Одаренный ребенок

Как распознать одаренность? Можно ли ее воспитать? Можно ли способствовать ее развитию?

Одаренность определяется врожденными задатками. Но сможет ли она развиться – зависит от влияния окружающего мира. Окружение может оказывать на одаренность и стимулирующее, и сдерживающее воздействие. Поэтому для выявления врожденных задатков очень важно создать такое жизненное пространство ребенка, в котором он не побоится проявить свою индивидуальность.

В жизни человеку постоянно приходиться выбирать между двумя естественными тенденциями: 1/ хочется остаться в привычном, знакомом, а значить надежном мире; 2/ хочется стремиться к чему-то новому, неизвестному, а значит опасному.

Воспитательный процесс должен способствовать развитию любознательности, любопытству. Целью его должно быть как можно более свободное развитие ребенка. А это значит признать ребенка с его выдающимися способностями и предоставить свободу применять эти способности по–своему.

Бегун, вырвавшийся вперед, имеет два выбора: бежать вперед, но в одиночестве или сбавить темп и подождать отставших, и быть вместе со всеми.

Очень часто одаренность, исключительность ребенка изолирует его от друзей. И он вправе стать как все. У девочек это происходит чаще, чем у мальчиков. Позже может возникнуть конфликт между способностями ребенка, собственной внутренней свободой и приспособленностью и внешней уверенностью. Одаренность становится проблемой тогда, когда одна сторона личности развита много больше, чем другие. Часто это происходит между интеллектуальным и эмоциональным развитием.

Эмоциональная атмосфера, в которой растет ребенок, должна давать ему свободу и уверенность, чтобы он смог осмелиться проявить свои явные или пока скрытые таланты. Нужно поощрять индивидуальность и не давать привыкать к конформизму. Тогда учение становится процессом, в котором дети испытывают удовольствие от своей работы и исследований.

Этому должно предшествовать креативное обучение, состоящее не только в передаче фактов. Факты могут объяснить прошлое. Но вряд ли они объясняют настоящее и тем более будущее. Креативное обучение должно сопровождаться вопросами, пробуждать проявлять логику, развивать воображение. Чтобы дети стремились сами искать ответы. Но вопросы должны быть связаны с миром ребенка, были ему понятны и развивали различные задатки: умственные, художественны, эмоциональные, социальные.

Обучение и учение не должны противопоставляться игре. Именно в игре ребенок учится правильно воспринимать и отрицательный результат эксперимента и все начинать заново. Человеку свойственно ошибаться, но на ошибках нужно учиться. И ни в коем случае не прекращать экспериментировать. Любому научному открытию предшествуют многочисленные неудачные эксперименты. Но об этом никто громко не говорит. Одаренный ребенок обычно не настроен на неудачи. Но нужно научить его не воспринимать все слишком всерьез. Любой эксперимент – это игра. И воспринимать его нужно с юмором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: