Пояснительная записка. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 254 г. Ульяновска

Адрес:432027, г. Ульяновск,

улицаУльяны Громовой, д. 8.

Телефон: (8422) 27-34-04, 27-39-09

Руководители проекта:

Заведующая МАДОУ № 254 – Краснова Римма Сергеевна,

зам. заведующей по УВР – Гаврилова Ирина Анатольевна.

Программа по физической культуре детей четвертого года жизни

На основе реализации

Компетентностного подхода

Научный руководитель – Анохина Ирина Анатольевна,

кандидат биологических наук, доцент,

ОГБОУ ДПО УИПКПРО.

Научный консультант – Полтавцева Нина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент.

Ульяновск

Содержание

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ  
1.1. Пояснительная записка  
1.2. Содержание работы  
1.3. Распределение образовательной работы в течение года  
1.4. Условия реализации программы  
2. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  
2.1. Двигательная деятельность и ее составные компоненты  
2.2. Формирование целенаправленности действий при выполнении физических упражнений  
2.3. Развитие у младших дошкольников оценки результативности собственных действий и успешности действий сверстников  
2.4. Познание младшими дошкольниками различных параметров физических упражнений при овладении техникой выполнения  
2.5. Овладение организационными умениями в двигательной деятельности детьми младшего дошкольного возраста  
2.6. Развитие у младших дошкольников социально-коммуникативных взаимоотношений в двигательной деятельности.  
2.7. Мониторинг уровня развития компетентности в двигательной деятельности у детей 3-4 лет  
2.8. Содержание и формы работы с педагогами дошкольного учреждения по внедрению инновационных технологий  
2.9. Взаимосвязь работы педагогов и родителей по реализации компетентностного подхода в области физической культуры во IIмладшей группе  
3. ВЫВОДЫ.  

Пояснительная записка

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» устанавливает необходимость «обеспечения инновационного характера базового образования», включающего «обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений». Компететностно-ориентированное образование направлено на овладение деятельностью, обеспечение готовности к решению проблем и задач на основе знаний, приобретенного опыта, внутренних и внешних ресурсов, установление переноса не только знаний, но и способности видеть проблему, формулировать задачу, выбирать и находить способ ее решения.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование относится к первой ступени системы образования, а «о бразование» рассматривается, как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

В соответствии с требованиями современной нормативной базы целью нашей парциальной образовательной программы является формирование умения управлять компонентами двигательной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- определить объем знаний для осознанного овладения способами осуществления различных физических упражнений;

- способствовать выделению положительных и отрицательных сторон при действиях тем или иным способом;

- развивать целенаправленность действий, переводить интерес детей с процесса выполнения движения на достижение результата;

- вырабатывать умение придерживаться при выполнении двигательного действия установленного плана, подведение детей к планированию двигательной деятельности;

- содействовать развитию у детей объективной оценки полученного результата, базируясь на показаниях различных анализаторов;

- способствовать приобретению детьми умений к созданию условий для выполнения двигательных действий, развитию организационных компетенций;

- воспитывать интерес к действиям сверстников, привлекая внимание к новизне способов выполнения, к достижению положительного результата;

- прививать потребность в соблюдении установленных правил при выполнении физических упражнений (действовать от обозначенного места; соблюдать очередность, действовать по сигналу, выполнять движение, не сталкиваясь с другими и др.).

Задачи и содержание работы по физическому развитию детей реализуются комплексно с образователь­ными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно‑эстетическое развитие.

В программах физического воспитания дошкольников традиционно выделяются три направления работы: оздоровительное, образовательное и воспитательное. Оздоровительное направление составляет основу всей работы в области физической культуры и особую значимость оно приобретает в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда закладывается фундамент здоровья человека.

Недостаточный двигательный опыт, уровень развития координации движений, функции равновесия ставят заботу об охране здоровья дошкольников, предупреждение травматизма в качестве важнейшей задачи в физическом воспитании. Базой для укрепления здоровья и повышения возможностей детского организма является расширение работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной, костной систем. Это связано с использованием разнообразных физических упражнений в разных формах работы.

Важнейшей стороной работы в физическом воспитании является развитие приспособительных реакций организма на различные раздражители окружающей среды, таких как температурные изменения, зрительные, слуховые сигналы, формирование быстроты ответной реакции.

Решение оздоровительных задач тесно связано с двигательной активностью ребенка. Здесь вступает в силу взаимосвязь оздоровительных и образовательных задач. Высокая двигательная активность ребенка оказывает положительное влияние на развитие функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, но одновременно может оказывать отрицательное влияние на другие органы и системы. Так, если ребенок широко пользуется ходьбой, бегом, прыжками, то их выполнение содействует увеличению работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но если способ осуществления этих движений характеризуется топающим шагом, жестким приземлением, отмечается наклон головы вперед, сдавливание грудной клетки, то такие движения оказывают отрицательное влияние на костную систему, состояние хрящевой ткани, функционирование суставов, формирование правильной осанки. Поэтому важно, чтобы ребенок не только имел достаточную двигательную активность, но и при этом отмечалось здоровьесберегающее двигательное поведение. Поэтому речь идет об овладении правильным выполнением жизненно необходимых основных движений, техникой их осуществления, так как они широко используются дошкольниками в повседневной жизни при перемещении, при решении двигательных залач в различных играх. Причем, их использование происходит в разнообразных условиях и в этом случае успех связан не только с правильным выполнением.

В разработанной нами программе круг образовательных задач раздела «Физическая культура» значительного расширен по сравнению с традиционным подходом. Овладение техникой выполнения разученных движений позволяет с меньшей затратой сил достигать большего результата. Успех служит основой для развития интереса к двигательной деятельности. В связи с тем, что основные движения широко используются в спорте и спортивных играх, приобретенные умения и навыки в младшем дошкольном возрасте в последующем получат дальнейшее развитие и будут служить основой для занятий в старшей группе и по школьной программе.

Включенное в программу физическое упражнение, в одном случае, выступает в качестве предмета усвоения – разучить такое-то движение. В другом случае, это же упражнение является способом усвоения более сложного движения. Например, разучивается подпрыгивание на месте, отрабатывается отталкивание одновременно двумя ногами и приземление одновременно на две ноги перекатом с носка на всю ступню. После усвоения этих элементов подпрыгивание используется для выработки энергичного толчка в длину с места и прыжках в высоту с места. В этих случаях воспитание физических качеств будет сопутствующей задачей. И, наконец, это же упражнение применяется специально для развития физических качеств (силы, выносливости, координации и т.д.) при этом увеличивается дозировка выполнения, меняются условия осуществления. Т.И. Осокина отмечает, что в младшем дошкольном возрасте доминируют задачи по обучению движениям.

Исследование В.П. Урицкой, посвященное изучению гибкости у детей 3-7 лет, свидетельствует о том, что показатели оказались самыми лучшими у 3-х летних детей. Этому способствуют анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, характеризующиеся эластичностью мышц и пропорционально короткими ногами, что облегчает выполнение наклона вперед, не сгибая колен. Относительно короткие ноги при подлезании на ладонях и коленях опускают таз ребенка, поэтому нет угрозы задевания ягодицами.

Этот же автор отмечает, что физические качества – быстрота, ловкость, сила, равновесие с возрастом равномерно совершенствуются, а наибольший скачок в их развитии наблюдается на 4 и 5-ом годах жизни.

Быстрота как физическое качество проявляется в разных формах, в том числе и в быстрой реакции на сигнал к действиям или их смене. Причем эти реакции связаны с воздействиями зрительных, слуховых, тактильных раздражителей. Простые двигательные реакции формируются с действиями на известные и ожидаемые сигналы («а медведь не спит, и на нас рычит»), с действиями на известные, но неожиданные сигналы (ребенок не знает, когда воспитатель скажет «медведь»), с действиями на движущиеся объекты. Человек, обладающий быстрой реакцией в привычных условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы в других непривычных и более сложных ситуациях, что значимо в жизни человека.

Быстрота реакции ребенка в очень большой степени зависит от типа его нервной системы, но ее можно развить с помощью соответствующих упражнений (Е.Н. Вавилова), что и предусматривается в предложенной нами программе, благодаря использованию широкой вариативности подвижных игр и игровых упражнений. Е.Н. Вавилова подчеркивает, что на уменьшение скрытого периода реакции существенно влияет тренировка.

Программой предусматривается приучение детей к созданию условий для выполнения физических упражнений. В этом возрасте дети с желанием откликаются на просьбу совместно, а затем и самостоятельно отобрать пособия для действий с ними: по величине (большие или маленькие мячи, большие или маленькие мешочки и т.д.), по размеру (длинные шнуры, чтобы построить дорожку; короткий шнур, чтобы обозначить место выполнения броска и т.д.), по цвету, по форме. Младшим дошкольникам доступно самостоятельное размещение необходимого оборудования по условным меткам (в каждое резиновое колечко положить мяч, в кружок поставить корзинку, на крестик поставить кеглю и т.д.), уборка инвентаря на свое место после выполнения физических упражнений.

Оздоровительные задачи:

· формировать здоровьесберегающее поведение при использовании двигательных действий;

· сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей как психосоматическое единство;

· содействовать формированию правильной осанки для создания благоприятных условий, необходимых в работе внутренних органов;

· обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп;

· повышать приспособляемость организма к окружающей среде, развивать работоспособность органов и систем;

· содействовать закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

· развивать силу и выносливость мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем на положительном эмоциональном фоне, используя постепенное увеличение дозировки и темпа выполнения;

Образовательные задачи:

· формировать круг представлений в области физической культуры;

· формировать правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

· различать движения по названию: ходьба, бег, прыжки, бросание, наклон, приседание, поворот и т.д.;

· развивать умение действовать по словесной инструкции взрослого, расширять способности к пониманию словесных указаний при выполнении знакомых физических упражнений и восприятию незначительных изменений;

обогащать двигательный опыт:

· развивать способность передавать в движениях образы знакомых животных и других объектов окружающей действительности, отражая существенные признаки;

· передавать нужные направления движения (вперед, назад, вверх, в стороны, вниз первоначально на уровне простой ориентировки, а затем предэталона);

· содействовать пониманию связи величины конечности и амплитуды, темпа выполнения движений;

· способствовать усвоению общих правил при выполнении двигательных действий (чтобы стоять устойчиво, прочно, нужно расставить ноги и т.д.) и руководствоваться ими при освоении новых движений (при выполнении различных общеразвивающих упражнений, бросании больших предметов вдаль и цель, в прыжках в длину с места, спрыгиваниях);

· содействовать овладению общими правилами принятия правильного исходного положения при бросании большого и малого предмета, руководсвоваться ими при действиях с новыми предметами;

· приучать действовать по плану: приготовиться – выполнить;

· развивать стремление к достижению стоящей задачи (сбить колпак, попасть в корзину, не задеть при подлезании и т.д.)

· формировать стремление к оценке полученного результата;

· развивать умение приспосабливать движения к встречающимся препятствиям (перешагнуть, регулируя ширину шага или высоту подъема ноги; ползти, обогнув препятствие и т.д.);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: