Характерные черты современного российского государства

Российское государство в 90-е гг. характеризуется рядом отличительных признаков.

1. Современное российское государство по своему типу является переходным - постсоветским. Оно несет на себе отпечаток советской государственности: стремление контролировать различные стороны жизни, выступать в роли главного распределителя материальных, финансовых и иных средств, номенклатурный (закрытый) принцип подбора руководящих кадров и т. п.

Однако появились и укрепляются демократические начала в его деятельности: свободные выборы как способ формирования верховной государственной власти, политический плюрализм (то есть многообразие политических партий, идей), разделение властей, верховенство конституции.

2. Российское государство является посттоталитарным. Это выражается как в поведении населения, надеющегося на гарантии со стороны государства, так и в отсутствии независимой судебной власти, ограничивающей произвол властей. По-прежнему политическую целесообразность власть ставит выше норм права.

3. В период первоначального накопления частного и корпоративного капитала современное российское государство отражает интересы не большинства населения, а олигархических групп (финансовых, промышленных), которые приватизировали государственную собственность.

4. Наряду с номенклатурно-олигархическими чертами, современное российское государство характеризуется процессом сращивания государственной власти с организованной преступностью. Преступные сообщества контролируют в России до 50% товарооборота, значительное количество банков, промышленных предприятий. Сращивание осуществляется не только в форме подкупа должностных лиц со стороны криминальных групп, но и путем проникновения последних во власть через процедуру всеобщих выборов.

5. Выпукло проявилась неэффективность существующего государственного механизма, слабо реагирующего на меняющиеся потребности населения. Практически из процесса реформ исключены 80 млн. человек (из 140 млн. народа!), живущих за чертой бедности. В связи с этим государство не способствует формированию зрелого гражданского общества.

Неэффективность отчасти обусловлена перекосами в распределении государственной власти. Существующая модель разделения властей значительные полномочия сосредотачивает у президента, делая законодательные и исполнительные, контрольные органы зависимыми от него.

6. Современное российское государство по форме политико-территориального устройства сочетает федеративные и конфедеративные начала. Дело в том, что в России есть как национально-государственные образования (республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные образования (края, области).

Хотя все они имеют статус субъектов (таковых в России насчитывается 89), но отличаются по своим возможностям, а потому и объемы полномочий центра и субъектов в каждом конкретном случае будут различные. Отношения центра со многими национально-государственными образованиями строятся на основе двусторонних договоров, которые закрепляют разделение компетенции. Так строятся отношения центра с Башкирией, Татарстаном, Якутией и рядом областей.

Следовательно, в России создается федерация с асимметричными отношениями федеральных органов с органами субъектов союзного государства. Такие образования могут быть эффективными, если в их основе лежит экономическая и иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве. Однако в современных условиях значительное число регионов являются дотационными и не в состоянии решать собственные проблемы (рис.3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: