Общая характеристика административного права: понятие, предмет, субъекты

Административное право — самостоятельная отрасль российского права, регулирующая общественные отно­шения в сфере государственного управления (исполни­тельной власти).

Предметом административного права являются административные правоотношения. Административное правоотношение — это общественное отношение, воз­никающее в связи с реализацией субъектами админи­стративного права своих прав и обязанностей в сфере исполнительной власти, одной из сторон которых всегда выступает орган исполнительной власти или его долж­ностное лицо.

Исполнительная власть — это одна из трех ветвей государственной власти, на которую в соответствии с Конституцией РФ возложены управленческие, распоря­дительные, организационные и контрольно-надзорные функции.

Существует неопределенный круг субъектов административных правоотношений. Ими могут быть любые субъекты, обладающие правом и дееспособностью и на которых административное право возлагает определен­ные права и обязанности.

Объектом административного правоотношения является деятельность субъектов административного права по реализации прав и обязанностей в сфере государ­ственного управления.

Основанием возникновения, изменения и прекращения административного правоотношения является юридический факт, т. е. правомерное или неправомерное действие, определенное событие.

Административное право тесно связано с конституционным правом, гражданским правом, трудовым правом, финансовым правом, уголовным правом.

В качестве субъектов АП можно рассматривать Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические качества.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от иных индивидуальных субъектов административного права.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе государственные и негосударственные организации.

Государственные организации как субъекты административного права:

· органы исполнительной власти (государственного управления);

· государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);

· структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права:

· общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

· трудовые коллективы;

· органы местного самоуправления;

· коммерческие структуры;

· частные предприятия и учреждения.

Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений – это предприятие или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: