Административное право Украины определяет деяния, которые являются административными правонарушениями, а также взыскания, которые следует применить в отно-
тении совершивших правонарушение лиц. Данные нормы права сосредоточены в Кодексе Украины об административных правонарушениях, который был принят 7 декабря 1984 г. и состоит из 5 разделов.
Структура Кодекса Украины об административных правонарушениях:
Раздел I «Общие положения» содержит задачи законодательства об административных правонарушениях, определяет действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Раздел II «Административные правонарушения и административная ответственность» состоит из Общей и Особенной части.
В Общей части даны понятие административного правонарушения, понятие и виды административных взысканий.
В Особенной части содержится перечень административных проступков и определены взыскания за их совершение.
Раздел III «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит перечень государственных органов и их должностных лиц, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об административных правонарушениях. К ним относятся административные комиссии при исполнительных комитетах органов местного самоуправления, исполнительные комитеты сельских и поселковых советов народных депутатов, районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, органы государственных инспекций.
Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях» определяет процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения административных взысканий.
Раздел V «Исполнение постановлений о наложении административных взысканий» определяет процессуальный порядок исполнения решений по административным делам.
20.3. Государственная служба
Государственная служба выступает как деятельность государства по формированию кадрового состава государ-
ственного аппарата и правовому регулированию работы Государственных служащих.
Каждый государственный служащий исполняет определенные возложенные на него обязанности и в связи с этим занимает определенную государственную должность.
Принципы государственной службы:
— служение народу Украины;
— демократизм и законность;
— гуманизм и социальная справедливость;
— приоритет прав человека и гражданина;
— профессионализм, компетентность, инициативность,
честность, преданность делу;
— персональная ответственность за выполнение служеб
ных обязанностей и соблюдение дисциплины;
— соблюдение прав и законных интересов органов мест
ного и регионального самоуправления;
— соблюдение прав предприятий, учреждений и орга
низаций, объединений граждан.
Право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места обитания. Условием доступа к государственной службе является соответствующее должности образование и (или) профессиональная подготовка, а также успешное прохождение конкурсного отбора или другой процедуры избрания (назначения) на должность.
Не могут быть избраны или назначены на должность в государственном органе и его аппарате недееспособные лица, лица, которые имеют судимость, несовместимую с занимаемой должностью. Не допускается подчинение на службе родственникам или своякам.
Государственная служба предусматривает ряд ограничений, в частности, государственные служащие (кроме народных депутатов и руководителей министерств и ведомств) не имеют права быть членами политических партий. Не допускаются забастовки государственных служащих.
Принятие на государственную службу, продвижение по ней служащих, стимулирование их труда проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также
согласно рангам, которые им присваиваются. В Украине установлены семь категорий и тринадцать рангов госудп | > ственных служащих.
20.4. Административное производство
Многочисленные дела, которые возникают в сфере государственного управления, решаются в установленном законом порядке, который имеет название административного производства. Количество административных производств огромно и постоянно растет. Это связано с тем, что в сфере государственного управления непрерывно возникают новые общественные отношения, которые требуют своего нормативного закрепления. В зависимости от основания различают:
1) административное производство по заявлению.
Осуществляется по заявлениям физических и юридичес
ких лиц относительно реализации и защиты их прав,
свобод и законных интересов. Например, таким является
разрешительное производство (по предоставлению права
на охоту, на управление транспортными средствами, по
выдаче лицензии на осуществление отдельных видов дея
тельности);
2) административное производство по жалобе
(иску). Осуществляется по жалобам физических и юри
дических лиц относительно реализации и защиты их прав,
свобод и законных интересов в связи с рассмотрением
административного дела, в том числе на решение, действие
или бездействие уполномоченного субъекта. Такой вид
производства предусмотрен Кодексом административного
судопроизводства. Предметом обжалования могут быть
любые решения, действия или бездействие субъектов
властных, в том числе — государственно-властных полно
мочий;
3) административное производство по инициативе
уполномоченного субъекта. Начинается по инициативе
уполномоченного субъекта, в том числе в порядке осу
ществления им контрольных полномочий по реализации
и защите прав, свобод и законных интересов физических
и юридических лиц. Например, таким является про
изводство по делам об административных правонаруше
ниях.
Производство по делам об административных правонарушениях регламентировано Кодексом Украины об административных правонарушениях.
Оно включает следующие стадии:
1) принятие дела об административном правонаруше
нии к рассмотрению. Оно осуществляется при наличии
протокола об административном правонарушении, который
составляет уполномоченное лицо, например, работник ми
лиции;
2) рассмотрение дела и оценка его фактических обсто
ятельств и доказательств;
3) принятие постановления (решения) по делу;
4) обжалование и опротестование постановления (ре
шения);
5) выполнение постановления (решения) о наложении
административного взыскания.