Глава 12. ЭМОЦИИ
Термином «эмоция» (от лат. emovere — возбуждать, волновать) принято обозначать особую группу психических процессов и состою ш, в которых выражается субъективное отношение человека к внешним и внутренним событиям его жизни.
Представления о природе, закономерностях и проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки претерпевали значительные изменения, включая как сомнения в существовании вообще каких-либо закономерностей функционирования эмоций либо же в возможности их экспериментального изучения, так и полное отрицание необходимости употребления такого понятия (рис. 63).
Первая теоретически обоснованная трактовка эмоциональных явлений принадлежит психологам-интроспекцио-нистам: эмоции -т это особая группа явлений сознания, имею-
годы |
Психофиэио- Бихевио- Необихевио- Когнити-
погические ристские ристские вистские
теории теории теории теории
Рис. 63. Исторические тенденции изменения представлений о природе
эмоций
щих два основных проявления: удовольствие и неудовольствие. Также представители интроспективной психологии обратили внимание на связь эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов. Развитие исследований в этом направлении привело к довольно радикальному изменению в конце XDC в. взглядов на природу эмоциональных явлений, которые стали рассматриваться как специфический вид или производная физиологических процессов (теория Джемса—Ланге, Дж. Девея и др.). После критики этих взглядов проблема изучения эмоций заинтересовала б ихе в и ори сто в (В. Кэннон, Дж. Уотсон, Е. Тол-мен) и психоаналитиков (3. Фрейд). Параллельно развивалось еще одно направление, объяснявшее происхождение эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначения, из функций, которые они выполняют в адаптации человека к окружающему миру (Ч. Дарвин и др.). К началу 50-х гг. бурно начинает развиваться необихевиоризм, в рамках которого смещается акцент рассмотрения эмоций: теперь это не столько реакции на определенную ситуацию, сколько переменные, влияющие на возникновение и ход протекания поведенческой реакции (Дж. Браун и И. Фарбер, Д. Линдсли). После когнитивной «революции» начинают разрабатываться идеи познавательной детерминации эмоций (М. Арнольд, С. Шехтер, Р. Лазарус). Несколько позднее появляются биологически ориентированные теории, которые, однако, делают акцент на эмоциях как экспрессивных реакциях, а не как физиологических изменениях (Е. Томкинс, К. Изард, Р. Плутчик).
Несмотря на концептуальные разногласия в большинстве теорий, при определении эмоций принимались во внимание три KOMn_OH_ejH_T_a, характеризующих эмоцию как психическое явление:
1) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;
2) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыха
тельной, пищеварительной и других системах организма;
3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы
эмоций (мимика, пантомимика).
Концепция эмоций, разрабатываемая и в отечественной (рефлективной) психологии, основывается на тезисе о том, что психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, сущность которого заключается в отражении окружающей действительности. Эмоции — это один из видов функционального состояния мозга, форма от-
рожающей и регулирующей деятельности мозга. Кроме того, эмоции — это «отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» i (С.Л. Рубинштейн).
Таким образом, в отечественной
JOTMO ц и й:
1) аспект отражения —"эмоции являются специфической
формой отражения значимости предметов и событий действи
тельности для субъекта. Эмоции — это особый класс психиче
ских процессов и состояний, связанных с инстинктами, потреб
ностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного
переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значи
мость действующих на индивида явлений и ситуаций для осу
ществления его жизнедеятельности;
2) аспект отношения - эмоции выражают субъективное отно
шение человека к миру. «Эмоциональная жизнь есть своеобраз
ная форма отражения действительности, в которой Быражаются
субъективные отношения человека к миру» (П.М. Якобсон).
В отличие от интроспективной психологии эмоции в рефлективной психологии трактуются не как независимый мир субъективных явлений, не как специфический вид духовных фактов (противопоставляемых материальным фактам), а как совокупность процессов, порождаемых деятельностью мозга (как материальным субстратом). В противоположность бихеви-ористам отечественные психологи утверждают, что эмоции не являются специфическим видом физиологических реакций; эмоция — это психическое явление. Вместе с тем они подчеркивают значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов (основные представления о физиологических механизмах эмоций основываются преимущественно на учении И.П. Павлова). В противоположность сторонникам глубинной психологии утверждается, что эмоции обусловлены не влиянием внутренних инстинктивных сил, а отношением между человеком и окружающим миром.
Признание эмоций особым классом психических явлений тесно связано с проблемой определения их специфики (отличий от познавательных или мотивационно-потребностных процессов). Согласно Г.-М. Бреславу, эмоции являются посредниками между мотивационными и познавательными процессами.
К. Изард отмечает, что эмоциям в отличие от потребностей не присуще такое свойство, как цикличность.
К основным различиям эмоциональных и познавательных процессов можно отнести следующие:
• эмоциональные явления относятся к единому субъекту, в
то время как познавательные — к многообразным объектам, и
соответственно первым присуща субъективность, а вторым —
объективность содержания опыта;
• отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят
личный, субъективный характер и существенно отличаются от
тех объективных взаимосвязей — отношений между предмета
ми и явлениями действительности, которые устанавливаются
человеком в процессе познания окружающего мира. Один и
тот же предмет или одно и то же явление действительности спо
собны вызывать иногда совершенно противоположное субъек
тивное отношение;
• эмоциональные явления меньше подвержены влиянию
социальных факторов, в большей степени связаны с врожден
ными механизмами. Также они в меньшей степени опосредова
ны речью и другими знаковыми системами, менее осознанны,
хуже управляемы и произвольно контролируемы, чем познава
тельные процессы;
• качественные особенности (модальности) эмоциональ
ных явлений - радость, страх, гнев и др. - специфичны и отли
чаются от качественных особенностей познавательной сферы
(например, сенсорных модальностей);
• эмоциональные явления тесно связаны с потребностями
человека. Познавательные же процессы в меньшей степени оп
ределяются потребностями;
• эмоциональные явления тесно связаны с различными фи
зиологическими процессами и состояниями (вегетативными,
гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей
степени и иным образом взаимодействуют с работой различ
ных физиологических систем;
• эмоциональные явления входят как обязательный компо
нент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее
образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения
ведут, как правило, к различным личностным расстройствам.
Познавательные процессы в меньшей степени определяют
структуру личности: их нарушения (например, частные когни-
тивные расстройства) совместимы с сохранностью личности как таковой.
Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функционированию интеллектуальных процессов обычно приписывается порядок, гармония, организация, в то время как эмоциональное реагирование отличается неопределенностью, непредсказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания считать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и непредсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко определенным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устойчивым и несмотря на разнообразие форм сходным.
Кажущаяся парадоксальность данного тезиса, а точнее, кажущееся его несоответствие повседневному опыту, обусловлено тем, что возможность прогнозирования поведения человека, который руководствуется рациональными представлениями, является значительно большей, чем возможность прогнозирования поведения человека, охваченного эмоцией и в связи с этим реагирующего неожиданным для себя и для других способом. Эта непредвосхищаемость реакций и действий, совершаемых под влиянием эмоций, связана до некоторой степени с тем, что закономерности, управляющие эмоциональными процессами, в отличие от законов мышления, вплоть до последнего времени систематически не изучались. Более того, считалось, что если они и существуют, их трудно выявить и использовать. Однако за последние десятилетия накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений и экспериментальных данных, позволяющих определить место эмоций в общей системе знаний о психической деятельности человека.
Таким образом, эмоции — это особый класс психических явлений, выражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.