Обогащение мира переживаний и чувств. Формирование навыков и умений адекватного эмоционального реагирования

В процессе занятий, которые могут проходить в форме тре-нинга или практикума развития эмоций и чувств у человека, решаются следующие задачи.

1. Подкрепление и развитие ценностного отношения к эмоциям и чувствам.

2. Раскрытие значимости эмоций и чувств как индикатора проявления сущностного в человеке.

3. Обогащение тезауруса понятий, используемых для обозначения эмоций и чувств.

4. Выявление различных форм их проявления, развитие способности декодирования.

5. Развитие осознания причин переживаний субъекта, их внешней и внутренней детерминации.

6. Снятие запрета на негативные чувства.

Психологи с беспокойством говорят и пишут о двух тен-денциях современной культуры: возрастании интенсивности эмоциональных нагрузок, расширении круга детерминант, инициирующих распространении неврозов, с одной стороны, и неодобрении или даже запрете на осознание и выражение эмоций либо даже на само переживание личностью значимых событий, отношений и т.д., с другой.

Источники этого запрета коренятся в ряде ценностей современной культуры, согласно которой идеалом может быть только сильный, мужественный, нерефлексирующий человек, не имеющий таких "слабостей", как потребность в уединении, самоанализе, самоосуждении и не реагирующий на те раздражители, которые могут вызвать желание иметь и удовлетворять такие потребности.

С другой стороны, в круг ценностей современного человека, живущего в нашей стране, не входит понятие психологической культуры личности, благодаря которой каждому из нас проще развивать и обогащать свою эмоциональную сферу и легче справиться с любыми негативными и нежелательными переживаниями.

В практической работе осознание и снятие названных выше проблем реализуется разными путями, позволяющими прийти к определенным психологическим обобщениям, смысл которых можно сформулировать следующим образом.

1. Нет только положительных или только отрицательных чувств (радость может быть злобной, злорадной, а страдание - возвышенным и очищающим душу) (см. Приложение 1,10, 11).

2. Именно богатство переживаний, способность эмоционально откликаться на самые обычные воздействия, на события общественной жизни, восприятие предметного и природного мира, произведений искусства и т.д. дает право человеку считать себя личностью духовно богатой, содержательно-интересной, живущей полнокровно и плодотворно. Недаром, Э. Фромм подчеркивал, что человек постигает мир ментально и эмоционально. А великие философы-романтики (Ф. Шлегель, Новалис, С. Кольридж, И. Гете) считали, что подлинный мир человека - это мир, который пережит и прочувствован. Через чувства формируется отношение человека не только к миру, но и к другому человеку. Жизнь без чувств - это "мертвая", "сухая" жизнь. В ней утрачена сама музыка жизни, ее "тепло", ее мелодия.

3. Поскольку эмоции презентируют в сознании индивида его истинные интересы, желания, влечения, потребности и мотивы, каждая из них по-своему важна, помогает многое понять в своем внутреннем мире и стимулирует более глубокое понимание других людей, развивая наши эмпатические способности.

4. Эмоции выполняют различные функции (см. с. 25 - 32),] среди которых предвосхищающая, предупреждающая о любом неблагополучии задолго до того, как мы осознаем его угрозу на интеллектуальном уровне, и сигнальная, функция которой, как считает А.Н. Леонтьев, состоит в том, что эмоции сигнализируют о личностном смысле события.

5. "Проговаривание" своей эмоциональной проблемы (если возможно - ее проигрывание в психодраме и упражнениях и маготерапии) помогает ее разрешению.

6. Человек может и должен научиться самостоятельно выходить из эмоционального тупика, освобождаться от травмирующих и дезорганизующих чувств.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Осознание собственного мира эмоций и чувств, развитие навыков и умений адекватного эмоционального реагирования; снятие эмоционального напряжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: