Земельное право — отрасль права Украины

Земельное право — отрасль права Украины, регулиру­ющая отношения по владению, пользованию и распоряже­нию землей. Основной нормативно-правовой акт в данной отрасли права — Земельный кодекс Украины, принятый 25 октября 2001 г. Он содержит 10 разделов, 212 статей.

Структура Земельного кодекса Украины:

Раздел I «Общие положения» содержит задачи земель­ного законодательства, определяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в об­ласти земельных отношений.

Раздел II «Земли Украины» содержит нормы, касающи­еся состава и назначения земель Украины.

Раздел III «Права на землю» определяет виды прав на землю: право собственности, право пользования землей, право земельного сервитута, а также ограничения прав на землю.

Раздел IV «Приобретение и реализация права на землю» содержит порядок приобретения права собственности и других прав на землю.

РазделУ «Гарантии прав на землю» определяет способы защиты прав на землю, порядок возмещения ущерба, на­несенного землепользователям и собственникам земли, а также порядок разрешения земельных споров.

Раздел VI «Охрана земель» определяет порядок охраны и рационального использования земель.

Раздел VII «Землеустройство» определяет систему ме­роприятий, направленных на осуществление положений земельного законодательства, в частности: установление на местности границ административно-территориальных об-


разований, составление проектов отвода земельных участ­ков и их отграничение на местности, проведение обследо­ваний и изысканий земельного фонда.

Раздел VIII «Ответственность за нарушение земельного законодательства» содержит перечень мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства.

Раздел IX «Заключительные положения» и раздел X «Переходные положения» определяют порядок введения в действие Земельного кодекса.

19.2. Категории земель Украины

К землям Украины принадлежат все земли в границах ее территории, в том числе острова и земли, занятые вод­ными объектами. По основному целевому назначению земли Украины делятся на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения (пашня,
сенокосы, пастбища, полезащитные лесополосы и другие
объекты);

2) земли жилой и общественной застройки (земельные
участки в границах населенных пунктов, которые исполь­
зуются для размещения жилых домов и общественных со­
оружений);

3) земли природно-заповедного и иного природоохран­
ного
назначения (участки земли, имеющие статус террито­
рии или объекта природно-заповедного фонда);

4) земли оздоровительного назначения (земли, облада­
ющие естественными лечебными свойствами, которые ис­
пользуются для профилактики заболеваний и лечения
людей);

5) земли рекреационного назначения (земли, которые
используются для организации отдыха, туризма и прове­
дения спортивных мероприятий);

6) земли историко-культурного назначения (историко-
культурные заповедники, мемориальные кладбища, городи­
ща, курганы, архитектурные ансамбли и комплексы и др.);

7) земли лесного фонда (земли, покрытые лесной расти­
тельностью, а также нелесные земли, используемые для
потребностей лесного хозяйства);

8) земли водного фонда (земли, занятые водоемами,
гидротехническими сооружениями, а также прибрежные
полосы вдоль водоемов и водных путей);


9) земли промышленности, транспорта, связи,, энер-.'спгики, обороны и иного назначения.

Отнесение земель к той или иной категории оеуществля-■ гея на основании решений органов государственной влас­ти и органов местного самоуправления. Изменение целево­го назначения земель производится органами исполнитель­ной власти или органами местного самоуправления. Если;юмля находится в частной собственности, то изменение целевого назначения производится по инициативе собствен­ника.

19.3. Право собственности на землю

Конституция Украины и Земельный кодекс Украины устанавливают, что земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности

Объектом права собственности на землю является земельный участок — часть земной поверхности с уста­новленными границами и определенным месторасполо­жением.

Субъектами права собственности на землю являются;

1) граждане и юридические лица — на земли частной
собственности. Граждане Украины вправе приобретать
участки земли сельскохозяйственного и несельскохозяй­
ственного назначения. Иностранные граждане и лица без
гражданства могут приобретать право собственности на
земельные участки только несельскохозяйственного назна­
чения. Земельный кодекс содержит перечень земель ком­
мунальной и государственной собственности, которые не
могут передаваться
в частную собственность (земли об­
щего пользования населенных пунктов, земли природно-
заповедного фонда, транспорта, обороны и др.);

2) территориальные громады, которые реализуют
это право непосредственно или через органы местного
самоуправления
— на земли коммунальной собственнос­
ти. В коммунальной собственности находятся все земли в
границах населенных пунктов, а также земельные участки,
на которых расположены объекты коммунальной собствен­
ности;

3) государство, которое реализует это право через соот­
ветствующие органы государственной власти (Кабинет Ми­
нистров Украины, Совет министров Автономной Республи-


ки Крым, местные государственные администрации) — на земли государственной собственности. В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

Иностранные государства могут приобретать в соб­ственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств.

Земельный участок может находиться в общей собствен­ности с определением доли каждого из участников (общая долевая собственность) или без определения долей участ­ников (общая совместная собственность).

Собственники земельных участков имеют право:

1) продавать или иным способом отчуждать земельный
участок, передавать его в аренду, залог, наследство;

2) самостоятельно хозяйствовать на земле;

3) собственности на посевы и насаждения, на произ­
веденную сельскохозяйственную продукцию;

4) использовать имеющиеся на земельном участке об­
щераспространенные полезные ископаемые, лесные на­
саждения, водные объекты;

5) на возмещение убытков, предусмотренных зако­
ном;

6) сооружать жилые дома, производственные и иные
строения и сооружения.

Собственники земельных участков обязаны:

1) обеспечивать использование их по целевому назна­
чению;

2) придерживаться требований законодательства об
охране окружающей среды;

3) своевременно уплачивать земельный налог;

4) не нарушать прав собственников смежных земельных
участков и землепользователей;

5) повышать плодородность почвы и сохранять иные
полезные свойства земли;

6) придерживаться правил добрососедства и ограниче­
ний,
связанных с установлением земельных сервитутов1 и
охранных зон2;

1 Земельный сервитут — право ограниченного пользования
чужим земельным участком (например, для прокладки комму­
никаций).

2 Охранные зоны создаются вокруг ряда природных и про­
изводственных объектов с целью обеспечения их нормального
функционирования.


7) сохранять геодезические знаки, противоэрозион-пые сооружения, сеть оросительных и осушительных

систем.

19.4. Способы приобретения права собственности на землю

Способы приобретения права собственности на землю определены Земельным кодексом Украины и являются различными для граждан Украины, иностранцев и юриди­ческих лиц.

Во-первых, граждане Украины могут приобретать право собственности как на земли сельскохозяйственного, так и на земли несельскохозяйственного назначения. Способы приобретения права собственности на землю гражданами Украины:

1) гражданские сделки (договоры купли-продажи, да­
рения, мены);

2) безоплатная передача из земель государственной и
коммунальной собственности;

3) приватизация земельных участков, которые раньше
были предоставлены им в пользование;

4) принятие наследства;

5) выделение в натуре (на местности) надлежащей им
земельной доли (пая).

Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности только на земельные участ­ки несельскохозяйственного назначения. Способы приоб­ретения права собственности на землю иностранцами:

1) гражданские сделки (договоры купли-продажи, да­
рения, мены);

2) выкуп земельных участков, на которых расположены
объекты недвижимого имущества, которые принадлежат
им на праве собственности;

3) принятие наследства.

Земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, на протяжении года подлежат отчуждению.

Юридические лица, основанные гражданами Украины или юридическими лицами Украины, могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления пред­принимательской деятельности. Способы приобретения права собственности на землю юридическими лицами:


1) гражданские сделки (договоры купли-продажи* да­
рения* мены);

2) внесение земельных участков ее основателями в
уставный фонд;

3) принятие наследства^

4) возникновение других оснований* предусмотренных
законом.

Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности только на земельные участки несель­скохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйствен­ного назначения, полученные в наследство иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года.

19.5. Понятие и виды землепользования

Землепользование — использование земли в определен­ном законом порядке. Право землепользования является производным от права собственности на землю. Земле­пользователь пользуется участком в объеме и пределах, предоставленных ему собственником. Отклонение земле­пользователя от основного целевого назначения земельно­го участка может стать основанием для прекращения его права пользоваться им.

Виды землепользования:

1) постоянное землепользование. Оно представляет со­
бой право владения и пользования земельным участком,
находящимся в государственной или коммунальной соб­
ственности. Субъектами такого права могут быть только
государственные и коммунальные предприятия, учрежде­
ния и организации;

2) арендное землепользование. Аренда земли — это осно­
ванное на договоре временное платное владение и пользова­
ние земельным участком, необходимое арендатору для осу­
ществления предпринимательской и иной деятельности;

3) концессионное землепользование. Этот вид землеполь­
зования представляет собой основанное на договоре срочное
платное владение и пользование земельным участком с
целью создания, улучшения и(или) эксплуатации объекта
концессии. Концессию вправе предоставить только орган
государственной власти или орган местного самоуправле­
ния, в собственности которого находится земля. Концесси-


онером выступает субъект предпринимательской деятель­ности. Обязательное условие концессии — осуществление инвестиций концессионером в целях удовлетворения об­щественных потребностей. Например, в концессию может передаваться строительство и эксплуатация автобана, аэро­порта, системы водоснабжения и т.д.

19-6. Права и обязанности землепользователей

Юридическое содержание пользования земельными участками составляют права и обязанности землепользова­телей.

Землепользователь имеет право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле;

2) собственности на посевы, и насаждения сельскохо­
зяйственных культур, на произведенную сельскохозяй­
ственную продукцию;

3) использовать имеющиеся на земельном участке об­
щедоступные полезные ископаемые,
торф, лесные угодья,
водные объекты;

4) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных
законом;

5) сооружать жилые дома, производственные и другие
строения и сооружения.

Землепользователь обязан: •

1) использовать землю по целевому назначению;

2) соблюдать требования законодательства об охране
окружающей среды;

3) своевременно уплачивать земельный налог, или
арендную плату;

4) не нарушать права собственников смежных земель­
ных участков и землепользователей;

5) повышать плодородие почв и сохранять другие по­
лезные свойства земли;

6) предоставлять в органы государственной власти и
органы местного самоуправления данные о состоянии и
использовании земли и других природных ресурсов;

7) соблюдать правила добрососедства и ограничения,
связанные с установлением земельных сервитутов и охран­
ных зон;

8) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные
сооружения, сети оросительных и осушительных систем.


Таким образом, права и обязанности землепользователя во многом сходны с правами собственника земельного участ­ка. В то же время такое важное правомочие собственника, как право распоряжения землей, у него отсутствует.

19.7. Аренда земли

Аренда земли — это основанное на договоре временное платное владение и пользование земельным участком, необ­ходимое арендатору для осуществления предприниматель­ской и иной деятельности.

Наиболее общие условия арендного землепользования определяются Земельным кодексом. Закон Украины «Об аренде земли» (6 октября 1998 г.) конкретизирует условия аренды.

Объектами аренды являются земельные участки, на­ходящиеся в частной, коммунальной и государственной собственности.

Стороны в арендном правоотношении — арендодатель и арендатор.

Арендодателями земли выступают собственники зе­мельных участков или уполномоченные ими лица.

В качестве арендаторов земли могут выступать граж­дане и юридические лица Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные объединения и организации, иностранные государства.

По срокам пользования землей различают кратко­срочную (не более 5 лет) и долгосрочную (не более 50 лет) аренду земли.

Арендованный земельный участок либо его часть может с согласия арендодателя передаваться арендатором во вла­дение и пользование иному лицу. Такое отношение назы­вают субарендой.

Право на пользование арендованным участком возника­ет после государственной регистрации договора.

19.8. Разрешение земельных споров

Земельные споры — это споры, возникающие между собственниками земли и землепользователями по поводу


владения, пользования или распоряжения земельным участком.

Органы, разрешающие земельные споры:

1) суды разрешают земельные споры по поводу владения,
пользования и распоряжения земельными участками, на­
ходящимися в частной собственности, а также споры отно­
сительно размежевания территорий сел, поселков, городов,
районов и областей;

2) органы местного самоуправления разрешают три
вида земельных споров в границах населенных пунктов:
относительно границ земельных участков, находящихся в
собственности граждан; относительно соблюдения гражда­
нами правил добрососедства; относительно размежевания
границ районов в городах;

3) органы исполнительной власти по вопросам земель­
ных ресурсов
разрешают земельные споры относительно
границ земельных участков за пределами населенных пунк­
тов, размещения зон санитарной охраны, охранных, сани-
тарно-защитных зон и земельных сервитутов.

Стороны в земельном споре:

1) собственники земли, землепользователи, в том числе
арендаторы;

2) физические и юридические лица, нарушившие права
и законные интересы собственников или пользователей
земли либо претендующие на получение права пользования
чужим земельным участком.

Одной из сторон в земельном споре могут выступать органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органы местного самоуправления.

Земельные споры рассматриваются при участии заинте­ресованных сторон, которые должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом разрешении вопроса рассмотре­ние спора переносится. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении спора не останавливает его рассмотрение и принятие решения.

Решение органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органа местного самоуправления по земельному спору может быть обжаловано в суде.


19.9. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Земельный кодекс Украины устанавливает три вида юридических последствий нарушения земельного законо­дательства:

1) недействительность сделок относительно земель­
ных участков, заключенных с нарушением установленного
законом порядка. Например, Договор купли-продажи зе­
мельного участка, не удостоверенный нотариусом, по ре­
шению суда признается недействительным;

2) гражданская, административная или уголовная
ответственность
за:

— заключение сделок с нарушением земельного законо­
дательства;

— самовольное занятие земельных участков;

— порчу и загрязнение земель;

— размещение, проектирование, строительство, введе­
ние в действие объектов, отрицательно влияющих на
состояние земель;

— использование земель не по целевому назначению;

— нарушение сроков возвращения временно занимае­
мых земель;

— уничтожение межевых знаков, а также другие нару­
шения;

3) возвращение самовольно занятых земельных участ­
ков.
Самовольно занятые участки земли подлежат возврату
собственникам земли или землепользователям без возме­
щения затрат, понесенных нарушителем. Кроме того, за
счет нарушителя производится приведение земельного
участка в пригодное для пользования состояние.

Нормативные источники

Земельный кодекс Украины: Закон Украины от 25 ок­тября 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2002. — № 3-4. — Ст.27.


Глава 20

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: