На этом уровне выясняется реакция участников программы на обучение. Как правило, ее проводят все компании. Иногда для оценки этого уровня используется только листы реагирования или анкетирование с помощью smile sheet (англ. «лист улыбок»), которое несет информацию о симпатии (антипатии) аудитории к тренеру, но не дает практических результатов. Поэтому, при оценке первого уровня важно установить, какую информацию вы хотите получить и в соответствии с этим выбрать инструменты.
Инструменты для оценки первого уровня
— Листы реагирования
Листы реагирования должны включать открытые вопросы и вопросы со шкалами.
Это может быть формуляр, который даст количественную оценку (например, шкалы для оценки работы тренера, полезность, доступность предоставляемого материала, адекватность информации, качество оборудования и т. д.), а также открытые вопросы для получения информации.
— Интервью
Проводятся с каждым участником после обучения с целью получения обратной связи.
— Фокус-группы
|
|
Используются в основном для пилотных проектов. Фасилитатор проводит первую фокус-группу через неделю после прохождения программы, собирая мнения участников о реакциях после тренинга.
Вторая фокус-группа проводится через 90 дней после завершения программы. Каждому участнику выдается копия плана курса обучения.
В результате оценки первого уровня должны быть получены ответы на следующие вопросы:
— Что конкретно получил участник тренинга?
— Кому должен предоставляться тренинг?
— Какие методы лучше всего использовать?
— Когда лучше всего проводить тренинг?
— Как участник будет применять полученные знания и навыки на рабочем месте?
Оценка на этом уровне определяет, как участники программы реагируют на нее. Сам Киркпатрик называет это оценкой удовлетворенности потребителей и подчеркивает, что и в этом случае реакция участников является очень важным критерием успешности тренинга как минимум по двум причинам.
— Во-первых, люди так или иначе делятся своими впечатлениями от тренинга со своим руководством, и эта информация уходит выше. Следовательно, она влияет на принятие решений о продолжении тренинга.
— Во-вторых, если участники не будут реагировать позитивно, то у них не будет мотивации к обучению. По мнению Киркпатрика, позитивная реакция не гарантирует успешного освоения новых знаний, умений и навыков. Отрицательная же реакция на тренинг почти наверняка означает уменьшение вероятности обучения.