Нобелевский анекдот
Английский физик Эдвард Эпплтон, получивший Нобелевскую премию по физике в 1947 г., в своей речи на нобелевском банкете подчеркнул, что научные методы исследования действительности не всегда верны, и для иллюстрации рассказал следующий анекдот.
Один ученый решил выяснить, отчего люди пьянеют. Он предложил своим друзьям напиток, состоявший из виски с некоторым количеством содовой воды и через некоторое время смог наблюдать все признаки опьянения.
На другой вечер он угостил тех же друзей другим напитком — бренди с содовой водой в тех же пропорциях и опять добился результата.
Опыты продолжались еще два дня. Применив логику и дедукцию, исследователь пришел к единственно возможному выводу: причина опьянения — тот ингредиент, который присутствовал во всех случаях, а именно — содовая вода.
Слово “ метод ” означает, в общем случае, способы познания, инструменты (средства) исследования явлений природы и общественной жизни.
Другими словами, метод исследования — это способ получения знаний, способ снятия неопределенности об объекте.
При этом следует сразу оговориться: каких-либо сквозных методов исследования, полностью, от начала до конца отражающих технологию даже простейшего исследования не существует.
Результативность, удачность конкретной комбинации целиком зависит от эрудиции, опыта и других личностных качеств исследователя (руководителя исследований).
Метод осуществления каждого этапа исследования включает в себя процедуры, а те, в свою очередь, приемы.
Под исследовательской процедурой понимают совокупность приемов, направленных на выполнение задач этапа исследования (например, сбор информации).
Под исследовательским приемом понимают физическое, математическое или информационное действие по:
• измерению или расчету характеристик;
• получению представлений об объекте исследования;
• проверке достоверности результатов предшествующих действий и т. д.