Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Эпоха Возрождения. Реформация и контрреформация в Западной Европе




Реформация и контрреформация.

Реформация – массовая религиозная и общественно-политическое движение в западной и центральной европе 16 – начала 17 веков

Причины:

Политические – новые централизованные национальные государства на СЗ Европы выступали против концепции универсальной церкви, которая провозглашала свое первенство над светской властью. Этот церковный идеал вступал в противоречия не только с крепнувшим абсолютизмом, но и с зарождающимся национальным сознанием среднего класса.

Экономические – недовольство всех слоев населения вызывали огромные земельные богатства католической церкви и значительные денежные сборы в пользу римских пап. При чем на само духовенство не распространялась система налогообложения национальных государств. Особенно негодовала буржуазия, считавшая, что деньги нужны не для того, чтобы строить соборы и проводить пышные церковные службы, а для вкладывания в производство, в соответствии с этим, под сомнение ставилась вся дорогостоящая организация церкви, с ее папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. Бюргерство выступало за удешевление церкви, а также за отказ от некоторых положений ее этического учения – от осуждения богатства и предпринимательской деятельности.

Социальные – возникновение городов и рост среднего класса формировали новый идеал индивидуализма: денежная экономика освободила людей от земли как главного средства существования. Горожане начинают понимать, что не все в порядке с социальным устройством, в котором их угнетают люди, не создающие материальных благ, но находящиеся на вершине общественной пирамиды.

Моральные – падение нравов католического клира. Стремление к роскоши. Накоплению богатств, дух стяжательства, пронизывающий все звенья церковной иерархии. Продажа индульгенций. Кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о единоспасающей роли католической церкви, значения различных церковных таинств, священного писания.

Предпосылки.

Важнейшими предпосылками реформации стали:

- общий подъем образования

- успехи книгопечатания

- распространение новых принципов гуманистической этики и ренессансной концепции человека, как хозяина своей судьбы.

Родина реформации – германия, где возникло лютеранство – христианское вероучение, названное по имени его основателя - Мартина Лютера. В то время как в крупных централизованных монархиях короли хоть как-то противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной германии роль духовенства была огромной. Крайне высоки были церковные сборы, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарства, претендовавшие на землю духовенства. В 1517 г. В Германию прибыли посланцы папы для широкого распространения индульгенций. 31 октября 1517 года профессор Виттенбергского университета, богослов, Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви документ «95 тезисов против индульгенций», в котором оспаривалось право папы на отпущение грехов. В 1520 г папа издал буллу об отлучении Лютера от церкви. Немецкий богослов публично сжег папскую буллу во дворе университета, вступив в открытую полемику с папой, Лютер написал несколько трактатов, в которых изложил свои взгляды на место и предназначение церкви. Главная идея лютера состояла в том, что каждый человек спасается одной лишь искренней верой в Бога и не нуждается в посредниках в виде церкви. Он заявил, что церковные таинства и ритуалы не имеют того значения, которого им предписывает церковь. Из 7 католических таинств он предлагал оставить только два – крещение и причащение, так как только их описание содержится в Библии. Для того, чтобы библия стала доступной не только духовенству, но и всем мирянам, необходим ее перевод на родные языки, кроме того пышное богослужение на латыни необходимо заменить проповедью на родном языке. Внешние проявления культа – почитание икон, изображение святых, поклонение мощам и тому подобное Лютер объявил идолопоклонством, отвлекающем людей от размышлений о существе веры.




Пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европейской реформации.

Широкая поддержка учения лютера в германии и всеобщий протест против папы приобретал политический характер, в ситуацию вмешался император священной римской империи карл 5. Он вызвал Лютера на заседание рейхстага. Куда прибыли и посланцы папы. Потребовавшие отречения Лютера от его взглядов. В ответ он заявил: на том стою и не могу иначе.



Еще дальше Лютера в своем учении пошел Жан Кан Вин – французский эмигрант в Женеве. Он основал основной догмат кальвинизма – учение об абсолютном предопределении. Согласно его учению, участь человека в земной и загробной жизни предопределена изначально, избранных ждет спасение, остальные обретены на вечные муки. Но человек не должен пассивно ждать вершения судьбы. Он должен постоянно трудиться. Ибо труд – это дар божий, а лень – один из величайших пороков. Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатств. Подобный идеал получил название – трудовой протестантской этики. Она как нельзя лучше соответствовала нарастающей капиталистической системе. Идеи кальвинизма пользовались большим успехом у городского населения и быстро распространились в нидерландах, англии, шотландии и на юге франции.

В англии реформация имела свои отличительные черты : она проходила по инициативе королевской власти и привела к образованию самостоятельной англиканской церкви. Главной целью королевской реформации стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение Английской церкви королю. При этом важнейшее значение имель стремление короля секуляризировать монастырские земли, к тому же и английская буржуазия была заинтересована в дешевой и простой церкви.

Поводом для разрыва с Ватиканом послужил развод английского короля Генриха 8 с Екатериной Арагонской и его женитьба на фрейлине королевы Анне Болейн в 1533 году. Это не получило одобрение у римского папы Климента 7. Английский парламент, заседавший с 1529 по 1537 год (Парламент реформации), принял по настоянию короля ряд законов общим смыслом которых стало создание в стране не зависимой от Рима национальной церкви. В парламенте реформации заседали представители от дворянства из 37 графств, бюргерство из 119 городов. Апогеем его деятельности стало издание в 1534 году «Акта о супрематии», объявившего короля верховным главой церкви, которую теперь стали называть англиканской. Этому событию предшествовало выступление английского архиепископа с утверждением. Что в Англии «королевская власть стоит по божественному предписанию впереди и выше всякой другой власти». В это же время король назначил комиссию для составления присяги верности новому закону о престолонаследии, который утверждал королевские права Анны Болейн, власть английского короля объявлялась имперской, т.е. исключающей подчинение кому-либо, в том числе и главе католической церкви. Через три года Анна Болейн была казнена по обвинению в супружеской измене, но независимая англиканская церковь с ее идеей «один Бог, один король, одна вера, одно исповедание» осталась.

Реформация обновила христианскую церковь, сделала ее более соответствующей времени, поставила в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира и способную принимать на себя ответственность за собственные деяния, при этом поощряя индивидуализм, она стремилась ввести его в строгие рамки морали, основанные на религиозные ценности. Распространение протестантизма заставило папство предпиринять ряд мер по борьбе с протестантской ересью. Совокупность этих мер – контрреформация.

Происходит реорганизация инквизиции – безжалостная расправа с еретиками. Составляется индекс запрещенных книг, расширяется церковная цензура, одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится орден иезуитов, основанный в 1540 году. Главной задачей ордена стала защита и распространение католицизма, не только в Европе, но и во всем мире. Деятельность иезуитов была весьма разнообразной, от участия в политической жизни европейских дворов, до создания школ, приютов, отправки миссионеров в Азию и Америку. Однако, и в самой католической церкви не было единства, наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в свой адрес, однако на тридентском соборе 1545-1563 победила консервативная линия: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы, укреплялась инквизиция, в результате активные меры предпринятые католической церквью позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма.

На рубеже 14-15 вв наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы – Возрождение, или Ренессанс. В основе её возникновения лежали подъём образования и достижение городской культуры средневековья. Фундаментом Ренессанса было новое философское течение – гуманизм, зародившийся в конце 14 века в Италии. Характерной чертой гуманизма стало выдвижение на первый план – этики – науки о человеке, его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму, философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Центральная роль в воспитании такого человека отводилась культуре, которая получила принципиально новое осмысление: только подъём культуры как совокупности лучших достижений общества может помочь человечеству стать совершенным. В связи с этим гуманисты придавали больше значение возрождению культуры античных Греции и Рима, в которых видели идеал и образец для подражания. Они реабилитировали языческую литературу и поэзию, отвергавшуюся Средневековьем. В первой половине 15 века идеи гуманизма получили широкое распространение в среде городских интеллектуалов. Важное место среди гуманистических идей стала занимать концепция индивидуализма. Стремление к собственному благу, однако не в ущерб остальным. Таким образом в 14-15 вв в Италии сложилась новая система взглядов не порывавшая с христианским мировоззрением, но полемизирующая с рядом положений средневековой этической доктрины.





Дата добавления: 2015-05-23; просмотров: 11865; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8890 - | 7574 - или читать все...

Читайте также:

 

3.94.129.211 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.