Тема 1. Происхождение и сущность государства

Ни одно явление социальной жизни не вызывало столько споров и прямо противоположных суждений, как государство. Так, древнегреческий философ Аристотель считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как "политического животного", стремящегося к "совместному сожительству". "Человек, нашедший свое завершение в государстве, - замечал Аристотель, - совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире".

Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добрым, ни злым. Оно является особой организацией власти, призванной согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права.

Понятие "государство" в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В науку его ввел итальянский мыслитель Макиавелли (1469 - 1527). Он использовал для обозначения государства термин "stato" (от лат. status - положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: "республика", "городская община", "княжеское господство", "земля", "полис", "единовластное правление", "тирания", "олигархия" и т. п. Отныне все эти государственные образования обозначались одним термином.

Государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Сущность государства может выражаться либо в осуществлении интересов большинства, либо отдельных социальных групп.

Признаки государства. Государство обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т. п.), оказывающих существенное влияние на общество:

® государство представляет собой особую организацию власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые осуществляют непосредственное управление обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Обеспечивая нормальные условия существования общества, государство обладает таким свойством, как принуждение, осуществляемое через специально организованные органы - армию, федеральные службы охраны порядка и безопасности;

® государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, в котором выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, отделяющей одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением;

® государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется

а) в общеобязательности ее решений для населения;

б) возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций;

в) в обладании рядом исключительных прав, например, правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер;

г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия);

® государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Соблюдения правовых норм государство добивается с помощью своих специальных органов (школа, институт, надзорные и правоохранительные органы, административные структуры, суды);

® государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность. На эти средства содержится государственный аппарат, из них выплачивается заработная плата работникам бюджетных сфер (учителям, медикам), осуществляются социальные выплаты пенсионерам, малоимущим, инвалидам и другим (социально незащищенным категориям граждан?!).

Кроме основных признаков каждое государство имеет еще и неосновные, так называемые внешние символы, отличающие одно государство от другого: гимн, герб, флаг.

Функции государства. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной властей в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Перечень и объем этих функций обусловливаются состоянием экономической, социальной и культурной сфер жизнедеятельности общества, ролью основных институтов власти и принципами их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает до минимума количество функций, закрепленных за государством, отставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка и безопасности личности, охрана окружающей среды (защита среды обитания), и т. п.

Государство выполняет ряд функций (от лат. functio – исполнение, осуществление), осуществление которых отличает его от других политических институтов и обеспечивает стабильность и поступательность развития общества. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей.

К внутренним функциям можно отнести экономическую, социальную организаторскую правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т. п. (рис.1).

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и денежно-кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страховании жизни, собственности, здоровья.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий деструктивных сил. Защита правовых норм осуществляется специальными правоохранительными органами государства (судом, прокуратурой и др.).

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий, для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения его к достижениям мировой культуры, возможности самореализации в творчестве.

Одной из главных является политическая функция, которая состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и требованиям широких слоев населения (или поддержания политического господства класса-собственника).

Среди внешних функций можно выделить осуществление взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой сферах с другими странами и функцию обороны страны.

Причины возникновения государства. Государство существовало не всегда. Догосударственно организованные общества упорядочивали взаимоотношения между людьми, согласовывали их интересы, используя мононормы как нерасчлененное единство норм морали, религиозных верований, традиций, обычаев, кровнородственных связей. При этом функции управления не закреплялись на постоянной основе за какой-либо группой рода или племени. Власть принадлежала собранию рода, которое делегировало ее на определенное время какому-то лицу (вождю, военачальнику, старейшине) и было вправе изъять ее у него. В государственно-организованном обществе властные функции монополизируются привилегированным меньшинством общества, которое осуществляет их с помощью специально подготовленных для управления людей (бюрократии), органов принуждения и правовых норм. За эту деятельность указанные люди получают жалование.

Потребность в государстве была обусловлена различными причинами, которые, однако, сводились к тому, что общество сотрясали конфликты, вызванные как естественным, так и имущественным и социальным неравенством между людьми.

Можно выделить следующие причины возникновения государства:

· экономические (переход от присваивающей к производящей экономике, общественное разделение труда, появление частной собственности)

· социальные (раскол общества на классы)

· географические,

· культурные и иные.

Пути формирования государства. Очевидно, что при своем возникновении государства у различных народов имели свои особенности, обусловлены историческим развитием конкретной страны, ее национальными традициями, культурой, религией, географическим положением.

