Земельное право — отрасль права Украины, регулирующая отношения по владению, пользованию и распоряжению землей. Основной нормативно-правовой акт в данной отрасли права — Земельный кодекс Украины, принятый 25 октября 2001 г. Он содержит 10 разделов, 212 статей.
Структура Земельного кодекса Украины:
Раздел I «Общие положения» содержит задачи земельного законодательства, определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений.
Раздел II «Земли Украины» содержит нормы, касающиеся состава и назначения земель Украины.
Раздел III «Права на землю» определяет виды прав на землю: право собственности, право пользования землей, право земельного сервитута, а также ограничения прав на землю.
Раздел IV «Приобретение и реализация права на землю» содержит порядок приобретения права собственности и других прав на землю.
РазделУ «Гарантии прав на землю» определяет способы защиты прав на землю, порядок возмещения ущерба, нанесенного землепользователям и собственникам земли, а также порядок разрешения земельных споров.
|
|
Раздел VI «Охрана земель» определяет порядок охраны и рационального использования земель.
Раздел VII «Землеустройство» определяет систему мероприятий, направленных на осуществление положений земельного законодательства, в частности: установление на местности границ административно-территориальных об-
разований, составление проектов отвода земельных участков и их отграничение на местности, проведение обследований и изысканий земельного фонда.
Раздел VIII «Ответственность за нарушение земельного законодательства» содержит перечень мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства.
Раздел IX «Заключительные положения» и раздел X «Переходные положения» определяют порядок введения в действие Земельного кодекса.
19.2. Категории земель Украины
К землям Украины принадлежат все земли в границах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами. По основному целевому назначению земли Украины делятся на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения (пашня,
сенокосы, пастбища, полезащитные лесополосы и другие
объекты);
2) земли жилой и общественной застройки (земельные
участки в границах населенных пунктов, которые исполь
зуются для размещения жилых домов и общественных со
оружений);
3) земли природно-заповедного и иного природоохран
ного назначения (участки земли, имеющие статус террито
рии или объекта природно-заповедного фонда);
4) земли оздоровительного назначения (земли, облада
ющие естественными лечебными свойствами, которые ис
пользуются для профилактики заболеваний и лечения
людей);
|
|
5) земли рекреационного назначения (земли, которые
используются для организации отдыха, туризма и прове
дения спортивных мероприятий);
6) земли историко-культурного назначения (историко-
культурные заповедники, мемориальные кладбища, городи
ща, курганы, архитектурные ансамбли и комплексы и др.);
7) земли лесного фонда (земли, покрытые лесной расти
тельностью, а также нелесные земли, используемые для
потребностей лесного хозяйства);
8) земли водного фонда (земли, занятые водоемами,
гидротехническими сооружениями, а также прибрежные
полосы вдоль водоемов и водных путей);
9) земли промышленности, транспорта, связи,, энер-.'спгики, обороны и иного назначения.
Отнесение земель к той или иной категории оеуществля-■ гея на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Изменение целевого назначения земель производится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Если;юмля находится в частной собственности, то изменение целевого назначения производится по инициативе собственника.
19.3. Право собственности на землю
Конституция Украины и Земельный кодекс Украины устанавливают, что земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности
Объектом права собственности на землю является земельный участок — часть земной поверхности с установленными границами и определенным месторасположением.
Субъектами права собственности на землю являются;
1) граждане и юридические лица — на земли частной
собственности. Граждане Украины вправе приобретать
участки земли сельскохозяйственного и несельскохозяй
ственного назначения. Иностранные граждане и лица без
гражданства могут приобретать право собственности на
земельные участки только несельскохозяйственного назна
чения. Земельный кодекс содержит перечень земель ком
мунальной и государственной собственности, которые не
могут передаваться в частную собственность (земли об
щего пользования населенных пунктов, земли природно-
заповедного фонда, транспорта, обороны и др.);
2) территориальные громады, которые реализуют
это право непосредственно или через органы местного
самоуправления — на земли коммунальной собственнос
ти. В коммунальной собственности находятся все земли в
границах населенных пунктов, а также земельные участки,
на которых расположены объекты коммунальной собствен
ности;
3) государство, которое реализует это право через соот
ветствующие органы государственной власти (Кабинет Ми
нистров Украины, Совет министров Автономной Республи-
ки Крым, местные государственные администрации) — на земли государственной собственности. В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.
Иностранные государства могут приобретать в собственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств.
Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников (общая долевая собственность) или без определения долей участников (общая совместная собственность).
Собственники земельных участков имеют право:
1) продавать или иным способом отчуждать земельный
участок, передавать его в аренду, залог, наследство;
2) самостоятельно хозяйствовать на земле;
3) собственности на посевы и насаждения, на произ
веденную сельскохозяйственную продукцию;
4) использовать имеющиеся на земельном участке об
щераспространенные полезные ископаемые, лесные на
саждения, водные объекты;
|
|
5) на возмещение убытков, предусмотренных зако
ном;
6) сооружать жилые дома, производственные и иные
строения и сооружения.
Собственники земельных участков обязаны:
1) обеспечивать использование их по целевому назна
чению;
2) придерживаться требований законодательства об
охране окружающей среды;
3) своевременно уплачивать земельный налог;
4) не нарушать прав собственников смежных земельных
участков и землепользователей;
5) повышать плодородность почвы и сохранять иные
полезные свойства земли;
6) придерживаться правил добрососедства и ограниче
ний, связанных с установлением земельных сервитутов1 и
охранных зон2;
1 Земельный сервитут — право ограниченного пользования
чужим земельным участком (например, для прокладки комму
никаций).
2 Охранные зоны создаются вокруг ряда природных и про
изводственных объектов с целью обеспечения их нормального
функционирования.
7) сохранять геодезические знаки, противоэрозион-пые сооружения, сеть оросительных и осушительных
систем.
19.4. Способы приобретения права собственности на землю
Способы приобретения права собственности на землю определены Земельным кодексом Украины и являются различными для граждан Украины, иностранцев и юридических лиц.
Во-первых, граждане Украины могут приобретать право собственности как на земли сельскохозяйственного, так и на земли несельскохозяйственного назначения. Способы приобретения права собственности на землю гражданами Украины:
1) гражданские сделки (договоры купли-продажи, да
рения, мены);
2) безоплатная передача из земель государственной и
коммунальной собственности;
3) приватизация земельных участков, которые раньше
были предоставлены им в пользование;
4) принятие наследства;
5) выделение в натуре (на местности) надлежащей им
земельной доли (пая).
Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности только на земельные участки несельскохозяйственного назначения. Способы приобретения права собственности на землю иностранцами:
|
|
1) гражданские сделки (договоры купли-продажи, да
рения, мены);
2) выкуп земельных участков, на которых расположены
объекты недвижимого имущества, которые принадлежат
им на праве собственности;
3) принятие наследства.
Земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, на протяжении года подлежат отчуждению.
Юридические лица, основанные гражданами Украины или юридическими лицами Украины, могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности. Способы приобретения права собственности на землю юридическими лицами:
1) гражданские сделки (договоры купли-продажи* да
рения* мены);
2) внесение земельных участков ее основателями в
уставный фонд;
3) принятие наследства^
4) возникновение других оснований* предусмотренных
законом.
Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности только на земельные участки несельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года.
19.5. Понятие и виды землепользования
Землепользование — использование земли в определенном законом порядке. Право землепользования является производным от права собственности на землю. Землепользователь пользуется участком в объеме и пределах, предоставленных ему собственником. Отклонение землепользователя от основного целевого назначения земельного участка может стать основанием для прекращения его права пользоваться им.
Виды землепользования:
1) постоянное землепользование. Оно представляет со
бой право владения и пользования земельным участком,
находящимся в государственной или коммунальной соб
ственности. Субъектами такого права могут быть только
государственные и коммунальные предприятия, учрежде
ния и организации;
2) арендное землепользование. Аренда земли — это осно
ванное на договоре временное платное владение и пользова
ние земельным участком, необходимое арендатору для осу
ществления предпринимательской и иной деятельности;
3) концессионное землепользование. Этот вид землеполь
зования представляет собой основанное на договоре срочное
платное владение и пользование земельным участком с
целью создания, улучшения и(или) эксплуатации объекта
концессии. Концессию вправе предоставить только орган
государственной власти или орган местного самоуправле
ния, в собственности которого находится земля. Концесси-
онером выступает субъект предпринимательской деятельности. Обязательное условие концессии — осуществление инвестиций концессионером в целях удовлетворения общественных потребностей. Например, в концессию может передаваться строительство и эксплуатация автобана, аэропорта, системы водоснабжения и т.д.
19-6. Права и обязанности землепользователей
Юридическое содержание пользования земельными участками составляют права и обязанности землепользователей.
Землепользователь имеет право:
1) самостоятельно хозяйствовать на земле;
2) собственности на посевы, и насаждения сельскохо
зяйственных культур, на произведенную сельскохозяй
ственную продукцию;
3) использовать имеющиеся на земельном участке об
щедоступные полезные ископаемые, торф, лесные угодья,
водные объекты;
4) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных
законом;
5) сооружать жилые дома, производственные и другие
строения и сооружения.
Землепользователь обязан: •
1) использовать землю по целевому назначению;
2) соблюдать требования законодательства об охране
окружающей среды;
3) своевременно уплачивать земельный налог, или
арендную плату;
4) не нарушать права собственников смежных земель
ных участков и землепользователей;
5) повышать плодородие почв и сохранять другие по
лезные свойства земли;
6) предоставлять в органы государственной власти и
органы местного самоуправления данные о состоянии и
использовании земли и других природных ресурсов;
7) соблюдать правила добрососедства и ограничения,
связанные с установлением земельных сервитутов и охран
ных зон;
8) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные
сооружения, сети оросительных и осушительных систем.
Таким образом, права и обязанности землепользователя во многом сходны с правами собственника земельного участка. В то же время такое важное правомочие собственника, как право распоряжения землей, у него отсутствует.
19.7. Аренда земли
Аренда земли — это основанное на договоре временное платное владение и пользование земельным участком, необходимое арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Наиболее общие условия арендного землепользования определяются Земельным кодексом. Закон Украины «Об аренде земли» (6 октября 1998 г.) конкретизирует условия аренды.
Объектами аренды являются земельные участки, находящиеся в частной, коммунальной и государственной собственности.
Стороны в арендном правоотношении — арендодатель и арендатор.
Арендодателями земли выступают собственники земельных участков или уполномоченные ими лица.
В качестве арендаторов земли могут выступать граждане и юридические лица Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации, иностранные государства.
По срокам пользования землей различают краткосрочную (не более 5 лет) и долгосрочную (не более 50 лет) аренду земли.
Арендованный земельный участок либо его часть может с согласия арендодателя передаваться арендатором во владение и пользование иному лицу. Такое отношение называют субарендой.
Право на пользование арендованным участком возникает после государственной регистрации договора.
19.8. Разрешение земельных споров
Земельные споры — это споры, возникающие между собственниками земли и землепользователями по поводу
владения, пользования или распоряжения земельным участком.
Органы, разрешающие земельные споры:
1) суды разрешают земельные споры по поводу владения,
пользования и распоряжения земельными участками, на
ходящимися в частной собственности, а также споры отно
сительно размежевания территорий сел, поселков, городов,
районов и областей;
2) органы местного самоуправления разрешают три
вида земельных споров в границах населенных пунктов:
относительно границ земельных участков, находящихся в
собственности граждан; относительно соблюдения гражда
нами правил добрососедства; относительно размежевания
границ районов в городах;
3) органы исполнительной власти по вопросам земель
ных ресурсов разрешают земельные споры относительно
границ земельных участков за пределами населенных пунк
тов, размещения зон санитарной охраны, охранных, сани-
тарно-защитных зон и земельных сервитутов.
Стороны в земельном споре:
1) собственники земли, землепользователи, в том числе
арендаторы;
2) физические и юридические лица, нарушившие права
и законные интересы собственников или пользователей
земли либо претендующие на получение права пользования
чужим земельным участком.
Одной из сторон в земельном споре могут выступать органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органы местного самоуправления.
Земельные споры рассматриваются при участии заинтересованных сторон, которые должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом разрешении вопроса рассмотрение спора переносится. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении спора не останавливает его рассмотрение и принятие решения.
Решение органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органа местного самоуправления по земельному спору может быть обжаловано в суде.
19.9. Ответственность за нарушение земельного законодательства
Земельный кодекс Украины устанавливает три вида юридических последствий нарушения земельного законодательства:
1) недействительность сделок относительно земель
ных участков, заключенных с нарушением установленного
законом порядка. Например, Договор купли-продажи зе
мельного участка, не удостоверенный нотариусом, по ре
шению суда признается недействительным;
2) гражданская, административная или уголовная
ответственность за:
— заключение сделок с нарушением земельного законо
дательства;
— самовольное занятие земельных участков;
— порчу и загрязнение земель;
— размещение, проектирование, строительство, введе
ние в действие объектов, отрицательно влияющих на
состояние земель;
— использование земель не по целевому назначению;
— нарушение сроков возвращения временно занимае
мых земель;
— уничтожение межевых знаков, а также другие нару
шения;
3) возвращение самовольно занятых земельных участ
ков. Самовольно занятые участки земли подлежат возврату
собственникам земли или землепользователям без возме
щения затрат, понесенных нарушителем. Кроме того, за
счет нарушителя производится приведение земельного
участка в пригодное для пользования состояние.
Нормативные источники
Земельный кодекс Украины: Закон Украины от 25 октября 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2002. — № 3-4. — Ст.27.
Глава 20
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО