Основная задача данного уровня — оценить знания, навыки, полученные на тренинге. Оценка может проводиться как в рамках самого тренинга, так и сразу после него или отсрочено (например по электронной почте).
Для оценки уровня используют специально разработанные тесты, опросники и задания, цель которых — количественно измерить прогресс в полученных знаниях.
Инструменты для оценки второго уровня
— Тест на знание изученного материала
— Лист проверки умений
— Обучение других сотрудников
— Составление плана действий
Тест на знание изученного материала
Участники программы проходят тестирование на знание изученного материала по теме обучения.
Лист проверки умений
В ходе беседы наблюдатель определяет умения участников программы использовать отработанные навыки. В первой колонке выставляется оценка (1 — неправильное использование умения; 2 — адекватное использование; 3 — экспертное использование умения), во второй колонке записываются комментарии.
Кроме того, участникам обучения можно предложить провести обучение других сотрудников:
— обучение группы в парах во время собрания сотрудников;
— проведение презентации для руководителей по вопросам учебной сессии;
— помощь в адаптации и обучении новых сотрудников;
— проведение презентаций с коллегами из других подразделений.
Еще один способ оценки на втором уровне — планирование действий. Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
— Что вы хотели бы уметь делать как результат участия в программе?
— Какие конкретно действия вы собираетесь произвести?
— Что вам может помешать в достижении успеха?
— Как вы будете преодолевать эти препятствия?
— Какая поддержка вам будет нужна для осуществления ваших действий?
— В течение какого времени вы осуществите ваши действия?
— Каких результатов вы ожидаете?
Обучение определяется как изменение установок, улучшение знаний и совершенствование навыков участников в результате прохождения ими программы обучения. Киркпатрик утверждает, что изменение поведения участников в результате тренинга возможно только тогда, когда произойдет обучение (изменятся установки, улучшатся знания или усовершенствуются навыки).