Условно можно выделить группы стран, которые имели некоторые общие предпосылки формирования государства, что позволяет выделить три пути возникновения государства:

1) восточный;

2) западный

3) синтезный.

Различия между ними состоят в том, как происходил процесс перехода органов родоплеменной организации в органы и институты государства. Так, например, восточный путь формирования государства характеризуется тем, что государственный аппарат возникает из аппарата управления родоплеменными объединениями путем закрепления управленческих функций за определенными лицами и передачей их по наследству. Государства Древнего Востока возникали в силу необходимости организации трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали пропитание всем общинникам. Самостоятельно каждая община была не в состоянии решить эту задачу. Поэтому необходимо было объединить усилия многих общин для строительства дамб, рытья каналов и т. п. Потребности согласования усилий объединенных общин обусловили необходимость в централизованном управлении со стороны государства, создания разветвленного аппарата управления. Этот аппарат вырастал из родоплеменной знати, которая постепенно закрепляла за собой функцию управления.

Данная функция в условиях низкой производительности труда предполагала и распределение произведенного продукта. Занятие "должности" позволяло общиннику забирать себе большую часть произведенного продукта, накапливать богатства. Так постепенно образовалась замкнутая каста управленцев (ближайшие советники деспота (монарха), визири, чиновники низшего ранга), ставшая благодаря выполнению ими функций управления, господствующим классом. Следует заметить, что земля, составлявшая главное богатство, оставалась общинной собственностью.

Образование государства на Западе происходило иначе. Разрушение родоплеменной организации здесь осуществлялось вследствие развития частной собственности. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать и стать правящим классом. В основе процесса деления общества на классы лежал переход от присваивающей экономики к производящей, когда человек сам стал создавать орудия труда и предметы первой необходимости (пищу, домашнюю утварь). Происходило глубокое разделение общественного труда: стали обособляться друг от друга скотоводство и земледелие, выделились ремесла, появились купцы, занятые в сфере обмена товаров. Благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли уже самостоятельно производить достаточное количество продукции для своего существования. Земля из общинной собственности путем присвоения знатью различными способами переходит в частную. Развитие частной собственности породило имущественное неравенство среди людей и деление на классы: появились богатые (аристократы), которые имели много земельных наделов, рабов, скот, и бедные общинники. Длительная борьба имущих и неимущих классов привела первых к пониманию необходимости создания государства, которое подавляло бы недовольство масс и защищало интересы богатых собственников. Наиболее богатые из них стали занимать ответственные государственные должности.

Следовательно, государство на Западе стало результатом деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на орудия производства. Подобным путем формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме. Правда, в Древнем Риме потребность в сильном государстве была вызвана не только конфликтом внутри римского общества - между патрициями (аристократами) и плебеями (бедными), но и необходимостью удержания в повиновении населения подвластных захваченных территорий - неграждан (перегринов). Так во 2в. до н.э. из 70 млн. населения Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн., что составляло менее 3%.

Синтезный путь формирования государства был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к феодальным. Для этого варианта образования государства характерно длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии и одновременное складывание имущественного неравенства и на этой основе появление институтов раннефеодального государства. Рабский труд здесь не получил распространения. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т. п.

Государственная власть: С момента возникновения человеческого общества власть была тем фактором, который упорядочивал взаимоотношения людей, придавал им целесообразность, смысл, позволял ограничивать животный эгоизм человека. Первоначально источником властных отношений было естественное неравенство людей: одни из них были более умные, хитрые, ловкие, сильные, а другие - нет. Первые подчиняли себе вторых.

Следует отметить, что, кроме принуждения, государственная власть опирается в своих действиях и на убеждения, и на интерес. Эти ресурсы использует преимущественно демократическое государство, т.е. основанное на народном представительстве и народном доверии. В нем государственная власть становится не только легальной, т.е. законно избранной, но и легитимной, т.е. пользующейся доверием и поддержкой у населения. Признаками государственной власти, отличающими ее от партийной, религиозной, экономической и т.п. властей, являются:

1) суверенитет государственной власти (то есть верховенство над иными видами власти и независимость от других государств);

2) легальность;

3) легитимность;

4) единство государственной власти;

5) разделение властей;

6) право на легитимное насилие (то есть законно избранная власть при осуществлении принятых решений вправе опираться на принуждение) и т. п.

Для того чтобы эффективно реагировать на изменяющиеся потребности населения, государственная власть должна быть разумно организована. Насколько она разумно организована и устроена, указывает понятие "форма государства".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: