VI. Использование технического и фундаментального анализа при операциях с ценными бумагами

В настоящее время ни в России, ни на Западе нет единого толкования сути и содержания финансового анализа, функций финансового аналитика. Так, в России сложились два подхода. Первый подход понимает финансовый анализ в широком аспекте и включает в это понятие все вопросы аналитической работы, связанные с управлением финансами компании, включая окружающую среду и деятельность на рынке ценных бумаг. Второй подход ограничивает сферу финансового анализа лишь анализом бухгалтерской отчётности [8], в то время как на Западе анализ отчётности рассматривается в качестве одного из разделов финансового менеджмента. Финансовый анализ рассматривается на Западе как в широком смысле: любой анализ внешней финансовой информации для принятия экономических решений; так и в узком: анализ деятельности на рынке ценных бумаг (определение уровня риска и ожидаемой доходности финансовых активов отдельных компаний, групп компаний одной отрасли, фондового рынка в целом). В [22] даётся и такое толкование финансового анализа, как деятельность по подготовке данных, необходимых для управления портфелем ценных бумаг. Кроме того в [22] говорится о том, что финансовый анализ может применяться менеджерами портфеля (инвестиционными менеджерами). В рамках данной работы мы будем использовать понятие финансового анализа в широком аспекте, но в рамках работы компаний и инвесторов на рынке ценных бумаг.

Целесообразность использования финансового анализа применительно к рынку ценных бумаг объясняется в необходимости оценки некоторых характеристик ценных бумаг и в стремлении инвестора (консультанта по инвестициям) выявить неверно оценённые бумаги. Как было отмечено в предыдущих главах, в рыночной экономике финансовые продукты, как и другие продукты, имеют три основных измерения: качество (или характеристики бумаг); время (когда он должен быть поставлен); цена. Таким образом, консультанту по инвестициям, когда он даёт рекомендации клиентам по поводу продаж и покупок, а также оценщику необходимо принимать во внимание все эти три фактора.

Оценка продуктов заключается в сравнении цен и времени поставки продуктов одинакового качества. Потребители зачастую сравнивают только цены (на нерациональном уровне они необязательно учитывают качество) или только качество (какое качество наилучшим образом удовлетворит потребности потребителя).

Следовательно, при выпуске ценных бумаг (первичный рынок) и при торговле ценными бумагами (вторичный рынок) успех зависит от: правильного подбора ценных бумаг (качества); правильного определения цены на ценные бумаги; правильного выбора момента реализации сделки. В связи с этим существует два разных подхода (или школы) финансового анализа, используемых для подготовки инвестиционных решений, а именно: технический и фундаментальный анализ. Лиц, занимающихся техническим анализом, называют т ехническими аналитиками; а лиц, занимающихся фундаментальным анализом, - фундаментальными аналитиками.

Следует отметить, что финансовый анализ может проводиться как финансовыми менеджерами компаний, акции которых котируются на фондофой бирже, так и любыми участниками рынка ценных бумаг. Поэтому оценка ценных бумаг имеет двоякий смысл: оценку собственных ценных бумаг и оценку ценных бумаг сторонних компаний. В первом случае аналитик, отслеживая изменение цен на акции собственной компании, пытается возможными средствами предотвратить негативную с точки зрения инвесторов и руководителей динамику (например, снижение рыночных цен и следовательно, рыночной капитализации компании). Во втором случае аналитик управляет инвестиционным портфелем самой компании или покупкой ликвидных ценных бумаг для создания страхового запаса денежных средств. Здесь он преследует уже совершенно другие цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: