Общепринятая точка зрения, что творчество как вид человеческой деятельности отличается новизной и оригинальностью.
Л.С.Выготский: «Творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это … вещью внешнего мира или известным построением ума или чувств».
Советский энциклопедический словарь: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью».
А.Г.Спиркин (философ): «Творчество – это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является созидание оригинальных неповторимых ценностей, установление новых фактов, закономерностей, а так же методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры».
В данном определении признак новизны, как и сам процесс творчества, может иметь как объективную, так и субъективную новизну и значимость. Это очень важный момент для педагогических исследований и педагогической практики. Г.Григинов (болгарский философ) анализируя понятие творчество, выделяет различные уровни и виды.
|
|
1 уровень творчества или творчество в широком смысле:
присуще человеческому мышлению и человеческой практике и представляет собой деятельность, в ходе которой:
· Формируются вещи и явления в объективной реальности не существующие
· Развиваются и совершенствуются уже созданные материальные или духовные произведения.
· Вырабатываются методы, формы переустройства наличного.
2 уровень творчества или творчество в узком смысле:
предъявляет высокие требования к человеческому мышлению и человеческой деятельности. Это поиск и открытие новых законов, закономерностей, связей.
Наряду с признаками «новизна» и «оригинальность» выделяют признаки «социальная значимость» и «прогрессивность», то есть создание продукта, способствующего развитию и человека и общества.
Таким образом, творчество – как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:
1. наличие противоречия проблемной ситуации и творческой задачи.
2. социальная значимость и прогрессивность 9вноситтся вклад в развитие общества и личности)
3. наличие объективных условий творчества (социальных, материальных)
4. наличие субъективных предпосылок для творчества (ЗУН, творческие способности, положительная мотивация)
5. новизна и оригинальность процесса или результата.
Творчество – один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречий, для которой необходимы объективные и субъективные личностные условия, результат которой обладает новизной, оригинальностью, личностной и социальной значимостью и прогрессивностью.