Понятие об эмоциях

Глава 12. ЭМОЦИИ

Термином «эмоция» (от лат. emovere — возбуждать, волно­вать) принято обозначать особую группу психических процессов и состою ш, в которых выражается субъективное отношение че­ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Представления о природе, закономерностях и проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки претерпевали значительные изменения, включая как сомнения в существова­нии вообще каких-либо закономерностей функционирования эмоций либо же в возможности их экспериментального изуче­ния, так и полное отрицание необходимости употребления та­кого понятия (рис. 63).

Первая теоретически обоснованная трактовка эмоциональ­ных явлений принадлежит психологам-интроспекцио-нистам: эмоцииэто особая группа явлений сознания, имею-


 

 

 

годы

 

 

 

Психофиэио- Бихевио- Необихевио- Когнити-
погические ристские ристские вистские
теории теории теории теории


Рис. 63. Исторические тенденции изменения представлений о природе

эмоций




щих два основных проявления: удовольствие и неудовольствие. Также представители интроспективной психологии обратили внимание на связь эмоциональных явлений с деятельностью внутренних органов. Развитие исследований в этом направле­нии привело к довольно радикальному изменению в конце XDC в. взглядов на природу эмоциональных явлений, которые стали рассматриваться как специфический вид или производная физио­логических процессов (теория Джемса—Ланге, Дж. Девея и др.). После критики этих взглядов проблема изучения эмоций заин­тересовала б ихе в и ори сто в (В. Кэннон, Дж. Уотсон, Е. Тол-мен) и психоаналитиков (3. Фрейд). Параллельно разви­валось еще одно направление, объяснявшее происхождение эмоций исходя из их эволюционно-биологического назначе­ния, из функций, которые они выполняют в адаптации челове­ка к окружающему миру (Ч. Дарвин и др.). К началу 50-х гг. бурно начинает развиваться необихевиоризм, в рамках которого смещается акцент рассмотрения эмоций: теперь это не столько реакции на определенную ситуацию, сколько пере­менные, влияющие на возникновение и ход протекания пове­денческой реакции (Дж. Браун и И. Фарбер, Д. Линдсли). Пос­ле когнитивной «революции» начинают разрабатывать­ся идеи познавательной детерминации эмоций (М. Арнольд, С. Шехтер, Р. Лазарус). Несколько позднее появляются биоло­гически ориентированные теории, которые, однако, делают ак­цент на эмоциях как экспрессивных реакциях, а не как физио­логических изменениях (Е. Томкинс, К. Изард, Р. Плутчик).

Несмотря на концептуальные разногласия в большинстве теорий, при определении эмоций принимались во внимание три KOMn_OH_ejH_T_a, характеризующих эмоцию как психиче­ское явление:

1) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;

2) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыха­
тельной, пищеварительной и других системах организма;

3) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы
эмоций (мимика, пантомимика).

Концепция эмоций, разрабатываемая и в отечественной (рефлективной) психологии, основывается на тезисе о том, что психические процессы представляют собой специфиче­ский продукт деятельности мозга, сущность которого заключа­ется в отражении окружающей действительности. Эмоцииэто один из видов функционального состояния мозга, форма от-


рожающей и регулирующей деятельности мозга. Кроме того, эмоции — это «отношение человека к миру, к тому, что он испы­тывает и делает, в форме непосредственного переживания» i (С.Л. Рубинштейн).

Таким образом, в отечественной

JOTMO ц и й:

1) аспект отражения —"эмоции являются специфической
формой отражения значимости предметов и событий действи­
тельности для субъекта. Эмоции — это особый класс психиче­
ских процессов и состояний, связанных с инстинктами, потреб­
ностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного
переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значи­
мость действующих на индивида явлений и ситуаций для осу­
ществления его жизнедеятельности;

2) аспект отношения - эмоции выражают субъективное отно­
шение человека к миру. «Эмоциональная жизнь есть своеобраз­
ная форма отражения действительности, в которой Быражаются
субъективные отношения человека к миру» (П.М. Якобсон).

В отличие от интроспективной психологии эмоции в реф­лективной психологии трактуются не как независимый мир субъективных явлений, не как специфический вид духовных фактов (противопоставляемых материальным фактам), а как совокупность процессов, порождаемых деятельностью мозга (как материальным субстратом). В противоположность бихеви-ористам отечественные психологи утверждают, что эмоции не являются специфическим видом физиологических реакций; эмоцияэто психическое явление. Вместе с тем они подчеркива­ют значение тех физиологических механизмов, которые явля­ются условием возникновения эмоциональных процессов (ос­новные представления о физиологических механизмах эмоций основываются преимущественно на учении И.П. Павлова). В противоположность сторонникам глубинной психологии ут­верждается, что эмоции обусловлены не влиянием внутренних инстинктивных сил, а отношением между человеком и окружа­ющим миром.

Признание эмоций особым классом психических явлений тесно связано с проблемой определения их специфики (отли­чий от познавательных или мотивационно-потребностных про­цессов). Согласно Г.-М. Бреславу, эмоции являются посредни­ками между мотивационными и познавательными процессами.





К. Изард отмечает, что эмоциям в отличие от потребностей не присуще такое свойство, как цикличность.

К основным различиям эмоциональных и познаватель­ных процессов можно отнести следующие:

• эмоциональные явления относятся к единому субъекту, в
то время как познавательные — к многообразным объектам, и
соответственно первым присуща субъективность, а вторым —
объективность содержания опыта;

• отношения, которые выражаются в эмоциях, всегда носят
личный, субъективный характер и существенно отличаются от
тех объективных взаимосвязей — отношений между предмета­
ми и явлениями действительности, которые устанавливаются
человеком в процессе познания окружающего мира. Один и
тот же предмет или одно и то же явление действительности спо­
собны вызывать иногда совершенно противоположное субъек­
тивное отношение;

• эмоциональные явления меньше подвержены влиянию
социальных факторов, в большей степени связаны с врожден­
ными механизмами. Также они в меньшей степени опосредова­
ны речью и другими знаковыми системами, менее осознанны,
хуже управляемы и произвольно контролируемы, чем познава­
тельные процессы;

• качественные особенности (модальности) эмоциональ­
ных явлений - радость, страх, гнев и др. - специфичны и отли­
чаются от качественных особенностей познавательной сферы
(например, сенсорных модальностей);

• эмоциональные явления тесно связаны с потребностями
человека. Познавательные же процессы в меньшей степени оп­
ределяются потребностями;

• эмоциональные явления тесно связаны с различными фи­
зиологическими процессами и состояниями (вегетативными,
гормональными и др.). Познавательные процессы в меньшей
степени и иным образом взаимодействуют с работой различ­
ных физиологических систем;

• эмоциональные явления входят как обязательный компо­
нент в структуру личности в качестве основных («ядерных») ее
образований. Поэтому различные эмоциональные нарушения
ведут, как правило, к различным личностным расстройствам.
Познавательные процессы в меньшей степени определяют
структуру личности: их нарушения (например, частные когни-


тивные расстройства) совместимы с сохранностью личности как таковой.

Как отмечает Я. Рейковский, в повседневном опыте функ­ционированию интеллектуальных процессов обычно приписы­вается порядок, гармония, организация, в то время как эмоцио­нальное реагирование отличается неопределенностью, непред­сказуемостью и хаотичностью. Однако в настоящее время есть основания считать, что все обстоит как раз наоборот: именно мышление может протекать свободно, неопределенным и не­предсказуемым образом, тогда как функционирование эмоций подчиняется жестко определенным закономерностям, и все, что ими обусловлено, является довольно стереотипным, устой­чивым и несмотря на разнообразие форм сходным.

Кажущаяся парадоксальность данного тезиса, а точнее, ка­жущееся его несоответствие повседневному опыту, обусловле­но тем, что возможность прогнозирования поведения челове­ка, который руководствуется рациональными представления­ми, является значительно большей, чем возможность прогнози­рования поведения человека, охваченного эмоцией и в связи с этим реагирующего неожиданным для себя и для других спосо­бом. Эта непредвосхищаемость реакций и действий, совершае­мых под влиянием эмоций, связана до некоторой степени с тем, что закономерности, управляющие эмоциональными про­цессами, в отличие от законов мышления, вплоть до последне­го времени систематически не изучались. Более того, счита­лось, что если они и существуют, их трудно выявить и исполь­зовать. Однако за последние десятилетия накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюде­ний и экспериментальных данных, позволяющих определить место эмоций в общей системе знаний о психической деятель­ности человека.

Таким образом, эмоции — это особый класс психических явле­ний, выражающих в форме непосредственного переживания зна­чимость для субъекта внешних и внутренних событий и регулиру­ющих в соответствии с ними его деятельность и поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: