ТЕМА 1
Современная концепция маркетинга услуг
Основные подходы к характеристике сферы услуг. Сервисная и индустриальная экономики. Маркетинг - философия и инструментарий рыночной экономики. Основные концепции маркетинга и их генезис. История становления маркетинга услуг. Методологические особенности маркетинга услуг. Главные характеристики услуги как важнейшие причины становления маркетинга услуг. Основные подходы к классификациям услуги и рынка услуг. Сущность маркетинга услуг. Виды маркетинга и комплекс маркетинга для сферы услуг. Принципы маркетинга услуг. Цели системы маркетинга услуг. Международные модели маркетинга услуг. «Треугольник» маркетинга услуг.
Конспект лекции
Маркетинг -непрерывный процесс организации, планирования и управления в области оперативного и стратегического поведения фирмы, нацеленный на удовлетворение нужд и потребностей потребителей и получение благодаря этому запланированной прибыли.
Процесс маркетинга - упорядоченная совокупность стадий и действий по выявлению спроса, разработке, изготовлению, распределению и сбыту продукции, соответствующей требованиям потребителей и возможностям рынка.
Маркетинг может быть структурирован предметно и функционально. Функциональное структурирование предполагает выделение следующих разделов:
1. Производственный маркетинг. Он включает деятельность по разработке товаров и услуг, ценообразование и сбыт товаров и услуг.
2. Коммуникативный маркетинг. Он включает рекламу, формирование общественного мнения, стимулирование сбыта, персональные продажи.
3. Аналитический маркетинг. Включает маркетинговые исследования и деятельность по сегментации рынка.
Предметное структурирование описывает:
1. Маркетинг товаров, в том числе маркетинг товаров производственного назначения и маркетинг потребительских товаров.
2. Маркетинг услуг, в том числе банковских услуг, туризма, информационных услуг, бытовых и других услуг.
В основе осуществления оперативной маркетинговой деятельности лежит использование маркетингового комплекса.
Маркетинговый комплекс - набор инструментов, который позволяет осуществлять планирование маркетинга и осуществление маркетинговых действий.
Эволюция взглядов на маркетинговый комплекс:
Начало 60-х годов: Классический маркетинговый комплекс (4Р): товар, цена, каналы сбыта или место продажи, продвижение.
Начало 70-х годов: Маркетинговый комплекс для сферы услуг (7Р): товар, цена, каналы сбыта или место продажи, продвижение, персонал, физическое окружение, процесс.
Середина 80-х годов: Маркетинговый комплекс для мегамаркетинга (6Р): товар, цена, каналы сбыта или место продаж, продвижение, политика, общественное мнение.
Предназначение каждого маркетингового инструмента
с точки зрения потребителя -
это увеличение его выгоды
Таблица 1.1
Инструменты для оценки товарного предложения со стороны продавца и покупателя
4Р - отношение продавца к товарному предложению | 4С - отношение покупателя к товарному предложению |
товар | полезность |
цена | ценность |
каналы сбыта или место продаж | доступность |
продвижение | информированность |
Источник: Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
В самом широком смысле маркетинг - философия, склад и направленность делового мышления. Маркетинг понимается как система знаний о наиболее разумном предложении товаров на рынке. В более узком предпринимательском смысле маркетинг - это система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Таблица 1.2
Три уровня маркетинговой деятельности
Уровень | Вид маркетинга | Сущность данного вида маркетинга |
Первый | Маркетинг реагирования | Способность компании определить потребности клиента и найти реальное решение |
Второй | Предвосхищающий маркетинг | Способность компании определить, когда латентная потребность станет реальной |
Третий | Маркетинг, формирующий запросы | Способность компании предлагать продукты или услуги, о которых никто не просил |
Таблица 1.3