Эпиграф

Сильной позицией художественного текста является и позиция эпиграфа. В научной литературе, за исключением научно-популярной ее ветви, эпиграф не только необязателен (он необязателен и в художественном тексте!), но подчас вообще неприемлем. Украшение статьи, главы, всей книги эпиграфом придает содержанию черты художественности. Примитивный или общеизвестный афоризм в позиции эпиграфа только испортит работу. Глубокий по смыслу, отвечающий идее книги эпиграф опередит гипотезу до ее изложения. Эпиграф создаст многоплановость, символику, тогда как научное изложение строится па иных критериях.

Не дело, конечно, запугивать молодых ученых, запрещая им использовать эпиграфы, но будущий автор должен отдавать себе отчет в том, что позиция эпиграфа в научном тексте требует несколько иного наполнения, чем в тексте художественном.

Откроем книгу М. Доналдсон «Мыслительная деятельность детей» и выпишем начало шестой главы «Что говорится и что имеется в виду».

«То, что говорится, — скользкая вещь»

(P. Ziff, 1972)

— Кто-нибудь был с вами в лодке?

— Нет, никого.

— А что же делал ваш внук?

— А, он? Он был со мной. Я думал, вы имеете в виду, что там был кто-то еще, кого быть не должно.

(D. Sayers. 1971)

Следует ли из этого, что способность использовать язык превосходит способность его понимать?

На первый взгляд, утвердительный ответ на этот вопрос может: показаться абсурдным» (М. Доналдсон. Мыслительная деятельность детей. — М.: Педагогика, 1985. — С. 87).

Мы видим в этой главе умелое (можно даже сказать элегантное!) использование двух эпиграфов, один из которых — сентенция, другой — жизненная зарисовка, иллюстрирующая эту сентенцию и обнажающая главный нерв главы.

Проблема эпиграфа в научном изложении требует специального исследования, как, впрочем, и проблема эпиграфа к телепередачам, газетным статьям. Без этого любые рекомендации будут поверхностными. [30]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: