Основные методы:
А) Метод накопления активов - затратный метод (вчера);
Б) Метод компании – аналога – сравнительный метод (сегодня);
В) Метод дисконтирования будущих денежных потоков – доходный метод (завтра).
А. Метод накопления активов используется когда:
-компания обладает значительными материальными активами;
- есть возможность выявить и оценить нематериальные активы;
- компания является холдинговой или инвестиционной;
- у компании отсутствуют ретроспективные данные о прибылях, или нет возможности надежно оценить ее прибыли или денежные потоки;
- компания – это новое или вновь возникшее предприятие;
- значительную часть активов компании составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги и т.д.).
Процедуры реализации метода накопления активов:
1) Общий анализ последнего балансового отчета.
Понятия «доход» и «прибыль» зачастую различаются от отчета к отчету, поэтому следует изучить динамику изменения показателей финансовой отчетности. Провести экспресс-анализ хозяйственной деятельности.
|
|
2) Внесение учетных поправок.
Учетные поправки – поправки на статьи. Следует оценить учетную и налоговую политику, формирование затрат по статьям и т.д.
3) Перевод финансовых активов в чистую реализуемую стоимость.
Ø Дебиторская задолженность – оценивается путем анализа графика устаревания, при этом просроченная сумма по прошествии определенного срока частично или полностью списывается;
Ø Товарно-материальные запасы – обычно запасы оцениваются по себестоимости, устаревшие запасы списываются. Однако, в некоторых случаях, стоимость основана на ожидаемой продажной цене, минус продажные издержки, минус прибыль продавца;
Ø Инвестиции – акции, облигации, недвижимость – оцениваются по рыночной стоимости;
Ø Расходы будущих периодов – оцениваются по номинальной стоимости, если еще существует связанная с ними выгода;
Ø Долговые обязательства к получе нию – оцениваются путем дисконтирования будущих выплат основной суммы и процентов к их текущей стоимости, причем ставка дисконта должна учитывать риск, связанный со сбором будущих платежей;
Ø [Расчетный счет + касса + валютный счет и т.п.].
4) Оценка материальных активов по обоснованной рыночной стоимости.
· Оценка земли, зданий и сооружений:
- основана на затратном, рыночном или доходном методах;
- должна проводиться квалифицированным оценщиком.
· Оценка машин и оборудования:
- основана, прежде всего, на затратном и рыночном методах;
- кроме износа, связанного с возрастом активов (физическое устаревание), следует учитывать функциональное, техническое и экономическое устаревание, которые могут иметь место в бизнесе;
|
|
- должна проводиться квалифицированным оценщиком.
· Описание факторов устаревания:
- физическое устаревание – это потеря стоимости собственности, вызванная изнашиванием, разрушением, использованием и всеми физическими факторами, которые сокращают жизнь и полезность объекта;
- функциональное устаревание – это потеря стоимости собственности, связанная с невозможностью ею адекватно выполнять те функции, для которых она предназначалась, функциональное устаревание является внутренним свойством собственности и связано с такими факторами, как конструктивные и прочие недостатки, заложенные при создании собственности, избыточные операционные издержки и т.д.;
- технологическое устаревание (форма функционального устаревания) – это потеря стоимости, вызванная изменениями в технологии, в результате которых актив становится менее продуктивным, более дорогим в эксплуатации и т.д.;
- экономическое устаревание – это потеря стоимости актива, вызванная внешними факторами, как то: экономические изменения, понизившийся спрос на продукцию, возросшая конкуренция и т.д.
5) Выявление и оценка нематериальных активов.
· Примеры нематериальных активов:
* Патенты
* Контракты
* Торговые марки
* Известные торговые имена «бренды»
* ГУДВИЛ
* Подобранный и обученный персонал
* Соглашения о недопустимости конкуренции
* Ноу-хау
* Авторские права
* Доступ к рынкам
* Компьютерное обеспечение
* Клиентура
* Налоговые льготы
· Оценка нематериальных активов: (ключевой фактор – оставшийся срок полезной жизни актива):
- затратный метод: стоимость воспроизводства актива;
- доходный метод: прогнозируемый дополнительный денежный поток либо прогнозируемая дополнительная экономия в издержках;
- сравнительный метод: сопоставимые продажи, либо сопоставимые ставки роялти.
· Концепция гудвил.
Гудвил (англ. Goodwill – добрая воля) возникает, когда компания получает стабильные прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса, основанная на ожидаемых прибылях или денежных потоках, превосходит стоимость его чистых активов.
· Определение стоимости гудвила.
Определение стоимости гудвила проводится методом оценки избыточных прибылей.
Метод избыточных прибылей позволяет оценить стоимость гудвила и соответствующих нематериальных активов. Он основан на той посылке, что «избыточные прибыли» компании приносятся ей нематериальными активами, которые обеспечивают ставку дохода на собственный капитал, превосходящую среднюю по отрасли.
· Этапы оценки стоимости гудвила методом избыточных прибылей:
- переоценить материальные активы;
- подсчитать нормализованные прибыли;
- определить средний по отрасли доход на собственный капитал;
- подсчитать ожидаемые прибыли на основе среднего по отрасли дохода на собственный капитал;
- подсчитать избыточные прибыли (если есть): этап 2 минус этап 4;
- оценить избыточные прибыли, используя подходящий коэффициент капитализации;
- добавить стоимость гудвила к стоимости активов компании.
Компания, у которой нет гудвила, все же может иметь стоимость действующего предприятия!
6) Перевод обязательств в текущую стоимость.
Перевод обязательств в текущую стоимость – рыночная оценка долга. Необходимо добавить любые незарегистрированные обязательства.
7) Расчет стоимости собственного капитала.
Стоимость собственного капитала равна обоснованной рыночной стоимости совокупных активов минус текущая стоимость всех обязательств.
Б. Сравнительный метод – метод компании-аналога:
|
|
Метод компании-аналога использует: метод рынка капиталов и метод сделок.
Метод компании-аналога основан на рыночных ценах акций сходных компаний. Инвестор, действуя по принципу альтернативной инвестиции, может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую.
Когда используется метод компании-аналога:
· Имеется достаточное количество сопоставимых компаний и / или сделок для определения оценочного мультипликатора (коэффициента);
· Имеется достаточно данных по сопоставимым компаниям и / или сделкам для проведения консультантом соответствующего финансового анализа и внесения поправок;
· Для мультипликаторов цена / прибыль и цена / денежный поток:
- имеются надежные данные о прибылях или денежных потоках как оцениваемой, так и сопоставимых компаний;
- ожидается, что текущие прибыли или денежные потоки оцениваемой компании будут примерно равны соответствующим величинам в будущем;
- прибыли или денежные потоки оцениваемой и сопоставимых компаний представляют собой достаточно значительные положительные величины (т.е. не отрицательные или небольшие положительные).
v Методом рынка капитала оценивается стоимость миноритарных пакетов.
v Методом сделок оценивается стоимость контрольных пакетов.
Этапы метода рынка капитала:
1) Выбор компании-аналога;
2) Финансовый анализ и сопоставление;
3) Выбор и вычисление оценочных мультипликаторов;
4) Применение мультипликаторов к оцениваемой компании;
5) Внесение итоговых поправок;
6) Расчет стоимости бизнеса.
1) Выбор компании-аналога.
v Требуемые данные:
Для применения этого метода требуется детальная финансовая и рыночная ценовая информация о группе сопоставимых компаний. На практике доступ к данным весьма ограничен.
Детальная рыночная ценовая информация – данные об акциях сопоставимых компаний, обращающихся на рынке (биржевом или внебиржевом). Необходимо убедиться в том, что цена на акции действительно складывается под влиянием рыночных факторов.
Детальная финансовая информация:
|
|
- данные баланса;
- результаты финансово-хозяйственной деятельности;
- основные коэффициенты.
v Критерии подбора аналогов:
- идентификация: сходная отрасль или сходная продукция;
- диверсифицированность продукции или деятельности;
- размеры (от в 10 раз меньших до в 10 раз больших);
- зрелость деятельности, например, стадия развития;
- географические и геополитические факторы;
- стратегия деятельности;
- финансовые характеристики.