Билет №20. Сатирического жанра, народные, элюстрации к сказкам

1). Что такое лубок?

Сатирического жанра, народные, элюстрации к сказкам. Выполняется на дереве, на мягкой древесине. Вырезали Ножами после того, как всё вырезано, печатали. Рисунок был чёрно – белый, а потом разукрашивали анилиновыми красителями или акварелью (водорастворимой краской).Сюжеты картин Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д.Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Гёте, Радклиф, Коттен, Шатобриана и других писателей.В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).

2). Творчество Федотова.

Федотов Павел Андреевич (1815-1852).

Реалист, баталист, живописец. Натантливый художник. Родился 22 июня 1815 г. в Москве, в большой семье бедного чиновника. Детство прошло в бедности.

В одиннадцать лет был определён в воспитанники 1 – го Московского кадетского корпуса, отличился своими блестящими способностями. Темами его рисунков становятся полковые учения и лагерная служба.

В 1830 г. он стал унтер – офицером, в 1833 г. окончил курс.

Переселился в Санкт – Петербург. Жизнь в полку была трудной, а здоровье – слабым. Но находил время на рисование. Через три года службы начал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств. Изучал формы человеческого тела. Рисовал придуманные им жанровые сцены. Писал портреты своих сослуживцев и знакомых (князь <<Михаил Павлович>>). Летом 1837 г. возратился в Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный этой живописной сценой начал работу и за три месяца закончил большую акварельную картину “Встреча великого князя”.

Картина была представлена великому князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень. Вслед за этим он принялся за другую картину, “Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновленном после пожара”. Испытывая большую нужду, решился представить эту ещё неоконченную картину великому князю, который показал её своему августейшему брату. Дали добровольное право оставить службу и посветить себя живописи с содержанием по 100 рублей в месяц.

Федотов стал заниматься батальной живописью, стал ещё усерднее заниматся рисованием и писанием этюдов с натуры (“Переход егерей вброд через реку на маневрах”,”Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника”и несколько композиций на тему “Казарменная жизнь”).

Ему были присущи: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий.

Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Простота композиционного решения (“Набережная Васильевского острова зимой”). От альбомов разрозненных набросков и рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведения (“Нравственно – критических сцен из обыденной жизни”, которая была исполнена в технике сепии: “Крестины”, “Модный магазин”, “Мышеловка”, “Первое утро обманутого молодого”).

Федотов заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приемов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1846 г. написал по имевшимся уже в его альбоме наброскам, “Свежий кавалер”, или “Утро чиновника, получившего первый крест”.

На выставке 1849 года Федотов впервые показал свои картины <<Свежий кавалер>>, <<Разборчивая невеста>>, <<Сватовство майора>> и сразу завоевал популярность. Художник раскрыл большие социальные конфликты.

Настоящего драматизма Федотов достигает в своей последней работе <<Анкор, ещё Анкор!>>. Мрачное, тоскливое чувство наполняет картину.

За восемь лет работы Федотов создал целый ряд живописных произведений и бесчисленное множество рисунков.

Он умер в больнице для душевно больных.

3). Русский реалистический пейзаж.

Художники второй половины 19 века обратились к национальной теме и стали основоположниками русского реалистического пейзажа. В конце 60-х годов обозначились две основные тенденции в развитии пейзажной живописи. Одни художники, обращаясь к мотивам поздней осени, грязному талому снегу, лежащему на проселочных дорогах, безмолвным снежным долинам старались передать дух пессимизма, который витал в обществе. Другие, напротив, создавали в своих произведениях образы прекрасных далей, полей и лугов, маленьких русских деревень и красивых православных храмов.
А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. А. Васильев и А. И. Куинджи создали неповторимые образы русской природы. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897), окончив Училище живописи и ваяния, на протяжении 50-х годов участвовал в выставках этого учебного заведения. Работы этого периода продолжают еще сохранять влияние романтической пейзажной живописи, но при этом видны и значительные изменения в творческой манере художника. Так сюжетом для картины «Вид на Кремль в ненастную погоду» становится мотив приближающейся грозы и введение архитектурного ансамбля в композицию связывают это произведение с пейзажами прошлого, а дальние планы выполнены по-новому, реалистично.
В 60-х годах в творчестве Саврасова начинает преобладать крестьянский пейзаж. Природа сливается с жанровыми мотивами. Такую цельность живописного решения можно увидеть в его картине 1867 года «Сельский вид». На конкурсе в «Обществе поощрения художников» Шишкин представляет свою картину «Лесная глушь» (1872г.). Вводя зрителя в плоскость картины с помощью открытого переднего плана, обобщая пространство благодаря соотношениям светлых и затемненных планов, художник создал удивительную атмосферу дремучего русского леса.В конце 70-х Шишкин обращается к равнинным пейзажам. Большой композиционной удачей становится работа «Рожь» (1878 г.). Хлебное, поле дорога, возвышающиеся над ними сосны прекрасно соотнесены относительно друг друга.
В 1889 Шишкин пишет в последствии одну из самых популярных своих картин «Утро в сосновом лесу» (1889 г.).
В 90-е г. Создаются прекрасные поэтические зимние пейзажи: «Зима» (1890 г.), «На севере диком» (1891 г.). Последняя особенно интересна, в связи с тем, что характерное для Шишкина эпическое начало, здесь приобрело трагический оттенок.Куинджи (1842-1910). Едва ли не впервые в русской живописи так ярко и выразительно раскрыта тема украинского пейзажа. Одно из лучших произведений 70-х годов стала картина «Украинская ночь» (1876 г.). Благодаря колористическому усилению пленэрной цветовой гаммы и поэтическому обобщению известный сюжет стал восприниматься совершенно по-новому. Его работы отличались еще и уникальным творческим методом: живописные полотна редко напрямую повторяли, сделанные на натуре этюды. Композиция обычно строилась на плавных, спокойных линиях. Подчеркивая одну деталь с помощью цвета, художник давал характеристику всему пейзажу. Куинджи особенно интересовала световая и цветовая градация пейзажей с эффектным освещением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: