Народное творчество в XIX веке

Собирание, систематизация, изучение поэтических ценностей казахского народа началось еще в XIX веке. В трудах ученых, поэтов, просветителей Шокана Уалиханова, Ыбрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева мы находим достаточное количество образцов творческого использования тех или иных видов казахского фольклора. Неоценимые услуги обогащению фондов записей устного народного творчества оказали русские ученые В. В. Радлов, Г. Н. Потанин и другие. Богатый материал был собран А. А. Диваевым. Поэты-книжники конца XIX — начала XX века Акылбек Сабал, Макиш Калтаев, Майликей и другие записали и издали отдельные произведения народного творчества. Некоторые из них издавались на казахском языке и в русском переводе, например, в газете «Далауэлаятынын газетЬ> («Степная газета») (1888—1902) и в журналах «Айкап» (1911-1915), «Абай» (1918). Начиная с 20-30-х годов XIX века и вплоть до 1917 года, в петербургских и московских журналах, например, в «Трудах Лазаревского института восточных языков», в публикациях Казанского, Петербургского, Московского университетов и Русского географическог Живопись и прикладное искусство. Русские художники прогрессив-ного направления внесли большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа. Будучи в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П. Кошаров и другие предста-вители изобразительного искусства в ряде своих произведений ото-бражали жизнь народа. Тема Казахстана и Средней Азии была осо-бенно значительной в творчестве известного русского художника В. Верещагина ''Окружающие Лепсинский край горы'' с великолепным мастерством передаёт красоту казахского края.

Видный художник Н. Хлудов все свои значительные произведе-ния создал на казахстанскую тематику. В произведениях художника ''Прогон скота'', ''За дровами'' казахская степь изображена с большой любовью.

Прикладное искусство казахского народа имело многовековую традицию развития. Изделия, выполненные народными мастерами, демонстрировались на крупных выставках 19 века, в Петропавлов-ске, Кокшетау, Нижнем Новгороде и других городах. Приёмы и тех-нология изготовления изделий передавались из поколения в поколе-ние. Великолепными были сырмаки, текеметы – постилочные вой-лочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры и многочис-ленные другие войлочные изделия, при изготовлении которых гар-монично применялся казахский орнамент, который богато использо-вался во всех его основных видах – зооморфном, растительном и геометрическом видах. Были распространены и такие виды искусст-ва, как изготовление сёдел и конного серебряными и костяными на-кладками, ювелирных изделий и других. Постепенный переход каза-хов к осёдлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства.

Искусство изготовления деревянных изделий мастерами-деревщиками доводилось до высокого уровня. Изготовлялись изде-лия для скотоводов и земледельцев. Применяли также богатую ин-крустацию, резьбу по кости.

Искусство вышивки нашло широкое применение при изготовле-нии женской и мужской одежды и различного снаряжения. Продол-жало уделяться внимание внутреннему художественному оформле-нию юрты. В аулах по-прежнему деревянные изделия казахского ремесла успешно соперничали с изделиями фабричного производст-ва. Получили распространение изделия из металла.

Местные ювелиры изготовляли такие изящные вещи, как сакина, сырга, алка. В казахском ауле мастера ювелиры пользовались заслу-женным почётом и вниманием. Основными потребителями ювелир-ных изделий были состоятельные казахские скотоводы, феодальные группы.

Предметы казахского народного прикладного искусства станови-лись известными в культурных центрах России и за рубежом. На всемирной выставке в Париже в 1868 году были выставлены казах-ские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими му-зыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство. Во второй половине 19 века жили выдаю-щиеся казахские композиторы, создавшие не меркнущие классиче-ские произведения. В произведениях талантливых казахских компо-зиторов звучат мотивы народной освободительной борьбы.

В развитии казахского музыкального искусства выдающийся след оставили Курмангазы Сагырбай-улы, Даулеткерей Шыгай-улы, Тат-тимбет, Биржан-сал Кожагул-улы, Жаяу Муса Байжан-улы и другие.

КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные даро-вания. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а глав-ным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народ-ных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произ-ведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. Преследования не смогли его сломить. По народным рассказам, первый его кюй ''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера в буду-щее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.о общества определенное место занимали материалы и по казахскому фольклору.

70------------------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: