Название

О ценности хорошего названия, заголовка книги ли, главы ли знает каждый писатель. Василий Субботин, например, отмечает: «По одному тому, как писатель умеет расставить слова в названии своего собственного произведения, можно судить о том, насколько он умеет обращаться со словом» (Октябрь, 1986, № 10. — С. 166).

Не менее важен заголовок научной публикации. По три дня, случается, думаешь, как назвать будущую статью, по пять — восемь вариантов сравнишь, отметая слабые и серые. Заголовок должен нравиться прежде всего самому автору. Он станет как бы задан­ной высотой, под которую Вы будете тянуть всю махину текста. Заголовок — аккумулятор вдохновения. Не жалейте времени, обдумывая название своей работы. Когда идеальная формулиров­ка будет найдена, она станет Вашим стимулом: такую статью Вы будете хотеть писать. Наука напоминает долгострой: долгим трудом платит ученый за все ценное. Заголовок и будет держать планку трудоспособности. Гипноз заголовка поможет избавляться от сомнений и страха начала работы.

«Название научной статьи, — пишет Ганс Селье, — должно быть кратким, но в то же время полностью отражать ее содержание... Насколько это возможно, заголовок статьи должен быть понятен даже не специалистам... тогда он будет иметь смысл для широкой международной читательской аудитории». Г. Селье советует избегать заголовков типа «К вопросу о некоторых...», «Об исследовании проблем, относящихся к...» (Г. Селье. От мечты к открытию. Как стать ученым. — М.: Прогресс, 1987. — С. 332).

Изящество и краткость заголовка приходят не сразу. «К вопросу о взаимодействии семантики слова и его правописания». Попробуем устранить вязкие слова, останется «Семантика и правописание».

Ошибка молодых ученых заключается в том, что они хотят все вынести в название, заголовком статьи охарактеризовать тему исследования, проблему, в которую входит тема, метод анализа, материал.

Когда-то на 16-й странице «Литературной газеты» печатались «Повести, состоящие из одних названий». Например: «Повесть о талантливой официантке — не по летам красивой, но умной, — выступившей с интересным почином: она не берет у клиентов чаевых, если они сами не дают» (Литературная газета от 17 марта 1976 года).

Заголовок не может и не должен раскрывать в совокупности тему, идею, метод и материал анализа. В какой-то мере заголовок должен читателя интриговать. Не бойтесь, что в статье, а тем более в тезисах Вы не осветите всех аспектов (всех аспектов не осветит никто). Ваша цель — привлечь читателя к теме или гипоте-[28]-зе статьи. Однако и предельно широкие заголовки («Теория текста», «Слово и предложение») перед статьей начинающего автора не делают ему чести. Заголовок должен демонстрировать настолько размах, сколько новизну подхода.

Книгу о самозванцах (лжедмитриях и им подобных) Натан Эйдельман блестяще назвал «Лже». «Болезнь как семиотическая система» — так озаглавлена статья А.Ш. Тхостова (Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 1993, № 1).

Искусству заголовка можно учиться, анализируя наиболее интересные решения «проблемы заголовка», однако здесь подкарауливает обучающегося реальная опасность уподобиться большинству.

Памятно время, когда в позиции заголовка правил бал именительный падеж представления («Структурализм: «За» и «против»). Мода на заголовки мешает молодому исследователю. Так, до сих пор в чести предельно широкое название публикации с предельно узким подзаголовком. Криминала в желании уточнить тему, конечно, нет, но и увлекаться подзаголовками не стоит. Они бывают необходимы в диссертациях, чтобы исследование, о котором будут судить по его названию, соответствовало шифру специальности. Научившись уточнять тему диссертации, молодой ученый по инерции использует подзаголовки во всех своих последующих, публикациях. Подзаголовок становится информативнее самого заглавия.

Итак, не будем жалеть усилий при обдумывании названий своих работ, тем более что работ может быть вообще не так уж много, вал в науке недопустим. Чтобы не обмануть ожиданий читателя, постараемся подобрать название точное, а чтобы читателя к тому же увлечь — оригинальное.

Оглавление

Если Вы пишете не статью, а книгу, то следующей сильной позицией будет позиция оглавле­ния. По существу это те же заголовки, но заголовки частей, и не только они сами по себе важны, но важна и их гармония, перекличка, сопряженность. Оглавление отражает ком­позицию работы. Девяносто процентов потенциальных читателей по оглавлению решают, стоит или не стоит читать книгу.

Если самому автору композиция его будущей книги нравится, то это очень облегчает процесс вхождения в работу. Композиция не что иное, как совокупность ячеек, отсеков книги, а один отсек писать не так трудно, как книгу в целом.

Кандидат экономических наук, писатель-географ Михаил Иванович Ростовцев на вопрос «Как Вы пишете?» ответил следующим образом: «Я кладу перед собой оглавление и спрашиваю себя, что мне сегодня хочется писать, какую главу книги. И пишу то, что хочется. Так каркас книги наполняется уже сделанной [29] продукцией, и оставшиеся, менее любимые части будущей книги не так пугают. Они, как противник на фронте, окружены готовой работой».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: