Основные подходы к классификации услуг

В литературе сформировалось достаточно большое количество подходов к классификации отраслей сферы услуг и видов услуг.

Таблица 1.9

Примеры нескольких распространенных классификаций услуг

Классификация Всемирной торговой организации Международная стандартная промышленная классификация Классификация Организации экономического сотрудничества и развития Общероссийский классификатор услуг ОК-002
      Бытовые
Деловые   Посредничество  
Связь Связь   Связь
Строительство и инжиниринг      
Распределение Склады, торговля, рестораны, гостиницы Поставка, планирование поставок Торговля, общественное питание, рынки, средства размещения
Образование     Образование
Финансовые   Банки, недвижимость, страхование, создание капитала Банки, финансовое посредничество. страхование
Здравоохранение и социальные Общественные, индивидуальные, социальные   Медицинские
Туризм и путешествия     Туристические
Отдых, культура, спорт     Культура, физкультура и спорт
Транспортные Транспорт Перевозки Транспортные
Экология      
Другие     Другие

Источник: Миронова Н. Дифференцированный подход к маркетингу услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. № 3.

Если рассматривать маркетингово ориентированные классификации, то можно привести следующие:

1. По типу обслуживаемого рынка (рынок конечных потребителей, рынок промежуточных продавцов, промышленный рынок, рынок государственных учреждений).

2. По уровню квалификации персонала (от услуг, требующих наивысшей квалификации персонала, например услуги консультанта, врача, до услуг, требующих минимальных рабочих навыков у персонала, например уборщик, смотритель гаража).

3. По объему капиталовложений. Для открытия ресторана среднего уровня по мировым меркам требуется не менее 300000 долл., а для того чтобы начать оказывать консультационные услуги достаточно иметь компьютер и собственные знания.

4. По типу услуг: производственные, распределительные, профессиональные, потребительские, общественные.

5. По степени контакта между продавцом и покупателем (от услуг предельной степени контакта, например медицинских, до услуг с минимальной степенью контакта, например дистанционные банковские услуги или услуги дистанционного образования).

6. По степени механизации и автоматизации процесса оказания услуги.

7. По степени осязаемости.

8. По степени новизны услуг.

9. По степени присутствия материального компонента после оказания услуг.

10.По степени связанности услуги с товаром уже приобретенным или предполагаемым к приобретению.

11.По степени доминирования персонала или технологий в процессе оказания услуги.

12.По частоте приобретения услуги покупателем.

13.В зависимости от мотива приобретения (личные услуги, деловые услуги).

14.По процедуре поставки.

15.По содержанию и предоставляемым благам.

16.По составу объектов (на кого или на что направлены действия, являющиеся сутью услуги). Пример такой классификации приведен в таблице 1.10.

Таблица 1.10

Основы классификации услуг по составу объектов, на которые направлены действия

  Основные классы услуг   Сферы услуг
Осязаемые действия, направленные на тело человека Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты, парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе
Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты Грузовой транспорт, ремонт и содержание обо- рудования, охрана, поддержание чистоты и по- рядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги
Неосязаемые действия, направленные на сознание человека Образование, радио- и телевещание, информа- ционные услуги, театры, музеи
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами

Источник: Маркова В. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: