Подходы к объекту, используемые в исследованиях, и характеризующие их принципы

Под подходами к объекту исследования понимают существующие представления об этом объекте, о его жизнедеятельности, которые надлежит учитывать в процессе исследования.

В качестве подходов к объекту исследования рассматривают:

• аналоговый,

• редукционистский,

• комплексный,

• системный,

• ситуационный,

• диалектический,

• исторический,

• логический,

• прагматический и др…

Аналоговый используется чаще всего на этапах разрыва герменевтического круга, когда встречаются совершенно новые для исследователя объект или проблема, сведений по которым или вообще нет, или крайне мало.

Тогда отыскивается в прошлом опыте объект, близкий по своим характеристикам новому, на который переносится все известное об аналоге.

Этой информацией пользуются до накопления новой, относящейся непосредственно к изучаемому объекту / явлению.

В прошлом основным подходом был редукционистский (аддитивный).

Он ориентировал исследователя на то, что свойства целого сводятся к сумме свойств составляющих его элементов.

Под комплексным подходом понимают необходимость рассмотрения объекта во всей его полноте, в совокупности всех его составляющих.

В качестве иллюстрации этого подхода приводят притчу, согласно которой некий индийский владыка, чтобы получить точное представление о слоне, повелел собрать десять слепых мудрецов, подвести их к слону и собрать их письменные определения предмета изучения.

В результате,

тот слепой мудрец, который ощупал ногу слона, написал, что слон — это колонна;

который ощупал ухо, написал, что слон — это большое опахало;

который ощупал хобот, написал, что слон — это огромная змея;

тот, который ощупал хвост, написал, что слон — это плетка и т. д.

Целиком, во всей совокупности частей, никто из мудрых слепцов слона не видел, поэтому всестороннего определения в итоге не получилось.

Под системным подходом понимают необходимость исследования объекта не только и не столько во всей полноте, сколько во взаимодействии всех его частей, рассмотрение его в качестве “работающей” системы.

Ситуационный подход предполагает рассмотрение объекта и побудительных мотивов его поведения в зависимости от конкретной ситуации (совокупности внешних и внутренних условий функционирования), в которой тот оказался.

При диалектическом подходе исследователь акцентирует внимание на том, как менялся объект при разнонаправленном изменении условий его жизнедеятельности (например, хорошо кормят — слон толстеет, неудовлетворительно —худеет), на учете внутренних связей объекта, обусловленных противоречиями.

При историческом (генетическом) подходе исследователю необходимо обратить внимание на то, кем / чем был объект вчера, кем / чем является сегодня, каковы тенденции назавтра; на происхождение его преобразования в ходе жизнедеятельности.

Под логическим (структурным) подходом, возникшим в противовес и дополнение к историческому, понимают необходимость фиксации внимания исследователя не на строго фактологолической стороне развития объекта исследования, а на логичности этого развития, на случайности некоторых факторов его генезиса.

Механистический подход направлен на учет исключительно причинно-следственных связей в объекте.

При прагматическом подходе исследователь занимается не столько поиском теоретических основ и объяснений изучаемого явления, сколько извлечением из результатов исследования наибольших выгод для пользователя.

Нормативный (прескрептивный) подход ориентирует исследователя на сравнение действительности с тем как должно быть, т. е. с предписанным нормативными документами порядком вещей.

Сущность каждого из рассмотренных подходов выражается через присущие ему принципы, отличающие один подход от другого.

Под принципом подхода понимается некоторое требование, которому должен соответствовать подход.

Совокупности принципов, отражающих некоторые из рассмотренных подходов, приведены в таблице.

Выбор подхода, наиболее соответствующего целям исследования и особенностям жизнедеятельности объекта, позволяет рационально организовать исследования, избежать типичных ошибок при его осуществлении.

Концепция, программа и план исследования, научная парадигма

Под концепцией исследования понимают комплекс основных представлений о том, как надлежит вести исследование.

Это целостная, логически увязанная система взглядов, объединенная какой-то общей идеей и направленная на достижение цели исследования.

Основными методами, используемыми при разработке концепции, рассматривают:

• дивергенцию,

• трансформацию,

• конвергенцию.

Дивергенция сводится к расширению границ предмета исследования в той мере, которая необходима для обеспечения достаточного пространства поиска.

Это проверка на устойчивость идей, подходов, направлений исследования, поиск парадигм и точек отсчета свободное блуждание в проблемном поле.

Методы дивергенции:

• обобщение литературной информации;

• визуализация проблемы;

• обсуждение проблемы;

• анализ формулировок;

• накопление информации;

• инвентаризация точек зрения и подходов к разрешению проблемы.

Т рансформация — изменение представления о проблеме до такого вида, который представляется наиболее приемлемым для исследования.

Методы трансформации:

• классификация;

• уточнение структуры проблемы;

• выбор критериев классификации источников и частей проблемы;

• ранжирование источников и частей;

• установление взаимодействий источников и частей.

Конвергенция — целесообразное сужение границ предмета исследования.

Методы конвергенции: обосновывающие расчеты; проектирование.

На выбор концепции исследования существенное влияние оказывает преобладающая в данном временном интервале в конкретной ветви знания парадигма.

Под научной парадигмой понимают систему взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных достижений ведущих ученых, определяющих направленность мышления основной массы исследователей.

Это такие выдающиеся научные достижения, которые привлекают устойчивую группу ученых-единомышленников, но которые оставляют пространство для творческого поиска других групп ученых.

Примеры:

в физике — представления о волновой и корпускулярной природах света;

в теории управления — учет поведенческих аспектов персонала при принятии решений.

Концептуальное ядро парадигмы состоит из исходных, первоначальных, понятий системы основных принципов и законов, вероятных гипотез.

Ценность парадигмы в рамках научной дисциплины зависит от того вклада, который она вносит в разъяснение фактов и разрешение проблем по сравнению с конкурирующими парадигмами.

Преобладающая научная парадигма сохраняет силу до тех пор, пока новые накопленные знания не вступят в противоречие с общепринятыми (вытекающими из господствующей парадигмы) представлениями и не потребуют замены существующей, неспособной объяснить и систематизировать эти знания, парадигмы на новую.

На основе концепции разрабатывается детализирующая ее программа.

Программа исследования — это комплекс положений, определяющий цели и задачи исследования, его предмет, условия проведения исследования, используемые ресурсы и предполагаемый результат.

Программа рассматривается как средство достижения цели исследования, как форма конкретизации концепции.

Разделы программы:

цель исследования;

содержание программы;

актуальные и важнейшие подпроблемы;

парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы;

основная концепция исследования;

ресурсное обеспечение;

предполагаемый результат;

показатели эффективности исследования.

На основе программы разрабатывается детализирующий ее план.

План исследования — совокупность показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий (действий, акций и т. д.), ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.

План исследования рассматривается в качестве организующего фактора последовательного движения к цели исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: