Современные концепции творческого потенциала личности

Пределы развития личности неизвестны, потому и принято считать, что возможности развития каждого ребенка «безграничны». Практически это так. Но теоретически этот предел существует и определяется генотипом, обычно называемым «одаренность».

Под одаренностью понимают генетически обусловленный компонент способностей.

Данный генетический компонент определяет как конечный итог (предел), так и индивидуальный темп развития.

Но возможно и другое толкование. Мозг человека с его способностью к творчеству есть величайший дар природы. Тогда «одаренность» не есть «исключительность», а «потенциал», имеющийся у каждого «дара».

В соответствии с этим пониманием в педагогической теории и практике возникают две глобальные задачи:

1. Разработка теории и создание системы воспитания и обучения одаренных и талантливых детей

2. Разработка теоретических основ и практических мер, направленных на развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.

Каждая из этих задач делится на 4 проблемы:

· Концепция одаренности

· Выявление уровня одаренности (психодиагностика)

· Прогнозирование развития

· Теории, технологии и методики воспитания, обучения и развития творческого потенциала личности.

Исходя из формальной логики, каждая проблема вытекает из предыдущей и не может быть решена без разрешения предыдущей.

Первой, фундаментальной является концепция одаренности. Т.е., прежде чем решать вопрос как идентифицировать одаренных детей или правильно строить прогноз их развития, надо выяснить, кого следует считать одаренным – дать определение на концептуальном уровне.

Далее на этой основе необходимо разрабатывать схему психодиагностической работы и конкретные методики.

Результаты диагностики являются основанием для прогнозирования уровня развития одаренного ребенка.

А затем разрабатывать теоретические основы и практические рекомендации воспитания, обучения, развития.

Таким образом, каждая ступень является самостоятельным шагом. Но на практике получается, что психологи занимаются постановкой «диагноза» и «прогноза», а педагоги – обучают и развивают.

В традиционном подходе «прогноз» часто совпадает с «диагнозом».

Например: высокий IQ следовательно ребенок будет превышать сверстников по уровню развития. IQ низкий – будет отставать от сверстников.

Но в настоящий момент уже опровергли утверждение о фиксации IQ в детском возрасте.

В теории четкая дифференциация проблем диагностики, прогнозирования, обучения и развития – дело естественное и порой необходимое. В педагогической практике данные проблемы должны переплетаться.

Эпизодическая, разовая диагностика не позволяет объективно решать задачу выявления одаренных детей и тем более прогнозировать их развитие. Решение этой проблемы на концептуальном уровне может выглядеть так.

Диагностика выступает не как внешний фактор по отношению к прогнозированию и обучению, развитию, а как органическая часть единого педагогического процесса. Диагностика, включенная в педагогический процесс, становиться более достоверной и может стать базой для прогнозирования. Но подобная модель требует нетрадиционных методов диагностики, прогнозирования и обучения. Основная нагрузка по диагностике ложиться не на психолога, а на педагога. Психолог только уточняет определенные нюансы и разбирает наиболее сложные случаи. Но тогда при подготовке педагогов необходимо усилить психологическую составляющую учебных планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: