Административное право. I. Понятие и источники административного права

I. Понятие и источники административного права.

II. Исполнительные органы власти, их виды, административно-правовой статус.

III. Правовые основы государственной службы. Виды госслужащих.

IV. Административные правонарушения. Административная ответственность и ее виды.

Литература: Конституция РФ (1993г.); Кодекс об Административных правах (20 июня ’84, ’97, ‘99гг.); Крылова З.Г. – «Правоведение» (2003г.).

Административное право – одна из самостоятельных отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, то есть гос.управления.

В юридическом смысле под исполнительной властью обычно подразумевают право, возможность и полномочия субъекта подчинять кого-либо своей воле, распоряжаться чьими-либо действиями, признание одного властвующим, управляющим, а другого подвластным.

И это могущественное влияние обеспечивается при необходимости принудительной силой. Так реализуется государственная власть, осуществляющая администрирование. Оно может выражаться в различных формах внешнего воздействия по отношению к объектам управления, а также носить внутриорганизационный управленческий характер. Сущность и структура государственной власти юридически закрепляется в основном законе и конституциях республик государства. Опирается на законодательство, государственный аппарат материализует ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. На исполнительную власть возложена организационно-управленческая, распорядительная деятельность, которая осуществляется определенными органами государства и должностными лицами.

Источниками административного права являются: основной закон (Конституция), федеральные законы, указы президента и другие нормативные подзаконные акты.

Задачи административного права:

1) Оно устанавливает правовые основы государственного управления.

2) Закрепляет систему и структуру органов управления.

3) Определяет порядок их формирования, их взаимоотношения, формы и методы деятельности

4) Полномочия и ответственность органов государственного управления.

Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти государства.

Характерной чертой исполнительной власти является наличие четкой иерархически выстроенной системы органов управления и корпуса профессиональных служащих, которыми они укомплектованы. В их распоряжении имеются материальные и денежные средства, людские и информационные ресурсы.

Вопрос об устройстве исполнительной власти является одним из важнейших в формирований российской гос-ти.

Цели, функции и задачи государства, на реализацию которых направлена деятельность органов исполнительной власти, закреплены в Конституции и федеральных законах.

Функции органов исполнительной власти: исполнять законы, следить за их исполнением, что и отражено в названии этих органов. Законодательные органы творят законы, а органы исполнительной власти их исполняют.

Органы исполнительной власти правом принимать решения по своему усмотрению, но в рамках закона, они имеют право издавать нормативно-правовые акты в соответствии с законом. Деятельность по изданию подзаконных актов и их реализации называется распорядительной.

Административно-правовые отношения имеют свой предмет изучения, определяющий круг общественных отношений, отношений в сфере исполнительной власти.

Административно-правовые отношения имеют свою структуру, а именно субъекты, содержание (их субъкт.права и обязанности), объект (предмет владения, пользования).

Административно-правовые отношения имеют ряд особенностей. Эти особенности отличают административное право от других отраслей права:

1) Одной из сторон правоотношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственной власти, административные управл-е отношения, в принципе, не возможны между людьми и органами негосударственной структуры.

2) Для административно-правовых отношений характерно неравенство сторон. Одна сторона наделена гос.властными полномочиями, а другая – нет.

3) Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативно-правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.

4) Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие любой стороны не является обязательным.

5) Споры разрешаются в административном, несудебном порядке, то есть путем властного одностороннего распоряжения уполномоченного на то должностного лица.

6) В случае нарушения одной из сторон, эта сторона несет ответственность перед государством, перед органами исполнительной власти.

Административное право имеет свою систему их двух частей:

1) Общая

2) Особенная

В общей части содержатся нормы, исключающие регулятивное значение для всех отраслей и сфер государственного управления.

К особенной части относятся нормы административного права, регулирующие общественные отношения в отдельных сферах управления.

Органы управления как часть государственного аппарата для выполнения возложенных на него функций.

Термины орган исполнительной власти и орган государственного управления используются как равнозначные.

Орган исполнительной власти – такая организация, которая являясь частью государственного аппарата имеет компетенцию, структуру, образуется в порядке, установленном законом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана, в порядке исполнительной и распорядительной деятельности, осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социальным культом, административно-политическим строительством.

Каждый государственный орган исполнительной власти представляет собой организацию, то есть коллектив людей соответствующим образом организационно-оформленный.

Для органов исполнительной власти характерно то, что они состоят из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям, относительно уровня профессиональной подготовки, стажа и других качеств.

Внутренняя структура органов исполнительной власти включает в себя 3 части:

1) Руководство

2) Коллегиальный орган управления

3) Аппарат

К руководству относятся: руководитель, его первый заместитель и заместители.

Коллегия создается во всех министерствах, ведомствах. Они вырабатывают проекты решений по наиболее важным вопросам и носят они рекомендательный характер, но подписанный руководителем носит императивный характер.

Для органов исполнительной власти устанавливается штатное расписание, содержащее перечень структурных изменений, наименование количества должностей как в целом, так и по каждому.

Справка: при генеральном секретаре – 753 тыс. чиновников, при президентах – 1250 тыс. чиновников.

Штатное расписание – это правовой документ, так как указывает за что отвечает работник. Органы исполнительной власти действуют одновременно с их образованием, а упрощается в связи с упразднением. Компетенция органов, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы работы находят сове выражение в соответствующих законах и других нормативно-правовых актах.

Под системой органов исполнительной власти понимается вертик-я между соподчиненными органами на основе раздел. компет. Между ними. Эта верт-ль обусловлена Федеративным устройством государства и состоит из президента, правительства, федеральных министерств и органов исполнительной власти субъектов федерации. Правовое положение каждого определено соответствующим нормативно-правовым актом. Таким образом доминирующей ветвью государственной власти в административно-правовой деятельности является исполнительная власть.

В качестве субъектов административных правоотношений исполнительной власти является гос.служба и госслужащие. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий гос.органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, занимающими гос.должности категории Б и В. Они носят носят обслуж., вспомогательный характер. Деятельность лиц категории А заключается в непосредственном осуществлении государственной власти в пределах полномочий по замещаемым должностям. Должности категории А называют просто государственными должностями. Б и В – государственные должности государственной службы. Госслужащими являются граждане России, исполняющие обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплач-е за счет средств федерального бюджета или за счет средств соотв. субъекта. В соответствии с прин. разд. вл. Различаются госслужащие органов законодательной, исполнительной, судебной + военные.

По масштабу деятельности госслужащие могут быть разделены на либер.служащих и служащих субъектов федерации. По объему должностных полномочий госслужащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не явл. должностными лицами, не явл Б и В. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню обр-я, госслужащие подразделяются: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие.

Критерием для подр-я госслужащих явл их квалифицированные разряды: звания, классы, чины. Ранги. Согласно федеральному закону о законе фед.сл лицом, заним. катег Б и В, могут быть присвоены следующие квал. разряды:

Действ. Госсоветник РФ I, II, III класса V гр. Лицам, замещ. высшие гос. должности гос. службы.

Госсоветник РФ I, II, III класса присваивается лицам замещ. должность IV гр.

Советник РФ I, II, III – замещ. вед-е должности III гр.

Советник гос. службы I, II, III присваивается лицам, замещ. старшие долж-ти II гр.

Референт I, II, III – младшие I гр.

Антиподом правомерного поведения явл. правонарушение, то есть неправомерное поведение, что наз. админ. правонарушения.

Административный проступок – это противоправные виновные действия или бездействия, посяг-е на государственный или общественный порядок, собственность, устан. порядок упр-я. За каждый админ. проступок кодекс об адм.пр. предусматривает следующие виды админ. взысканий: предупреждение, штраф, исправительные работы от 15 до 20 месяцев, админ. арест до 15 суток, конфискация предмета, явл. объектом ад. пр., лишение специального права управления транспортным средством от 15 суток до 3 лет. Объектами админ. ответственности могут быть должностные лица и лица, достигшие 16 лет.


[20/12/03]

I. Правовые основы использования природных ресурсов и охрана окружающей среды.

II. Уголовное право.

III. Международное право.

Литература: Конституция РФ (1993г.), учебник «Правоведение» под ред. Куликовой.

I. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов одна из самых актуальных проблем современности. Основы использования природных ресурсов и охрана окружающей среды является отраслями экологического права. В настоящее время настоятельно дает знать о себе знать первенство экологии по отношению к экономике и политике.

Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущего поколений. Его главной задачей является охрана здоровья людей. Правовые основы охраны окружающей среды заложены в Конституции РФ (ст.42 и ст.58).

В Земельном кодексе, Водном кодексе, Лесном кодексе, в фед. законе «Об охране окружающей природной среды» (1991г.) и других нормативно-правовых актах. Основной закон (ст.42) закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду и в то же время возлагает обязанность (ст.58) – каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Земельный кодекс РФ принят Государственной Думой 25 октября 2001 года.

18 глав, 103 статьи. Земельное законодательство находится в совместном ведении России и субъектов Федерации. Земельный кодекс вводит свободную продажу 2,4 (?) площади земли в населенных пунктах и территориях, занятых прочими предприятиями. Земли с/х значения их оборот отдельным федеральным законом. Земли с/х значения – 25,?% площадей РФ.

Водный кодекс РФ принят Государственной Думой 18 октября 1995 года. Он регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов, устанавливает правовой режим имущественных прав на водные объекты.

Водный кодекс содержит 6 разделов и заключительную часть, 16 глав и 148 статей. Водный кодекс состоит из общей части, особенной части и заключительной части.

Вода составляет 1/6 (?) территории России. Она является основой жизни и деятельности народов, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благосостояние населения, существование животного и растительного мира.

Лесной кодекс РФ принят Государственной Думой 22 января 1997 года. Регулирует отношения в области рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в повышении их экологического и ресурсного потенциала. Устанавливает правовой режим имущественных прав на лесные объекты. Лес составляет 62% территории России.

Лесной кодекс включает общую часть и особенную часть. Общая часть состоит из 6 разделов, 16 глав и 112 статей. Особенная часть состоит из 3 глав и 23 статей. Заключительная часть: 1 глава, 2 статьи.

Природоохранительное право представлено в российском законодательстве основным законом, названными тремя кодексами. Основной юридической базой является федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» (принят законодательным органом 19 декабря 1991г.). Закон призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории России.

Закон определяет задачи природоохранного законодательства, определяет права физических и юридических лиц и возлагает обязанности на них по охране окружающей природной среды. Закон таким образом обязывает выполнять требования экологической безопасности и здоровья населения, предусматривает мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизведению природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды. Закон закладывает экономические основы пользования и охраны природы и санкции по нарушению законодательства.

II. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. Это совокупность правовых норм, которые определяют основания и принципы уголовной ответственности, преступность и наказуемость деяний, представляющих опасность для общества, устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений, а также определяет основание для освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Главными задачами уголовного права, как отрасли российской правовой системы является охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана собственности, окружающей среды, общественного порядка, конституционного строя России.

Основным источником уголовного права является Уголовный кодекс, принятый Государственной Думой в 1996 году. Состоит из 2 частей – общей и особенной.

В общей части сформулированы основные положения уголовного права.

Особенная часть содержит нормы, предусматривающие ответственность за конкретные виды преступлений.

Уголовное право тесно связано с уголовно-процессуальным правом, которое регламентирует деятельность правоохранительных органов по расследованию и рассмотрению в суде уголовных дел и отношения между участниками уголовного процесса.

Согласно ст.14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Преступления делятся на 4 категории:

1) Небольшой тяжести (максимальное лишение свободы – 2 года).

2) Средней тяжести признается умышленное и … деяние (не более 5 лет).

3) Тяжкое преступление – умышленное (не более 10 лет).

4) Особо тяжкое – умышленное деяние (более 10 лет)

Все виды наказаний по порядку назначения делятся на 3 группы:

1) Основные (исправительные работы, ограничения по службе, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы).

2) Дополнительные (лишение специального или воинского или почетного звания, гласного чина и государственных наград, конфискация имущества).

3) Смешанные (могут назначаться в качестве основанного так и дополнительного наказания – штраф, запрет на то, что б занимать определенные должности).

Кодекс определяет 2 вида уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних (от 14 до 18 лет): от 10 до 500 МРОТ, исправительные работы на срок до 1 года, воспитательные колонии до 10 лет.

Принципиально новым является раздел о преступлениях в сфере экономики, против собственности и преступления в сфере экономической деятельности: налоговые преступления, преступления, связанные с нарушением порядка предпринимательской деятельности, таможенные преступления, несвоевременная подача декларации.

Уголовно-процессуальный кодекс – 30 декабря 2001 года. Вступил в силу 1 июня 2002 года. Состоит из 18 разделов и 473 ст.

III. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.

1) Публичное и частное право.

2) Международные договоры.

3) Общепринятые принципы

Литература: 1) Устав ООН 2) Декларация о принципах международного права 3) Венская конвенция о праве международного договора 4) Хартия экономических прав и обязанностей государств 5) Конституция РФ.

Международное право – результат компромисса воль государств в международных отношениях. Такие нормы содержатся в международных договорах, конвенциях, хартиях, пактах и иных источниках международного права. Международное право имеет ту особенность, что его нормы не входят в систему отраслей внутригосударственного права. Главная особенность международного права состоит в том, что основными его субъектами являются суверенные государства, равные друг к другу по своим правам и не подчиняются.

Международное право состоит из 2 частей:

1) Международное публичное право (МПП).

2) Международное частное право (МЧП).

МПП – совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками международного общения.

МЧП – сотрудничество между различными государствами в экономической и культурной области, находит выражение в многообразных отношениях между самими государствами и их гражданами.

Международное общение, оборот – совокупность межгосударственных отношений, между гражданами и организациями различных стран. Таким образом правовые вопросы международных отношений составляют область МПП, а правовые вопросы отношений между гражданами и организациями решает МЧП.

МЧП – совокупность норм, которые регулируют гражданско-правовые отношения, то есть имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами семейного, трудового и процессуального права, которые имеют международный характер. Международный характер этих отношений может проявляться в том, что в них участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица и иностранные государства.

В состав МЧП входят нормы двух видов: в одних случаях норма содержит прямое правило, устанавливаются права и обязанности субъектов международный правоотношений. В других случаях норма указывает лишь право какого государства должно быть применено к данному отношению, то есть содержит отсылку прав того государства, где совершается то или иное правонарушение.

Основным источником международного права является международный договор. Право международного договора представляет собой совокупность международных правовых норм, которые определяют порядок заключения, условия действительности, действие и прекращение международного договора. Все это находит отражение в Венских конвенциях ‘69г. и ‘96г.

Сущность международного договора составляет соглашение – согласие воль субъектов международных правоотношений.

В России международный договор 16 июля 1986г. Его положения в основном соответствуют венским конвенциям.

Международные договоры бывают экономические, политические и договоры по специальным вопросам. Все они базируются на общепринятых принципах международных правоотношений.

Устав ООН 1945г. – состоит из 31 статьи и преамбулы. Рассматриваются основн. пр-в международных правоотношений:

1) Принцип мирного сосуществования государств, который регулирует международные отношения, в том числе и по экономическим вопросам.

2) Принцип суверенного равенства государств.

3) Сотрудничество государств во всех областях международной жизни.

4) Невмешательство во внутренние дела любого государства.

5) Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

6) Принцип взаимной выгоды.

7) Специальные принципы международного права:

– принцип наиб. благоприят-ния

– принцип нащ. режима

– принцип свободы выбора форм внешнеэкономических связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: