Рыночные методы оценки бизнеса

Основные методы:

А) Метод накопления активов - затратный метод (вчера);

Б) Метод компании – аналога – сравнительный метод (сегодня);

В) Метод дисконтирования будущих денежных потоков – доходный метод (завтра).

А. Метод накопления активов используется когда:

-компания обладает значительными материальными активами;

- есть возможность выявить и оценить нематериальные активы;

- компания является холдинговой или инвестиционной;

- у компании отсутствуют ретроспективные данные о прибылях, или нет возможности надежно оценить ее прибыли или денежные потоки;

- компания – это новое или вновь возникшее предприятие;

- значительную часть активов компании составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность, ликвидные ценные бумаги и т.д.).

Процедуры реализации метода накопления активов:

1) Общий анализ последнего балансового отчета.

Понятия «доход» и «прибыль» зачастую различаются от отчета к отчету, поэтому следует изучить динамику изменения показателей финансовой отчетности. Провести экспресс-анализ хозяйственной деятельности.

2) Внесение учетных поправок.

Учетные поправки – поправки на статьи. Следует оценить учетную и налоговую политику, формирование затрат по статьям и т.д.

3) Перевод финансовых активов в чистую реализуемую стоимость.

Ø Дебиторская задолженность – оценивается путем анализа графика устаревания, при этом просроченная сумма по прошествии определенного срока частично или полностью списывается;

Ø Товарно-материальные запасы – обычно запасы оцениваются по себестоимости, устаревшие запасы списываются. Однако, в некоторых случаях, стоимость основана на ожидаемой продажной цене, минус продажные издержки, минус прибыль продавца;

Ø Инвестиции – акции, облигации, недвижимость – оцениваются по рыночной стоимости;

Ø Расходы будущих периодов – оцениваются по номинальной стоимости, если еще существует связанная с ними выгода;

Ø Долговые обязательства к получе нию – оцениваются путем дисконтирования будущих выплат основной суммы и процентов к их текущей стоимости, причем ставка дисконта должна учитывать риск, связанный со сбором будущих платежей;

Ø [Расчетный счет + касса + валютный счет и т.п.].

4) Оценка материальных активов по обоснованной рыночной стоимости.

· Оценка земли, зданий и сооружений:

- основана на затратном, рыночном или доходном методах;

- должна проводиться квалифицированным оценщиком.

· Оценка машин и оборудования:

- основана, прежде всего, на затратном и рыночном методах;

- кроме износа, связанного с возрастом активов (физическое устаревание), следует учитывать функциональное, техническое и экономическое устаревание, которые могут иметь место в бизнесе;

- должна проводиться квалифицированным оценщиком.

· Описание факторов устаревания:

- физическое устаревание – это потеря стоимости собственности, вызванная изнашиванием, разрушением, использованием и всеми физическими факторами, которые сокращают жизнь и полезность объекта;

- функциональное устаревание – это потеря стоимости собственности, связанная с невозможностью ею адекватно выполнять те функции, для которых она предназначалась, функциональное устаревание является внутренним свойством собственности и связано с такими факторами, как конструктивные и прочие недостатки, заложенные при создании собственности, избыточные операционные издержки и т.д.;

- технологическое устаревание (форма функционального устаревания) – это потеря стоимости, вызванная изменениями в технологии, в результате которых актив становится менее продуктивным, более дорогим в эксплуатации и т.д.;

- экономическое устаревание – это потеря стоимости актива, вызванная внешними факторами, как то: экономические изменения, понизившийся спрос на продукцию, возросшая конкуренция и т.д.

5) Выявление и оценка нематериальных активов.

· Примеры нематериальных активов:

* Патенты

* Контракты

* Торговые марки

* Известные торговые имена «бренды»

* ГУДВИЛ

* Подобранный и обученный персонал

* Соглашения о недопустимости конкуренции

* Ноу-хау

* Авторские права

* Доступ к рынкам

* Компьютерное обеспечение

* Клиентура

* Налоговые льготы

· Оценка нематериальных активов: (ключевой фактор – оставшийся срок полезной жизни актива):

- затратный метод: стоимость воспроизводства актива;

- доходный метод: прогнозируемый дополнительный денежный поток либо прогнозируемая дополнительная экономия в издержках;

- сравнительный метод: сопоставимые продажи, либо сопоставимые ставки роялти.

· Концепция гудвил.

Гудвил (англ. Goodwill – добрая воля) возникает, когда компания получает стабильные прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса, основанная на ожидаемых прибылях или денежных потоках, превосходит стоимость его чистых активов.

· Определение стоимости гудвила.

Определение стоимости гудвила проводится методом оценки избыточных прибылей.

Метод избыточных прибылей позволяет оценить стоимость гудвила и соответствующих нематериальных активов. Он основан на той посылке, что «избыточные прибыли» компании приносятся ей нематериальными активами, которые обеспечивают ставку дохода на собственный капитал, превосходящую среднюю по отрасли.

· Этапы оценки стоимости гудвила методом избыточных прибылей:

- переоценить материальные активы;

- подсчитать нормализованные прибыли;

- определить средний по отрасли доход на собственный капитал;

- подсчитать ожидаемые прибыли на основе среднего по отрасли дохода на собственный капитал;

- подсчитать избыточные прибыли (если есть): этап 2 минус этап 4;

- оценить избыточные прибыли, используя подходящий коэффициент капитализации;

- добавить стоимость гудвила к стоимости активов компании.

Компания, у которой нет гудвила, все же может иметь стоимость действующего предприятия!

6) Перевод обязательств в текущую стоимость.

Перевод обязательств в текущую стоимость – рыночная оценка долга. Необходимо добавить любые незарегистрированные обязательства.

7) Расчет стоимости собственного капитала.

Стоимость собственного капитала равна обоснованной рыночной стоимости совокупных активов минус текущая стоимость всех обязательств.

Б. Сравнительный метод – метод компании-аналога:

Метод компании-аналога использует: метод рынка капиталов и метод сделок.

Метод компании-аналога основан на рыночных ценах акций сходных компаний. Инвестор, действуя по принципу альтернативной инвестиции, может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую.

Когда используется метод компании-аналога:

· Имеется достаточное количество сопоставимых компаний и / или сделок для определения оценочного мультипликатора (коэффициента);

· Имеется достаточно данных по сопоставимым компаниям и / или сделкам для проведения консультантом соответствующего финансового анализа и внесения поправок;

· Для мультипликаторов цена / прибыль и цена / денежный поток:

- имеются надежные данные о прибылях или денежных потоках как оцениваемой, так и сопоставимых компаний;

- ожидается, что текущие прибыли или денежные потоки оцениваемой компании будут примерно равны соответствующим величинам в будущем;

- прибыли или денежные потоки оцениваемой и сопоставимых компаний представляют собой достаточно значительные положительные величины (т.е. не отрицательные или небольшие положительные).

v Методом рынка капитала оценивается стоимость миноритарных пакетов.

v Методом сделок оценивается стоимость контрольных пакетов.

Этапы метода рынка капитала:

1) Выбор компании-аналога;

2) Финансовый анализ и сопоставление;

3) Выбор и вычисление оценочных мультипликаторов;

4) Применение мультипликаторов к оцениваемой компании;

5) Внесение итоговых поправок;

6) Расчет стоимости бизнеса.

1) Выбор компании-аналога.

v Требуемые данные:

Для применения этого метода требуется детальная финансовая и рыночная ценовая информация о группе сопоставимых компаний. На практике доступ к данным весьма ограничен.

Детальная рыночная ценовая информация – данные об акциях сопоставимых компаний, обращающихся на рынке (биржевом или внебиржевом). Необходимо убедиться в том, что цена на акции действительно складывается под влиянием рыночных факторов.

Детальная финансовая информация:

- данные баланса;

- результаты финансово-хозяйственной деятельности;

- основные коэффициенты.

v Критерии подбора аналогов:

- идентификация: сходная отрасль или сходная продукция;

- диверсифицированность продукции или деятельности;

- размеры (от в 10 раз меньших до в 10 раз больших);

- зрелость деятельности, например, стадия развития;

- географические и геополитические факторы;

- стратегия деятельности;

- финансовые характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: