Законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон "Об образовании" 1992 г. (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г.), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.), принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования.
- Федеральные законы в области образования:
- разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
- регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ;
- вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.
При этом законы и иные нормативные правовые акты в области образования, принимаемые субъектами РФ в соответствии с их статусом и компетенцией, не должны противоречить федеральным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с федеральными законами.
|
|
- К числу задач законодательства Российской Федерации в области образования отнесены:
- разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
- Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:
- финансирования за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом на соответствующие цели не может быть выделено менее чем 3% расходов федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в РФ;
- разрешения доступа граждан РФ к высшему образованию, недопущения сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
- предоставления налоговых льгот высшим учебным заведениям и образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования, а также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
- предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона "Об образовании" организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования.
|
|
- Изначально в основу этой программы были положены следующие положения:
- создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на конкурсной основе высшего и среднего профессионального образования;
- учет и согласование интересов личности, представителей различных социальных, национальных, территориальных и иных общественных групп и государства в целом в области высшего образования;
- академическая автономия вузов при усилении их ответственности за результаты деятельности;
- постепенный переход к преимущественно университетской системе высшего образования с сохранением сильных специализированных вузов;
- создание и развитие региональных систем высшей школы и негосударственной системы высшего образования.
Программа должна приниматься высшим органом законодательной власти РФ. Пункт 3 ст. 1 того же Закона устанавливает, что "Федеральная программа развития образования разрабатывается и корректируется на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством РФ".
Конкурсная основа разработки и принятия Федеральной программы развития образования дала повод таким специалистам, как, например, А.И. Галаган, безосновательно и беспочвенно предположить возможность участия в этом процессе "организаций и лиц, не только не сведущих в том, для достижения каких общегосударственных целей разрабатывается государственная политика в области образования, но и некомпетентных в самой области образования…".
Решение о разработке Программы принято Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 787 "Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования".
- Этапы рассмотрения Программы:
- решение созданной Правительством РФ Комиссии по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования о результатах указанного конкурса от 10 марта 1993г.;
- решение Правительства РФ (протокол № 5 от 31 марта 1994 г.) об одобрении проекта Федеральной программы, отобранного по результатам проведенного конкурса и доработанного Министерством образования РФ, Государственным комитетом РФ по высшему образованию, Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ согласно поручению Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. № БФ-П5-11430;
- новая редакция Программы одобрена Правительством РФ на заседании 24 июня 1999 г.
Федеральная программа развития образования была утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования".
Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством РФ в области образования к ведению субъектов РФ.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования РФ, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций). При этом ст. 2 Федерального закона № 51-ФЗ обязывает Правительство РФ предусматривать средства для реализации Федеральной программы развития образования при разработке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 2001-2005 гг.
|
|
- Как следует из введения Федеральной программы, основными мероприятиями Программы являются:
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
- создание нормативно-правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
- формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
- разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
- реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;
- введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;
- разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
- развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
- развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;
- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- обеспечение контроля качества образования;
- развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;
- совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ;
- разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
- выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
- разработка концепции и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;
- совершенствование системы непрерывного образования;
- организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;
- организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
- организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;
- развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;
- развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств;
- участие в формировании единого образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.
В качестве результатов осуществления Программы запланировано сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
|
|
- Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
- перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;
- координационного плана совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательством об образовании.
- В соответствии с п. 6 подраздела 2 раздела III основными направлениями высшего и послевузовского профессионального образования являются:
- сохранение потенциала системы высшего и послевузовского профессионального образования и дальнейшее развитие их структурных составляющих;
- развитие высших учебных заведений и других организаций системы как учебно-научно-производственных комплексов;
- формирование отраслевых и региональных комплексов, объединений, ассоциаций высших учебных заведений и других организаций системы образования;
- создание механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки, повышение квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества;
- выполнение актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук;
- совершенствование мер по укреплению самостоятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования в осуществлении их уставной деятельности и др.
- В результате должны быть:
- удовлетворены потребности граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании, общества и государства в воспроизводстве специалистов, имеющих высшую квалификацию, в том числе посредством аспирантуры и докторантуры;
- повышены качества высшего профессионального образования и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное образование;
- повышена конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке труда;
- интенсифицировано и индивидуализировано образование, реализованы современные информационные технологии, развиты навыки самообразования у студентов;
- развиты системы дистанционного обучения;
- активизировано участие субъектов РФ в развитии образовательных учреждений высшего профессионального образования;
- совершенствована деятельность научно-педагогических работников;
- создан и поддержан мониторинг высшего и послевузовского профессионального образования, организованы и сформированы единое информатизационное пространство посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей, баз данных и центра образовательной статистики;
- осуществлено вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;
- созданы системы информирования граждан и хозяйствующих субъектов о спросе на различные профессии, о наличии и качестве профессиональных образовательных услуг в различных высших учебных заведениях и регионах и др.