Р. Лири исходит из того, что осведомленность может быть креативной или же репро-
дуктивной (когда человека обучают готовым интерпретациям; в этом случае человек видит
только то, что его учат видеть). Также и исполнение может быть либо креативным, когда
продуцируются новые комбинации, либо репродуктивным, когда повторяются старые ком-
бинации.
Сочетание осведомленности и исполнения дает, по Р. Лири, четыре типа личностей:
1) репродуктив блокированный (нет комбинаций, нет направляющего опыта);
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности»
2) репродуктив творческий (нет направляющего опыта, но есть навыки в продуциро-
вании новых комбинаций из старых символов);
3) креатив творческий (новый опыт презентируется в новом исполнении);
4) креатив блокированный (новый направленный опыт выражается в конвенционных
моделях).
Т. А. Барышева выделяет следующие типы креативных личностей: гармонизирован-
ная (равнозначная выраженность всех включенных ею в симптомокомплекс характеристик:
мотивации, эмоций, интеллекта, эстетических, коммуникативных, экзистенциальных, ком-
петентности); дегармонизированная (акцентированная), с акцентом на какой-либо одной или
нескольких характеристиках; деформированная (выделение одной или двух характеристик
при слабой выраженности всех остальных).