Сравнительный подход к оценке стоимости предприятия

Данный метод основан на принципе замещения — покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью.

Сравнительный подход в основном используется там, где имеется достаточная база данных о сделках купли-продажи.

Основные преимущества сравнительного подхода:

1.Оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий. Цена определяется рынком, а оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.

2.Оценка основана на ретроинформации и, следовательно, отражает фактические результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.

3.Цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке, а значит, является реальным отражением спроса и предложения.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков: игнорирует перспективы развития предприятия в будущем получение информации от предприятий-аналогов является довольно сложным процессом; оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки, требующие серьезного обоснования, в итоговую величину и промежуточные расчеты.

Сравнительный (рыночный) подход включает в себя три основных метода: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.

Отбор компаний для сравнения производят по следующим критериям: принадлежность к той или иной отрасли, региону; вид выпускаемой продукции или услуг; диверсификация продукции или услуг; стадия жизненного цикла, на которой находится компания; размеры компаний, стратегия их деятельности, финансовые характеристики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные преимущества сравнительного подхода

2. Сравнительный подход имеет ряд недостатков. Каких?

3. Какие основные методы включает сравнительный подход?

4. Дайте определение ценового мультипликатора.

5. Какие оценочные мультипликаторы применяется при оценке стоимости бизнеса.

Тесты:

1. Как рассчитывается валовой рентный мультипликатор:

а) делением цены продаж на потенциальный или действительный валовой доход

б) делением чистого операционного дохода на цену продажи

в) делением потенциального валового дохода на действительный валовой доход.

2. Для определения величины поправок используется следующие методы:

а) анализ парных продаж, стандартные программы и др.

б) анализ парных продаж, регрессионный анализ и расчет стоимости элемента

в) анализ парных продаж, метод поэлементного расчета, метод разбиения

3. Виды поправок:

а) последовательные процентные поправки, рублевые, амортизация, срок займа

б) последовательные процентные поправки, в долларах и рублях, престижность, местоположение

в) поправки в абсолютном (или стоимостном) выражении в долларах и рублях, поправки в процентах, поправки в форме общей группировки и кумулятивные процентные поправки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: