Интеграционные процессы Беларуси и России — социокультурные и идеологические аспекты формирования союзного государства

2 апреля 1996 года был подписан договор об образовании сообщества Беларуси и России. 2 апреля 1997 года — договор о союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 года принят устав союза Беларуси и России. 8 декабря 1999 года подписан договор о создании союзного государства и программа действий Беларуси и России по реализации его положений. Союзное государство основывается на принципах суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестности выполнения взаимных обязательств. Целью союзного государства является:

· обеспечение мерного и демократического развития братских народов, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;

· создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциала государств;

· неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;

· проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

· проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека;

· обеспечение безопасности союзного государства и осуществление борьбы с преступностью;

· укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе, в мире, развитие сотрудничества независимых государств.

Основным идеологическим компонентом Союзного государства являются славянские традиции, коллективизм, приверженность к православной вере, соборность, взаимопомощь в решении социально-политических и военно-стратегических задач.

Вопросы для самоподготовки

1. Раскройте понятие идеология государственности.

2. В чем заключается отличие идеологии государственности от государственной идеологии?

3. Назовите основные этапы становления государственности на белорусских землях.

4. В чем заключаются основные принципы идеологии белорусского государства?

5. Раскройте основные приоритеты национальной культуры и средств массовой информации в идеологических процессах.

6. Что является истоками белорусской государственности?

7. Назовите основные этапы становление и развитие социокультурной самобытности белорусского народа.

8. Когда сформировались гуманистические и демократические идеалы и ценности общественной жизни белорусского народа и кто является основными представителями данной эпохи?

9. Назовите основные интеграционные процессы Беларуси и России.

10. Перечислите цели союзного государства.

МОДУЛЬ 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ТЕМА 3.1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 3.1.1 Понятие Конституции и ее юридические свойства Нормы права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди источников права важнейшее место занимает конституция. Конституция — Основной Закон государства. Она занимает более высокое место в иерархии нормативных актов и обладает большей юридической силой по отношению к другим актам (закону, декрету, указу). Конституция устанавливает наиболее разные нормы и принципы, которые в последствии получают детальное правовое регулирование в текущем законодательстве. Часть норм конституции имеют и прямое действие, т. е. при своем применении не нуждаются в дополнительном регулировании. Конституция является ядром правовой системы общества. На ее основе формируется вся система текущего законодательства. В Конституции определяются основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, система государственных органов и их компетенция. Конституция (от лат. сonstituo — установление, устройство) в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция — прежде всего юридический документ, который закрепляет основы государственности, законности и правопорядка. Роль и значение конституции в обществе и государстве проявляется в ее функциях.Функции конституции — это основные направления ее воздействия на социальную действительность, характеризующие ее предназначение в обществе и государстве. Конституционно-правовая наука выделяет следующие функции: учредительную, регулятивную, систематизирующую, охранительную, социальную, экологическую, организационную, информационную и другие. К основным функциям конституции относятся юридическая, политическая и идеологическая. Юридическая функциязаключается в том, что конституция — это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности, основные права и свободы человека и гражданина, устанавливает государственное и административно-территориальное устройство, учреждает систему и виды государственных органов. Политическая функция проявляется в том, что конституция устанавливает основы организации власти, статуса государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства. Идеологическая функция выражается в том, что конституция наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга. Своим происхождением конституция обязана приходу к власти буржуазии, ее выходу на политическую арену. Впервые акты, имеющие конституционное значение, были приняты в Англии еще в XIII веке. Но первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 году и во Франции и Польше в 1791 году. В XIX веке конституции были приняты во многих европейских государствах, которые действуют и в настоящее время (Бельгия — 1831 г., Швейцария — 1874 г.). Интенсивно развивалось конституционное законодательство и в XX веке. Всплески такого развития приходятся на начало века — 1900–1928 гг. (Австрия, Финляндия и другие), после военный период (Италия, Япония, ФРГ, Франция и др.), 70–80-е гг. (Греция, Испания, Нидерланды, Бразилия, Египет и др.). В 1990-х гг. новые конституции были приняты в ряде постсоциалистических и социалистических стран (Хорватии, Болгарии, Румынии, Монголии, Чешской Республике и др.), а также во всех республиках бывшего СССР. Развитие конституционного законодательства в Беларуси прошло ряд этапов, связанных, прежде всего с бывшим Союзом ССР, в состав которого входила Беларусь. Первая Конституция Советской Социалистической Республики Беларусь (ССРБ) была принята на I съезде Советов Беларуси 3 февраля 1919 года. Затем были: Основной Закон (Конституция) Белорусской Социалистической Советской Республики (текст утвержден 8 Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г.); Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики (принята 19 февраля 1937 г.); Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики (принята 14 апреля 1978 г.). Следующий этап связан с коренными преобразованиями в СССР, начавшимися в 1985 году. И приведшими к изменениям Конституции СССР и Конституции БССР. Изменения в Конституции были направлены на обеспечение разделения властей, разграничение полномочий между Союзом и республиками, реализацию принципов формирования правового, демократического государства и суверенитета Белоруссии. В конечном итоге это привело к принятию Декларации Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». А позднее, 25 августа 1991 г., этой Декларации придан специальным законом статус конституционного закона. После распада СССР произошли значительные перемены в государстве и обществе, конституционная комиссия разработала новую Конституцию Республики Беларусь, ее приняли 15 марта 1994 года. Важным элементом в совершенствовании конституционного законодательства было принятие на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 г., предложенных президентом Республики Беларусь. Наличие конституции — обязательный компонент современного государства. Значение конституции для благополучного функционирования современной цивилизации столь велико, что уже сам факт ее принятия может быть оценен как шаг к демократической организации общества, поскольку любая конституция в большей или меньшей мере предусматривает ограничение государственной власти, создание возможностей саморегуляции общественных институтов и учреждений. Конституция обладает рядом юридических свойств (качественных характеристик, отличающих ее от других актов правовой системы). Можно выделить следующие юридические свойства Конституции Республики Беларусь: · наличие норм-принципов (основополагающие положения, которые содержатся только в конституции и находят свое детальное выражение в других нормативных актах); · обладание высшей юридической силой (высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, все другие правовые акты, принимаемые в Республике Беларусь, не должны ей противоречить); · Конституция — основной источник конституционного права, источник всех иных отраслей права; · Конституция, как правило, действует через принятые на ее основе нормативные акты; · для Конституции характерен особый порядок принятия и внесения изменений и дополнений (раздел 8 Конституции Республики Беларусь). В юридической литературе принято классифицировать конституции по различным основаниям. Так, по сроку действия конституции можно классифицировать на временные и постоянные, в зависимости от формы или структуры, в которой они выражены, — писаные и неписаные; по порядку изменения — на гибкие и жесткие (гибкие — изменяются также, как и обычные законы; жесткие — изменяются в усложненном порядке: принимаются изменения на референдуме; может быть несколько обсуждений; голосование квалифицированное). По способу принятия конституции подразделяются следующим образом: 1. принятые путем народного голосования (референдумом). В последние годы таким способом были приняты Конституции во Франции, Эстонии, Румынии, России, Казахстане и др.; 2. принятые законодательным органом. Это второй наиболее распространенный способ принятия конституции. В этом случае может действовать иная, более жесткая процедура, чем при принятии обычных законов, требуется более высокое (квалифицированное) большинство; 3. принятие конституции специально создаваемым для этих целей органом. К таким учредительным органам можно отнести конституционную ассамблею, учредительное собрание и др.; 4. наиболее редко встречающимся в настоящее время является введение Конституции посредством октроирования — одностороннего акта «дарования» конституции суверена (монарха) народу (Непал — 1990 г.).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: