученика.

5.Сообщение общей оценки воспитанности школьникам и их родителям в индивидуальной форме, совместный поиск путей коррекции.

По мнению участников опытно-экспериментальной работы оценка воспитанности школьника является эффективным средством развития самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого школьника, формирования у него адекватной самооценки.

Следует сказать, что диагностические методы изучения воспитанности школьников могут быть разнообразными (наблюдение, сочинение, анкетирование и опросы, тестирование и т.д.). В психолого-педагогической литературе вы найдете немало отработанных методик изучения воспитанности школьников.

Основные понятия.

Результативность воспитательного процесса, воспитанность, воспитуемость, критерии, показатели, диагностическая программа.

Вопросы для самопроверки.

1. С чем связана сложность изучения воспитанности школьников?

2. Какие подходы к изучению воспитанности школьников вам известны?

3. Почему проблему изучения воспитанности школьников нельзя считать разработанной в педагогике?

4. На какой из предложенных подходов вы бы опирались в реальной практике? Обоснуйте свой ответ.

5. Почему многие исследователи понятие воспитанности идентифицируют с понятием нравственной воспитанности?

Задания для самостоятельной работы.

1. Внимательно ознакомьтесь с методикой изучения воспитанности школьников, предложенной М.И. Шиловой. Какие диагностические методы должен использовать учитель, чтобы воспользоваться данной методикой? Обоснуйте свой ответ.

2. Познакомьтесь с программой психолого-педагогического изучения воспитанности и воспитуемости школьников. Дополните эту программу конкретными методиками изучения воспитанности школьников.

3. Разработайте свою диагностическую программу изучения воспитанности школьников.

4. Познакомьтесь с предложенной литературой, выберите из нее методики, с помощью которых вы могли бы получить более объективной результат от уровня воспитанности школьников. Выявите с их помощью их уровень воспитанности школьников. Выступите на семинаре с анализом полученных результатов.

Возможные темы рефератов, курсовых работ.

1. Какого школьника можно считать воспитанным?

2. Диагностическая и корректирующая деятельность классного руководителя.

3. Диагностика воспитанности как средство саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования школьника.

4. Технологические подходы к изучению воспитанности школьников.

Литература.

1. Аплетаев М.Н. Диагностика нравственного воспитания личности в процессе обучения. – Омск, 1989

2. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы школы. Учебное пособие. – 1995

3. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика, № 11-12, с. 22-26

4. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1991

5. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 1991

6. Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991

7. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993, с. 70-75

8. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе. – Л., 1991

9. Педагогическая диагностика в школе. /Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 1987

10. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. – с. 457-465

11. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. – М., 1998

12. Шмачилина С.В. Педагогическая диагностика. – Омск, 1998

13. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащигося и ученических коллективов. – М., 1988

14. Щуркова Н.Е. Диагностики воспитанности: пед. методики / МПГУ, 1992


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: